Найти тему
Пикабу

Обзорная прогулка по кинолентам разнопланового мастера сценария и режиссуры - Билли Уайлдера, ч.1

Быть режиссером фильма — это все равно что командовать матросней Христофора Колумба, которая требует повернуть назад.

Федерико Феллини.

Билли Уайлдер (1906-2002) - человек прежде всего большого чувства юмора. Комизм так или иначе присутствует во всех его лентах и выступает лигатурой, скрепляющей и облагораживающей повествование, вдыхая в пойманные образы жизнь. Как и всякий подлинный юморист он понимал: шутить можно о чём угодно, где угодно и когда угодно - иначе в нашей круговерти сует просто нельзя. Не было ему дела до абсурдного Кодекса Хейса, он сам писал и в большинстве случаев сам творил фильмы, что лягут в основу классического Голливуда, подвергая критике и сатире всё, без цензуры, в том числе этот самый Голливуд. Тебе, читатель, как и подавляющему большинству соотечественников, он знаком, верно, лишь по картине "В джазе только девушки"? Не умаляя её достоинств, должен сказать: есть у мастера не менее, а то и более занятные вещи, да даже худшие из них хороши, самобытны. И в каждой чувствуется большая любовь к зрителю, заботливое к нему отношение.

"Майор и малютка" 1942г. - совершенно небанальный романтическо-комедийный фильм, наиболее подходящий для просмотра с дамой сердца. Джинджер Роджерс хороша отнюдь не только в танцевальном дуэте с Фредом Астером и здесь она прекрасно демонстрирует это. Хотя и не похожа она на 12-летнюю, за которую себя выдаёт, это простительно здесь так же, как простительно Ирине Муравьёвой в "Карнавале", а всё за счёт игры. Ну, а Рэй Милланд всегда убедителен и в похвалах не нуждается. ===.

В следующей работе Уайлдер выступает как сценарист, режиссёром же является Эрнст Любич, которого сам Билли считал недостижимым для себя идеалом, гением постановки, мечтал работать с ним ещё до переезда в США и вот эта мечта осуществилась, великие люди искусства сошлись, чтобы создать этот шикарный фильм.Ниночка" 1939г. - добрейший из американских фильмов, где присутствуют русские; изумительная в тонкости своей комедия гротеска. Добрый, основанный на контрасте национальный юмор. Диалоги, игра Мелвина Дугласа,отряда советов" и в особенности Греты Гарбо - то, чем фильм приятно удивляет. Стереотипы обыграны мастерски и хотя ни сценаристы, ни режиссёр не были в Союзе, фильм говорит о нём много достойней, нежели многие отечественные. ===.

"Один, Два, Три" 1961г. А вот в этой сатирической комедии Уайлдер - известный циник - разыгрался по полной. Высмеяны здесь и американцы, и немцы, и советы. Лучшая некриминальная роль Джеймса Кэгни. По духу схоже с "Ниночкой", но куда более едко. ===.

"Туз в рукаве" 1951г. Если предыдущий фильм был едким, но добрым, то цинизм этого злостен и, к сожалению, правдив в своём приговоре обществу. Крайне оригинальная находка Уайлдера-художника и Уайлдера-скульптора. Ситуация в фильме ужасна, но по-чёрному она не может не смешить и не быть одновременно драмой. Кирк Дуглас - не тот, кого ожидаешь в этой роли, но справился он с ней идеально. Не всем героям фильмов-нуар ходить в плащах под проливными дождями по грязным городам да сыпать остротами в прокуренных кабаках и кабинетах. ===.

"Двойная страховка" 1944г. Если вы не смотрели этот фильм - вы не знаете, что такое "нуар". Ни "Гильда", ни "Китайский квартал", ни предыдущая работа не раскрывают это понятие так, как он. И он не устарел, ощущение "книжности" повествования с первых кадров - верный знак, всегда. ===.

Если на это требовалось восемьдесят дублей, я терпел и снимал восемьдесят дублей, потому что восемьдесят первый был очень хорош - Билли Уайлдер.

"Свидетель обвинения" 1957г. Отойдём от мрачности чуть поодаль и от образцового нуара перейдём к образцовой судебной драме. О да, Уайлдер задал стандарты качества для многих вещей и был прав называя свои работы "картинами", особенно эту. Чарльз Лоутон и Марлен Дитрих блистают. Фильм по Агате Кристи и это тот единственный случай, когда экранизация ей угодила, что тоже кое-что говорит. А меня особо трогает финальная просьба не рассказывать сюжет этого фильма тем, кто его ещё не посмотрел. Последую и я ей, сказав лишь, что это дивное сочетание остроумия и интриги, максимально высококлассно исполненное. ===.

- Что думают о вас люди, которые знали и работали с вами сорок лет назад, когда встречают вас сейчас?

- Они все умерли. В этом вся беда, понимаете, в том, что и засранцы тоже умирают. На том свете я буду все время бояться, что снова встречусь с ними. Я увижу всех этих засранцев, они соберутся там! И все будут сидеть в кофейне. Это единственное, чего я боюсь. Я... Я не верю в загробный мир. Но иногда могу заставить себя в него поверить. И тогда я спрашиваю себя: «О чем мне с ними говорить? Что я им скажу?»

"Квартира" 1960г. - просто бесподобная комедия, классика классик, имеющая то же значение на Западе, что и у нас - гайдаевские. Сходство с Леонидом Иовичем прослеживается и в характере Уайлдера, в его любви рассмешить, мастерски это уловив и исполнив, оставаясь при этом закрытым и строгим. ===.

Дух в произведении искусства - это его идея. Душа - атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, - его тело - Михаил Чехов.

У Билли Уайлдера в голове целый набор острых лезвий - Уильям Холден о Уайлдере.

"Сансет бульвар" 1950г. Главное, невероятно атмосферное творение Уайлдера. Покажи в "Крёстном отце" Коппола сюжетную линию из романа с поднаготной кинопроизводства и возможно этот фильм был бы смещён с Олимпа, но нет - он по-прежнему остаётся главной работой, критикующей Голливуд. Критикующей, смеющейся и сочувствующей его жертвам. Смотреть только в оригинале с субтитрами, голос Уильяма Холдена нельзя отодвинуть на второй план, перекроить экспрессивность Глории Свенсон - вовсе преступно. Билли Уайлдер прожил долгую жизнь, имел громадный жизненный опыт, был мудр и на радость каждому любителю хороших вещей (к чему тратить нашу короткую жизнь на второсортное?) - плодовит. А потому - продолжение следует. ===.

-10

Благодарю за внимание!

Пост автора StariyRomantic.

Комментарии к посту на сайте Пикабу.