19 ноября 1942 г. РККА перешла в контрнаступление под городом на Волге. Через 4 дня окружение 6-й армии вермахта было успешно завершено и 330 тыс. фашистов оказались в мышеловке. Гитлер пришел в ярость от новости и запретил Паулюсу покидать Сталинград. Ситуацию мог спасти лишь молниеносный прорыв, а Геринг дал фюреру клятву, что авиация обеспечит всем необходимым окруженную группировку.
Гитлеровцы перебросили на Тацинскую и Морозовскую авиабазы половину транспортных самолетов Третьего Рейха. Огромные "Юнкерсы-52" с грузами летали в город на Волге непрерывно. Кроме того, группа "Дон", которой командовал Манштейн, нанесла удар с юго-запада в направлении Сталинграда. К нему красноармейцы были не готовы, так как наступление ожидалось с запада, где и сосредоточили основные силы. В итоге положение сложилось аховое и враг мог со дня на день спасти окруженную группировку.
Лучшая защита – нападение!
Сталин и его генералы были вынуждены срочно внести коррективы в план. Они отменили операцию "Сатурн" – удар РККА в направлении Ростова-на-Дону, с целью полностью окружить силы вермахта на Северном Кавказе. Параллельно с этим в Ставке решили осуществить операцию "Малый Сатурн". Её суть заключалась в следующем:
1) Ударить севернее группы "Дон" по наименее крепким 8-й итальянской и 3-й румынской армиям с Осетровского плацдарма на р. Дон, прорвать их оборону и уничтожить;
2) Одновременно 3 танковых корпуса должны были глубоко вклиниться в немецкий тыл, чтобы отвлечь основные силы Манштейна и не допустить их прорыв к Сталинграду; а) при этом 25-му ТК предстояло уничтожить немецкую авиабазу на хуторе Морозовском; б) 24-му ТК под руководством генерала Баданова, предписывалось ликвидировать аэродромы возле станицы Тацинской.
Возле Тацинской базировались 200 "Юнкерсов-52", обеспечивающие ключевые поставки в сталинградский котел, куда уже угодила 6-я армия Паулюса.
Дерзкий рейд в тыл врага.
17 декабря 18-й и 25-й ТК прорвали линию вражеской обороны, а уже вечером 24-й ТК форсировал реку Дон. В его состав были включены 3 танковые бригады и одна мотострелковая, плюс зенитный полк и дивизион "Катюш". Всего же в операции приняло участие 10.7 тыс. чел., 159 танков Т-34 и Т-70. Мощной группировке предстояло пройти до Тацинской 250 километров, поэтому красноармейцы взяли двойной запас еды, боеприпасов и ГСМ.
Корпус наступал стремительно. Машины двигались двумя колоннами, даже ночью. По пути бойцы освобождали населенные пункты, ликвидируя гарнизоны врага. 19 декабря силами 4-й и 130-й танковых бригад они захватили село Маньково, уничтожив 10 танков, 2 зенитные батареи и 850 фашистов. В качестве трофеев были взяты 300 грузовиков и склады, в том числе с топливом и боеприпасами. Грузовики пришлись весьма кстати, т.к. корпус был ими укомплектован лишь на 50%. Их распределили между бригадами, причем многими управляли пленные итальянцы, а в кабину к каждому из них посадили по стрелку.
На станции Чертково красноармейцы освободили из вагонов 400 человек, которых хотели угнать в Германию. Кроме того, в селе Кутейниково было ликвидировано 420 фрицев. В каждом населенном пункте оставался небольшой гарнизон, чтобы их не захватил враг до подхода основных сил РККА. За 3 дня машины прошли 120 км. А когда налетали Юнкерсы, танки развертывались в тонкую линию и двигались на максимальном ходу.
Ночью 22 декабря рейдеры освободили Ильинку. До Тацинской оставалось 60 км., но на пути к ней лежала станица Скосырская, которая находилась на перекрестке дорог. Её захватили в ночь на 23 декабря, истребив 800 казаков и фашистов, а 220 захватили в плен. Два Т-34 по приказу Баданова обошли станицу и устроили засаду. После этого появилась возможность сэкономить снаряды, давя гусеницами вражеские грузовики.
Захват аэродромов.
Тацинскую обороняло около 2 тыс. фашистов и 10 артиллерийских батарей. Командование гарнизона догадывалось, что в их тылу действует русский танковый десант. Однако вражеские стратеги и предположить не могли, что это целый корпус, поэтому атаки не ожидали.
Внезапно ровно в 7:30 утра 24.12.1942 г. "Катюши" ударили по Тацинской и близлежащим аэродромам. Параллельно с запада и востока на штурм пошли 3 танковые бригады. В 9 утра 1-й и 2-й батальоны 130-й ТБр вломились на ближний аэродром, тараня самолеты и стараясь бить в хвосты "Ю-52". Вражеских летчиков косили из пулеметов, а несколько минут спустя 3-й батальон бригады проник на станцию, где сжег дотла 2 эшелона с топливом для самолетов.
Одновременно с этим 54-я ТБр. напала на аэродром "Тацинская-Юг". Вот, что об этом вспоминал непосредственный участник событий, лётчик люфтваффе Курт Штрайт:
"Советские танки, ведя огонь, внезапно врываются на аэродром. Самолёты сразу вспыхивают, как факелы. Всюду бушует пламя. Рвутся снаряды... Начинается безумие... Со всех сторон выезжают на стартовую площадку и стартуют самолёты. Всё это происходит под огнём и в свете пожаров... Вот один JU-52, не успев подняться, врезается в танк, и оба взрываются со страшным грохотом в огромном облаке пламени. Вот уже в воздухе сталкиваются "Юнкерс" и "Хейнкель" и разлетаются на мелкие куски вместе со своими пассажирами".
М. Брагин, "Ватутин (путь генерала) 1901-1944".
По немецким данным было подбито и раздавлено гусеницами 72 самолета, по советским – 300.
Возвращение домой.
Самое трудное для бригады началось после разгрома авиабазы. Баданов получил приказ Ставки: удержать до подхода армии Тацинскую во что бы то ни стало. Только вот дерзкий захват аэродромов привел к тому, что Манштейн уменьшил давление на Сталинград и бросил главные силы группы "Дон" (130 танков) на уничтожение 24-го ТК. К слову, в нем к тому времени на ходу осталось 58 танков и закончились боеприпасы, поэтому в ход пошло трофейное оружие.
Вскоре возникла и острая нехватка солярки. Полковник Орлов придумал ей замену, смешав 25% бензина и 75% авиамасла. В итоге помощь так и не пришла, однако за судьбой героев ежедневно следил сам Сталин:
"Помните Баданова, не забывайте Баданова, выручайте его во что бы то ни стало!"
Маршал Жуков, "Воспоминания и размышления".
Лишь 28 декабря генерал получил приказ на отход. Глухой ночью корпус прорвал кольцо окружения и вышел к своим в Ильинку. В ходе дерзкой миссии было ликвидировано: 84 танка, 72 самолета, 108 орудий и 11.3 тыс. фашистов. В плен отправились 4.8 тыс. солдат и офицеров врага. За беспримерный подвиг корпус преобразовали во 2-й Гв. ТК с присвоением звания "Тацинский", а Василию Михайловичу вручили орден Суворова 2-й степени под номером 1. Рейд Баданова – одна из самых ярких страниц боевой истории России, которая еще в ходе ВОВ стала легендой.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.