Найти тему

Жёны княжеские. Гедиминовна

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Фото из открытых источников интернет взято в иллюстративных целях
Фото из открытых источников интернет взято в иллюстративных целях

Гедимин тяжёлым взглядом глядел за окно. Там в тенистом парке снова с собакой бегала его младшая двенадцатилетняя дочь. Бегала, играла и не подозревала, что уже едут сваты. Что об этом могла знать эта вертлявая, совсем не похожая на девушку девчонка????

Великое княжество Литовское и Русское своим возникновением было обязано Великому князю Гедиминасу , который за годы своего правления захватил и присоединил к Литве Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли. В зависимость от Литвы попали Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества. Многие русские земли, стремившиеся найти защиту от монголо-татар, присоединялись к Литве. Внутренний порядок в присоединенных землях не менялся, но их князья должны были признать себя вассалами Гедиминаса, платить ему дань и поставлять войска в необходимых случаях.

Памятник князю Гедемину в Витебске. Фото из открытых источников интернет
Памятник князю Гедемину в Витебске. Фото из открытых источников интернет

Сам Гедиминас стал называть себя «королем литовцев и многих русских». Официальным языком и языком делопроизводства княжества стал старо-русский (близкий к современному белорусскому) язык. В Великом княжестве Литовском не было преследований по религиозному и национальному признакам. Да он и сам был женат на русской княжне Ольге Всеволодовне, которая подарила ему и сыновей, и дочерей. Дочь Айгуста родилась в 1320 году, а через 3 года Гедимин основал новую столицу и перевёз туда свой двор и семью из Тракайского замка.

Вот теперь и время младшей их дочери, видимо тоже пришло. Брак будет чисто политическим. Удастся ли молодым - княжичу Симеону Ивановичу и его дочери Айгусте - найти общий язык? Девчонка-то больше на облезлую белку похожа: прыгает по деревьям, собаку дразнит... Ишь, разошлась!

-Айгуста, иди переодеваться! Скоро гости прибудут! - это её нянька зовёт. Интересно, отцу придётся ли вмешиваться в этот раз?

-Бегу!

Собака Айгусты, заливаясь радостным лаем летела следом, мешалась у ног, заставляя хозяйку путаться в недлинном платье. Эх! Хоть бы судьба была к ней милостива...

Замок Гедемина в Вильнюсе. Фото из открытых источников интернет
Замок Гедемина в Вильнюсе. Фото из открытых источников интернет

Брак княжича Симеона с Айгустой был частью договоренностей между московским князем Иваном Даниловичем, по прозванию Калита и литовским князем Гедимином, которые в определенный момент поняли, что силы их примерно равны. И можно не воевать друг с другом, а помочь на более выгодных направлениях. Если говорить конкретнее, то Московский князь как раз воевал с Новгородом и решил заручиться поддержкой Великого Литовского княжества. А союзы такого рода в средневековье было принято скреплять помолвкой своих детей.

Литовцы были язычниками. Дети Великого Литовского князя - тоже были язычниками, как и их отец. Ну и что,что мать была православной. Религии ещё никому не мешали в то время. После сговора княжну Айгусту стали готовить к принятию православия, а потом и крестили, нарекли её красивым именем Анастасия.

Симеоновская летопись запишет, что морозной зимой 1333\1334 года «…бысть брак велик на Москве». Это характеристика свадьбы московского княжича и литовской княжны говорит о её значимости в глазах современников. Наследник, рождённый в молодой семье, внук двух могущественных правителей, мог претендовать на княжение в спорных западнорусских землях.

А. Васнецов Москва в 14 в.
А. Васнецов Москва в 14 в.

Москва встретила невесту шумом Торга и стройкой. Достраивался Кремль, строились палаты и дома, работали ремесленники, шумели торговцы... Анастасия жадно всматривалась в происходившее вокруг из маленького окошка дорожной повозки. Интересно, каков её муж? Как её примет княгиня, она ведь тоже совсем недавно вышла замуж за Московского князя... А князь Иван Данилович? Так ли суров, как рассказывали слуги?

Княжичу Семёну исполнилось 16 лет. Анастасии на момент бракосочетания будет уже 13. Своего первенца Анастасия Гедиминовна родит через три года. Его назовут Василием.

К сожалению, и он, и его младший брат Константин, рождённый в 1340 году, умрут во младенчестве. Третья беременность закончилась рождением девочки, которую назвали Василисой - царственной в переводе с греческого. Симеон, конечно, ждал наследника. Но жена его была еще молода, волноваться по этому поводу было рано.

Однако, в 1345 году в Москву пришла чума.

Княгиня Анастасия успела выделить деньги на роспись Спасо-Преображенского собора Московского Кремля, пригласила греческих мастеров. Так, надеясь умилостивить Бога, княгиня решила просить за мужа и дочь. Для нее, как и для Семена, украшение кремлевских храмов было своего рода покаянием, молитвой. Однако ей не суждено было увидеть этих росписей.

Собор Спаса на Бору. Изображение из открытых источников интернет
Собор Спаса на Бору. Изображение из открытых источников интернет

Работы уже после её смерти выполняли мастер по имени Гойтан с греческими и русскими учениками, из которых известны имена Семёна и Ивана.

Последние годы короткой жизни Анастасии Гедиминовны были безрадостными - потеряна надежда на рождение сына, а вместе с ней любовь и уважение мужа. Моление о смерти становилось всё настойчивее, ведь смерть обернулась бы избавлением для них обоих. Для неё - от невыносимых душевных мук, для него - от жены «пустоцвета».

Чума зимы 1344-45 годов не обошла княжеский дом. Умирали слуги. Занемогла и княгиня Анастасия Гедиминовна. Почувствовав приближение смерти, она ушла в Спасо-Преображенский монастырь и приняла там схиму. Младшая дочь Литовского князя Гедиминаса скончалась 11 марта 1345 года. Тихо и незаметно для окружающих. После её кончины, чума из Москвы потихоньку ушла. И муж - Великий князь Семён Иванович - и дочь Василиса остались живы.

Княгиню похоронили в подклете храма, который распишут приглашённые ею мастера, в стенах церкви, об украшении которой она так заботилась.

Овдовев весной, князь женится второй раз уже летом. Только радости этот брак не принесёт.

Могилу княгини Анастасии Гедиминовны, первой жены московского князя Симеона Гордого, уничтожат при сносе монастыря в 1933 году.