Найти тему
1,7K подписчиков

Котовник Фассена: для садов и для котов

342 прочитали

В последнее время котовник стал очень популярным растением среди садоводов, его рекомендуют в качестве компаньона к розам (вместо лаванды), как прекрасный заполнитель "природных" цветников, как отличное "бордюрное" растение... Про котовники написаны сотни различных статей, поэтому здесь я не буду углубляться в описание видов котовника или воспевать хвалебные оды котовнику Фассена, а расскажу о своих впечатлениях от общения с этим растением, причем весьма неоднозначных.

Это котовник Мусина у меня на даче, начало мая.
Это котовник Мусина у меня на даче, начало мая.

Котовник появился у меня на даче в числе первых растений как хороший заполнитель пустого места. При этом, изучив "матчасть", я точно знала, что мне нужен именно котовник Фассена (Nepeta x faassenii). Брала я его с рук, и в итоге это, конечно же, оказался не котовник Фассена, а котовник Мусина (Nepeta mussinii). Они очень похожи, и часто можно видеть продающиеся семена котовника Фассена, но это не он! Котовник Фассена отличается от котовника Мусина, во-первых, своей стерильностью (котовник Фассена сеяться не может!!!), во-вторых, строением листа. У котовника Фассена лист более заостренный, а у котовника Мусина - более широкий и тупой на конце.

Мой котовник Мусина на даче сеялся, но не очень активно. Пока пустого места хватало, он рос как хотел. Потом практически весь котовник из цветников был убран, одна часть была посажена в приствольные круги деревьев, а другая часть - отправлена на вторую (пустующую) часть участка, где растет и по сей день. Там, кстати, на песке без поливов и на полном солнце, он выглядит аккуратнее и не разваливается.

В свой новый сад я котовник Мусина перевозить не стала именно из-за его самосева. Вначале я вообще котовник сажать не хотела, я особых восторгов по его поводу не разделяю, для меня он какой-то неопрятный большую часть сезона. Поэтому, кстати, я не очень принимаю котовник как партнера для роз: такие статные шикарные розы, и вдруг у них "в ногах" валяется синенькое неопрятное разваливающееся "нечто".

Случайно в середине 2021 года мне досталась пара корешков сортового котовника Фассена "Сикс Хиллс Гиант" ("Six Hills Giant"). В описании указано, что он довольно высокий и обильно цветущий, плюс стерильный. В общем, я решила дать ему шанс. Ну что сказать. На фотографиях, конечно, всё кажется очень даже ничего, но в действительности...По итогам сезона 2022 весь котовник "Six Hills Giant" выселен за забор украшать собой клумбу из покрышки, оставшуюся от прежних хозяев.

Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду, начало июня 2022.
Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду, начало июня 2022.

Из пары корешков к осени 2021 года было уже несколько довольно крупных кустов, которые я посадила в цветники. И в 2022 году они наросли в огромные, не очень опрятные кусты не меньше метра в диаметре, которые погребли под собой все сидящие рядом растения. Пришлось их связать и подвязать, но это, конечно, уже не то. Ведь вся красота котовника именно в его свободном росте. Так что у себя я котовник из цветников убрала. Для меня это растение больших объемов для больших пространств.

Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду, середина июля 2022. Уже развалился на всё, что можно.
Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду, середина июля 2022. Уже развалился на всё, что можно.

Что касается отношения котов к котовнику Фассена. Многие пишут, что до котовника Фассена котам нет дела. Ха-ха. Коты тоже разные бывают. Возможно, что именно ваш котик абсолютно равнодушен к котовнику, и это хорошо. Но ко мне на участок приходят погулять коты со всех окрестностей (мёдом им намазано, что ли?). И вот из них где-то треть вообще не обращает на котовник внимания, а вот остальные: часть приходит просто понюхать и пожевать, а часть - уверенно поваляться, желательно в середине куста. Подчеркиваю - это именно котовник Фассена!

Пришлось оставить им "на задворках" два куста котовника, они целенаправленно ходят на нем полежать, зато не лезут в остальной сад. При этом больше всего им нравится именно отрастающий (или обрастающий после обрезки) котовник, котовник уже цветущий такого энтузиазма не вызывает. Ну тот, на котором они валяются, зацвести даже не пытается)))

Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду (ещё один куст), конец июня 2022. Этот куст в начале весны был посажен маленьким отростком от большого куста.
Котовник Фассена "Six Hills Giant" в новом саду (ещё один куст), конец июня 2022. Этот куст в начале весны был посажен маленьким отростком от большого куста.

Во всем остальном котовник, конечно, абсолютно беспроблемное растение. Никаких вредителей (кроме котиков) на нем не бывает, ему не требуется полив и удобрение, он любит сухие неплодородные почвы, но при этом вполне нормально переносит и дожди. Да, в интернете пишут, что он выпревает и вымокает после зимы, но у меня совершенно другой опыт. Возможно, что на тяжелых почвах так и происходит, но котовник, в принципе, растение не для тяжелых почв.

Что касается обрезки. После цветения я котовник обрезаю довольно сильно, минимум половину, а то и 2/3 по высоте куста. Обрастает он очень быстро, а мне котовник даже больше нравится именно в процессе отрастания новых побегов, чем в цветении. Так что я иногда его обрезала по несколько раз за сезон, как только начинал отцветать.

На зиму котовник я чаще всего вообще не обрезаю (просто не успеваю), так и зимует с цветоносами. Потом весной, как снег сойдет, срезаю всё "под котовского", оставляя два-три сантиметра, и всё. Но можно, если есть время, обрезать и в зиму. Опять же, многие пишут, что у них после осенней обрезки котовник "не вышел" из зимы. Возможно, что дело опять же в тяжелых почвах, но, по моему опыту, котовник - вообще неубиваемое растение. У меня он пережил и засуху, и наводнение, и жизнь во льду.

Наводнение у нас на даче в апреле 2018. Обведенный красным - это необрезанный в зиму котовник. Затопленным под водой он жил неделю, а потом еще почти месяц вода стояла на уровне земли (ткнешь пальцем в землю - а там вода). Ничего с ним не случилось.
Наводнение у нас на даче в апреле 2018. Обведенный красным - это необрезанный в зиму котовник. Затопленным под водой он жил неделю, а потом еще почти месяц вода стояла на уровне земли (ткнешь пальцем в землю - а там вода). Ничего с ним не случилось.

Что в итоге я могу сказать про котовник. Лично я отношусь к нему нормально, но у себя в саду видеть больше не хочу. Считаю, что котовник Фассена, особенно в наших широтах и южнее, это растение больших садов, и если вы можете предложить ему много места, то это будет прекрасная картина. Но сажать котовник в маленьких пространствах, а потом постоянно держать его "в рамках", да ещё, возможно, бороться с котиками, - для меня это слишком. Возможно, что в регионах севернее Воронежа котовник Фассена ведет себя более сдержанно, соответствует заявленным в описании параметрам и выглядит более аккуратным (а возможно, что и нет).

Мне кажется, что в нашем регионе и южнее намного интереснее будет смотреться лаванда узколистная, которая совсем не так привередлива, как про неё говорят (но это уже совсем другая история).

Рада видеть всех на своем канале. С удовольствием отвечу на вопросы.

Буду благодарна, если поделитесь своим мнением и/или опытом.