Найти тему

Анализ франшизы «VЛАVАШЕ» на основании открытых источников

Продолжаю рубрику по анализу крупных франшиз. Сегодня мы разберем крупную локальную сеть Санкт-Петербурга в сфере общепита «VЛАVАШЕ».

Основными целями данного проекта являются:

· Показать, что можно достаточно легко много узнать о франшизе, планируемой к приобретению, еще до первого общения с отделом продаж;

· Рассказать, какие бесплатные инструменты можно использовать для анализа франшиз и как их применять.

Дисклеймер: анализ франшизы был проведен исключительно исходя из общедоступной информации в сети «Интернет», для чего использовались:

· Официальные ресурсы правообладателя;

· Сайты государственных органов;

· Информация о франшизе, предоставленная в открытых каталогах и рейтингах франшиз.

Автор не преследует целью своей деятельности осуществлять действия, направленные на рекламу или порчу деловой репутации лиц, упомянутых в настоящей статье.

Объекты интеллектуальной собственности, изображения которых приведены в настоящей статье, используются исключительно в описательных и информационных целях, а не в связи с осуществлением автором коммерческой деятельности, в связи с чем, отсутствует факт нарушения исключительных прав лиц, являющихся владельцами соответствующих объектов интеллектуальной собственности.

Выводы, достигнутые в результате проведенного анализа, отражают субъективную точку зрения автора, не могут рассматриваться как итоговое заключение в отношении объекта изучения и не являются призывом к совершению каких-либо действий или бездействий в отношении проанализированного объекта.

Краткие выводы: обзор получился существенно меньше предыдущих, так как информации о франшизе достаточно мало в открытых источниках.

Однако, исходя из существующей информации можно сделать следующие выводы:

Плюсы:

(1) франшиза действительно работает, по крайней мере, в пользу этого говорит устойчивое развитие на территории Санкт-Петербурга, отсутствие судов между правообладателем и франчайзи, а также маленькое количество закрытых точек;

(2) на территории Санкт-Петербурга данная сеть является достаточно известной, а значит есть уже сформированная клиентская база.

Минусы:

(3) правообладатель отказался от регистрации договоров, что затрудняет анализ того, какие точки принадлежат франчайзи, а какие правообладателю;

(4) правообладатель забил на поддержку сайта, по крайней мере, в части адресов точек, так как количество адресов на сайте существенно меньше, чем на тех же Яндекс картах.

Информация, требующая дополнительной проверки при общении с правообладателем:

(5) очень противоречивые отзывы как клиентские, так и среди сотрудников, что заставляет задуматься о некоторых вопросах (вывод должен подвергаться критическому сомнению, так как информация исходит из не самых надёжных источников);

(6) неоднократно встречалась информация, что аренда помещений идет через правообладателя, т.е. франчайзи является субарендатором правообладателя, что ставит франчайзи в зависимость не только от договора франчайзинга, но и договора аренды.

Правообладатель: Индивидуальный предприниматель Крупин Павел Евгеньевич (ИНН 780243065401 ОГРНИП 319784700114924).

Аффилированные лица: Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше групп» (ИНН 7839130028 ОГРН 1207800104291) и Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше фуд компани» (ИНН 4705091290 ОГРН 1214700011701).

Сайт: https://vlavashe.ru/, https://vlavasheinvest.ru/ и https://vlavashe-franchise.ru/

Город основания: Санкт-Петербург

Сфера: общественное питание (стрит-фуд, шаверма)

Паушальный взнос: от 750 000 руб.

Регулярные платежи: роялти: 6%, маркетинговый взнос: от 15 000 руб.

Количество точек в России (в соответствии с официальным сайтом):52

Мой анализ данной франшизы будет состоять из следующих разделов:

I. Анализ информации о количестве франчайзинговых точек на сайте

II. Анализ информации о товарных знаках

III. Анализ заявленных инвестиций в открытие и сроках окупаемости

IV. Дополнительная информация

V. Выводы

I. Анализ информации о количестве франчайзинговых точек на сайте

Официальный сайт заявляет о наличии более 50 заведений общепита, большая часть которых располагается на территории города Санкт-Петербурга, в некоторых блоках сайта цифра меньше.

