Поняв, что в компанию 1854 года сделать более ничего не удастся, а так же понимая, что Финский залив вскоре будет скован льдом, англичане ушли из Балтики в сентябре 1854 года.
В начале 1855 года в Британии пало правительство Абердина (царь Николай назвал это «большим ремонтом в английском правительстве», который вряд ли «направлен в лучшую сторону»), ну а сам российский правитель умер в марте 1855 года. Посол Франции в Лондоне Александр Валевский отмечал, «что шансы на смену правительства еще раз будут тем больше, чем дольше продлится эта война».
Хотя к власти пришли новые люди – Александр II и Пальмерстон – война продолжалась по старым планам, в частности вся кампания 1855 года на море велась по наработкам Грэхэма, ушедшего в отставку 22 февраля 1855 года. Вуд же занялся пока фантазиями и теоретизированием.
Задачей, поставленной Балтийской эскадре, было взятие Свеаборга, что вряд ли удовлетворяло британскую общественность, которая требовала от своего флота похода на Кронштадт, Петербург, и эффектного окончания войны.
Командующим эскадрой вместо Нэпира претендовали сразу несколько адмиралов, включая знаменитого Томаса Кокрейна или контр-адмирала Генри Бима Мартина, однако назначили Ричарда Сандерса Дандаса, при этом сразу же его предупредили, что все французские корабли в этом году будут задействованы на других театрах, поэтому Свеаборг – это чиста британская задача. Как считало руководство Роял Неви – бомбардировка Свеаборга связана с минимальным риском, на что уже уволенный Нэпир через газеты ядовито заметил, что «еще меньший риск – просто остаться в Спитхэде».
Отдельно повеселил Грэхэм, который заявил, что выбрал Дандаса на кампанию 1855 года, поскольку он не имеет опыта Наполеоновских войн и не будет молиться на «Nelson’s touch». Тут уже Кокрейн начал извращаться в остроумии, невинно интересуясь – интересно, а каким образом Балтийская эскадра сможет «прорезать» Свеаборг?
На самом деле, задай кому-нибудь вопрос – а почему собственно Свеаборг? – никто бы из адмиралов и политиков ответить бы не смог. По идее на Балтике были гораздо более лакомые цели, например – Рига, или Ревель, или Кронштадт, или даже Петербург, но выбрали именно Свеаборг. Пальмерстон позже признавался, что поскольку Бомарзунд не был признан современной крепостью, Англии как воздух нужен был триумфальный захват какой-нибудь цитадели, дабы успокоить и направить в нужное русло общественное мнение.
Основанием для плана атаки Свеаборга послужил меморандум кэптена Бартоломью Джеймса Саливана, главного инспектора Балтики (chief surveyor in the Baltic), который умудрился в своей записке предложить три разных плана: 1) либо близкая блокада Российского побережья; 2) либо разрушение Свеаборга и Кронштадта; 3) либо последовательность мелких набеговых операций на русские берега, дабы «заставить все население России почувствовать зло войны в максимально возможной степени». Поскольку наиболее детально Саливан рассмотрел в своем докладе бомбардировку Свеаборга – выбран был именно этот город, остальные предложения, в том числе и атаку Кронштадта, скромно опустили.
Было и еще одно обстоятельство – еще в 1854 году стало ясно, что укрепления русских в Финском заливе слишком сильны. Для атаки того же Кронштадта нужно было большое количество мортирных ботов и бомбардирских судов с новыми орудиями, а достаточное количество их могло быть спущено на воду только к лету 1856 года. То есть по уму получалось, что в действиях на Балтике в 1855-м… нужно было сделать перерыв, а этого очень не хотелось.
Собственно французы, подумав, тоже решили не отставать англичан и включить свои корабли в состав экспедиции, и их силы, выделенные для Балтики, возглавлял Шарль-Эжен Пено, который получил под команду 3 паровых mixte-ЛК, и 2 парохода. Пено был точной копией Дандаса – опыта больших военных конфликтов не имел, участвовал в высадке в Алжире и опиумной войне.
Проблема перед эскадрой Дандаса-Пено встала ровно та же, что и перед эскадрой Непира – отсутствие приемлемого количества малых кораблей. Даже опуская нецелесообразность их реального использования, королевские верфи сейчас были заняты срочным перевооружением ЛК и фрегатов, и за 1854 год вместо планируемых 50 канонерских лодок с большими мортирами было построено… 2 единицы.
Тут мог бы сработать французский проект плавающих бронированных барж типа «Девастасьон». Французы занимались вопросами бронезащиты аж с 1843 года, пробуя защитить подобные амфибии не только железом, но и… каучуком, отделами, набитыми углем, слоями чугуна, угля и железа, и т.д.
Обстреливать форты с близкого расстояния с деревянных ЛК французы категорически не хотели, поскольку, как писал Наполеон III «нельзя рисковать судном, несущим 80 орудий и 1200 человек экипажа, в противостоянии с куском гранита с несколькими орудиями и десятком артиллеристов». Собственно отсюда и растут ноги разработки прибрежного судна для атаки фортов, которая при этой атаке не подвергалось бы большим повреждениям. Но из 10 заложенных плавучих бронированных батарей на апрель 1855 года было готово лишь 3 (и все их отправили на Черное море), и ускорить их строительство было невозможно.
Наполеон III передал англичанам чертежи батарей, попросив взамен чертежи 68-фунтового орудия Ланкастера и… яхту королевы Виктории, поскольку хотел себе точно такую же.
ЗЫ: британская эскадра должна была прибыть на Балтику в апреле 1855 года, но прибытие было внезапно отложено. Дело в том, что флаг-шип эскадры 131-пушечный "Дюк оф Веллингтон" из-за ледовой обстановки случайно столкнулся с американским торговым судном, шедшим в Россию. Американец, увидев в ночи перед собой множество сигнальных огней, решил проскочить между двумя, как ему казалось, крайними огнями, и врезался в тушу "Дюк оф Веллингтон" на полном ходу прям посредине.
"Неужели русские хакеры?" (с)