Пришлось считать вручную, так как в иных источниках есть данные только на 2021-2022 год
Пришлось считать вручную, так как в иных источниках есть данные только на 2021-2022 год

Далее, как обычно, я предлагаю посмотреть, что нам скажут онлайн карты:

Яндекс нам говорит о наличии 62 заведений:

-2

Данные «2 ГИС» показывают 72 заведения, но если сравнивать с данными с официального сайта, то часть из заведений имеют просто схожее наименование, так как информация о заведениях данной сети, например, в Артемьевске или Набережных Челнах отсутствует.

-3

Что интересно, это первый раз за цикл обзоров, когда количество заявленных правообладателем точек меньше, чем нам показывают карты.

Ради интереса я решил провести углубиться в анализ чуть больше и действительно, получается так, что заявленных точек гораздо меньше, чем на самом деле, например, на сайте правообладателя нет следующих точек:

- г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 10;

- г. Санкт-Петербург, ул. Генерала Кравченко, д. 8;

- г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 3Б;

И есть еще ряд других адресов.

Соответственно, напрашиваются следующие возможные выводы:

(1) Развитие сети идет настолько быстро, что правообладатель просто не успевает обновлять информацию на сайте (звучит сомнительно);

(2) Правообладатель забил на обновление сайта в части списка точек (также звучит сомнительно, учитывая, что у сети есть своя доставка);

(3) Правообладатель публикует на сайте только свои точки, а точки франчайзи не публикует.

В любом случае информация о заявленных точках подтверждается в открытых источниках и можно поставить «+» по данному показателю, не забыв задать правообладателю вопрос, почему на сайте указаны только часть предприятий сети, а не все.

II. Анализ информации о товарных знаках

Зарегистрированных товарных знаков на территории РФ у них 6, но среди них, пожалуй, стоит выделить 4 основных товарных знака:

1) Товарный знак № 909842

-4

Количество зарегистрированных договоров: 0

2) Товарный знак № 863895

-5

Количество зарегистрированных договоров: 0

3) Товарный знак № 822584

-6

Количество зарегистрированных договоров: 0

4) Товарный знак № 728601

-7

Количество зарегистрированных договоров: 0

Исходя из анализа информации о товарных знаках можно сделать выводы о том, что правообладатель, очевидно, решил пренебречь регистрацией договоров франчайзинга.

В чем проблема?

Во-первых, информация о действующих франчайзи непрозрачна, только если не объезжать каждую точку и не смотреть, на кого она оформлена.

И даже если там указан не правообладатель или аффилированное с ним лицо, то это не дает нам 100% гарантии, что перед нами франчайзи, по той простой причине, что франчайзинг – это не только один из способов масштабирования бизнеса, но и достаточно популярная схема ухода от налогов.

Во-вторых, правообладатель, фактически своими действиями лишает права на получение франчайзи мер гос. поддержки для франчайзи - как существующих, так и тех, которые могут появиться в будущем, что не есть хорошо.

В-третьих, любой рейтинг франшиз вынужден верить правообладателю на слово о количестве действующих франчайзинговых точек без возможности быстрой проверки заявленных цифр.

Очевидно, тут правообладателю можно поставить только «-», так как информация о количестве франчайзи не подлежит проверке на основании открытых источников, а отсутствие регистрации договора франчайзинга также может лишить франчайзи возможности компенсировать часть своих затрат (в рамках мер гос. поддержки для франчайзи).

III. Анализ заявленных инвестиций в открытие и сроках окупаемости

Ну что же, перейдем, на мой взгляд, к самому интересному блоку в данном обзоре, а именно к инвестициям в открытие и срокам окупаемости.

Итак, что нам говорит правообладатель:

Паушальный взнос: от 750 000 руб.

Регулярные платежи: роялти: 6%, маркетинговый взнос: от 15 000 руб.

Инвестиции: от 2 500 000 (фудтрак/контейнер) / 4 000 000 руб. (стритретейл)

-8
-9

Правообладатель заявляет, что вложения окупятся в срок от 12 до 24 месяцев:

-10

Заявленная потенциальная прибыль: от 250 000 – 300 000 руб. в месяц:

-11
-12

Начнем, как и обычно, с расходов:

Поскольку правообладатель нигде не публикует данные о стартовых расходах, то я обратился за помощью к одному из своих клиентов, который имеет несколько аналогичных точек, с просьбой проанализировать инвестиции в открытие, после чего получил следующую калькуляцию:

(1) Паушальный взнос – 750 000 руб.;

(2) Строительные работы ~ 595 000 руб. для помещения размером 25 - 30 кв. м. и с чистовой отделкой;

(3) Оборудование и мебель ~ 550 000 – 600 000 руб.;

(4) Компьютерная техника (компьютер, онлайн касса, несколько телевизоров (для интерактивного меню и клипов) ~ 220 000 руб.;

(5) Первоначальная закупка (продукты, напитки) ~ 50 000 руб.;

(6) Аренда (первый месяц + обеспечительный платеж) ~ 110 000 (из расчета ставки 2200 за 1 кв.м.);

(7) IKOO на 1 год – 59 000 руб.;

(8) Стартовая рекламная компания ~ 80 000 руб.;

(9) Прочие расходы ~ 100 000 руб.;

(10) Бюджет на поддержание штанов (до выхода на точку самоокупаемости) на первые 2 месяца:

(10.1) Аренда ~110 000 руб. за 2 мес.;

(10.2) Закупка ингредиентов ~150 000 руб.;

(10.3) ФОТ (2 администратора, 2 повара) ~ 320 000 руб. (160 000 руб./мес.);

(10.4) Комм. услуги + интернет и телефония ~ 50 000 (25 000 руб./мес.);

(10.5) Маркетинг ~ 120 000 руб. (40 000/мес.).

Итого: 2 514 750 руб.

Как видим, в заявленный правообладателем бюджет вполне можно уложиться даже без учета выручки от работы в первые 2 месяца.

Однако, стоит отметить, что данный расчёт мне был предоставлен человеком, который не работает по франшизе, а работает самостоятельно и свободен в выборе поставщиков, и данная смета может быть скорректирована, если исходить из таких возможных данных как:

(1) Обязательная закупка оборудования у рекомендованных поставщиков, которые могут продавать оборудование по цене выше рынка;

(2) Требования правообладателя к помещению для открытия в формате стрит-ретейл от 50 до 100 кв.м. для формата стрит ретейл, что значительно увеличивает размер расходов на строительные работы;

(3) Часть точек данной франшизы работает в формате 24/7, соответственно, в таком случае бюджет на ФОТ увеличивается в 2 раза.

Таким образом, если Вы планируете покупать данную франшизу в формате стрит-ретейл, то Вам необходимо будет иметь начальные инвестиции в размере 4 000 000 – 5 000 000 руб.

При заявленной прибыли 250 000 – 300 000 руб./мес. данная франшиза имеет окупаемость в пределах 16-24 месяцев, так как не забываем еще про роялти (6%) и маркетинговый взнос (15 000 руб./мес.) при расчете рентабельности.

При этом, в рекламных материалах нам также заявляют даже большую прибыль:

-13

IV. Дополнительная информация

Информацию, представленную в этом разделе, можно дополнительно учитывать при проведении более тщательной проверки и общении с правообладателем, так как часть информации была взята из отзывиков, информация в которых требует к себе крайне критичного отношения и дополнительной проверки при более близком знакомстве с франшизой, но тем не менее на нее стоит обратить внимание:

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на данный отзыв:

-14

Из этого отзыва (если он соответствует действительности) можно сделать следующие выводы:

(1) Правообладатель привязывает франчайзи к себе не только договором франчайзинга, но и договором субаренды.

Что это значит для франчайзи?

А то, что выход из франшизы дополнительно связан с тем, что франчайзи потеряет и помещение, даже если у него есть желание продолжить использование данного помещения, но под другую деятельность.

(2) Арендная ставка ненамного, но будет больше, чем если бы вы арендовали помещение напрямую у арендодателя.

Во-вторых, смутили следующие пометки на отзывах:

-15
-16

В данном случае смущает, что есть подозрение на то, что отзывы накручиваются, чтобы утопить негативные отзывы в позитивных. Если эта информация верна, то SERM – специалист делает это топорно.

В-третьих, обращаю внимание, что в структуре бизнеса правообладателя есть следующие юридические лица: Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше групп» (ИНН 7839130028 ОГРН 1207800104291) и Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше фуд компани» (ИНН 4705091290 ОГРН 1214700011701).

Больше всего интересует нас ООО «Влаваше фуд компани», а именно их ОКВЭДы:

10.11 Переработка и консервирование мяса?

10.12 Производство и консервирование мяса птицы

10.51 Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции

10.71 Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения

10.84 Производство приправ и пряностей

46.32 Торговля оптовая мясом и мясными продуктами

В данном случае мы можем предположить, что поставщиком, по крайней мере в части продуктов, может выступать непосредственно сам правообладатель.

В целом, тут ничего нового, у многих франшиз в сфере общепита (прим. да и не только) правообладатели зарабатывают не только на паушальном взносе и роялти. Но нередко такие намерения правообладателя, которые, как правило, идут под эгидой сохранения качества и единообразия, выходят для франчайзи дороже, чем если бы франчайзи заказывал аналогичные по качеству продукты напрямую у производителя/поставщика.

V. Выводы

Обзор получился достаточно коротким, но на мой взгляд весьма содержательным.

К каким выводам можно прийти?

1) Франшиза действительно работает, по крайней мере, в эту пользу говорит устойчивое развитие на территории Санкт-Петербурга, отсутствие судов между правообладателем и франчайзи, а также маленькое количество закрытых точек;

2) На территории Санкт-Петербурга данная сеть является достаточно известной, а значит есть уже сформированная клиентская база.

Но есть и минусы:

1) Правообладатель отказался от регистрации договоров франчайзинга, что затрудняет анализ того, какие точки принадлежат франчайзи, а какие правообладателю, а также когда и сколько франшиз было продано.

Такие действия правообладателя не только усложняют проверку, но также:

- лишают франчайзи возможности получить некоторые виды субсидий, которые выдаются именно франчайзи (так как там обязательное условие – это наличие зарегистрированного договора франчайзинга).

- усложняют оценку франшизы профильными компаниями, которые специализируется на анализе франшиз и составлении рейтингов франшиз. Приходится верить на слово правообладателю в части количества проданных франшиз и работающих точек.

2) Правообладатель забил на поддержку сайта, по крайней мере, в части адресов точек, так как количество адресов на сайте правообладателя существенно меньше, чем на тех же Яндекс картах или 2ГИС.

Также есть информация, требующая критического осмысления и дополнительной проверки при общении с правообладателем:

1) Наличие подозрений, что немало положительных отзывов – это работа SERM`a;

2) Вполне возможно, что все франчайзи – это субарендаторы правообладателя, а значит у правообладателя есть дополнительный инструмент давления на франчайзи;

3) Возможно, правообладатель также является поставщиком продукции для франчайзи, соответственно, рекомендуется проверять цены, по которым правообладатель будет поставлять продукцию до подписания договора франчайзинга.

Вот и все, на этой ноте нынешний обзор можно закончить, что касается ответов на комментарии, то отвечать смогу начиная с 27.02.2023 г.

Еще раз благодарю всех заинтересованных, кто поддерживает данный цикл статей лайком :)