Продолжаю рубрику по анализу крупных франшиз. Сегодня мы разберем крупную локальную сеть Санкт-Петербурга в сфере общепита «VЛАVАШЕ».
Основными целями данного проекта являются:
· Показать, что можно достаточно легко много узнать о франшизе, планируемой к приобретению, еще до первого общения с отделом продаж;
· Рассказать, какие бесплатные инструменты можно использовать для анализа франшиз и как их применять.
Дисклеймер: анализ франшизы был проведен исключительно исходя из общедоступной информации в сети «Интернет», для чего использовались:
· Официальные ресурсы правообладателя;
· Сайты государственных органов;
· Информация о франшизе, предоставленная в открытых каталогах и рейтингах франшиз.
Автор не преследует целью своей деятельности осуществлять действия, направленные на рекламу или порчу деловой репутации лиц, упомянутых в настоящей статье.
Объекты интеллектуальной собственности, изображения которых приведены в настоящей статье, используются исключительно в описательных и информационных целях, а не в связи с осуществлением автором коммерческой деятельности, в связи с чем, отсутствует факт нарушения исключительных прав лиц, являющихся владельцами соответствующих объектов интеллектуальной собственности.
Выводы, достигнутые в результате проведенного анализа, отражают субъективную точку зрения автора, не могут рассматриваться как итоговое заключение в отношении объекта изучения и не являются призывом к совершению каких-либо действий или бездействий в отношении проанализированного объекта.
Краткие выводы: обзор получился существенно меньше предыдущих, так как информации о франшизе достаточно мало в открытых источниках.
Однако, исходя из существующей информации можно сделать следующие выводы:
Плюсы:
(1) франшиза действительно работает, по крайней мере, в пользу этого говорит устойчивое развитие на территории Санкт-Петербурга, отсутствие судов между правообладателем и франчайзи, а также маленькое количество закрытых точек;
(2) на территории Санкт-Петербурга данная сеть является достаточно известной, а значит есть уже сформированная клиентская база.
Минусы:
(3) правообладатель отказался от регистрации договоров, что затрудняет анализ того, какие точки принадлежат франчайзи, а какие правообладателю;
(4) правообладатель забил на поддержку сайта, по крайней мере, в части адресов точек, так как количество адресов на сайте существенно меньше, чем на тех же Яндекс картах.
Информация, требующая дополнительной проверки при общении с правообладателем:
(5) очень противоречивые отзывы как клиентские, так и среди сотрудников, что заставляет задуматься о некоторых вопросах (вывод должен подвергаться критическому сомнению, так как информация исходит из не самых надёжных источников);
(6) неоднократно встречалась информация, что аренда помещений идет через правообладателя, т.е. франчайзи является субарендатором правообладателя, что ставит франчайзи в зависимость не только от договора франчайзинга, но и договора аренды.
Правообладатель: Индивидуальный предприниматель Крупин Павел Евгеньевич (ИНН 780243065401 ОГРНИП 319784700114924).
Аффилированные лица: Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше групп» (ИНН 7839130028 ОГРН 1207800104291) и Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше фуд компани» (ИНН 4705091290 ОГРН 1214700011701).
Сайт: https://vlavashe.ru/, https://vlavasheinvest.ru/ и https://vlavashe-franchise.ru/
Город основания: Санкт-Петербург
Сфера: общественное питание (стрит-фуд, шаверма)
Паушальный взнос: от 750 000 руб.
Регулярные платежи: роялти: 6%, маркетинговый взнос: от 15 000 руб.
Количество точек в России (в соответствии с официальным сайтом):52
Мой анализ данной франшизы будет состоять из следующих разделов:
I. Анализ информации о количестве франчайзинговых точек на сайте
II. Анализ информации о товарных знаках
III. Анализ заявленных инвестиций в открытие и сроках окупаемости
IV. Дополнительная информация
V. Выводы
I. Анализ информации о количестве франчайзинговых точек на сайте
Официальный сайт заявляет о наличии более 50 заведений общепита, большая часть которых располагается на территории города Санкт-Петербурга, в некоторых блоках сайта цифра меньше.
Далее, как обычно, я предлагаю посмотреть, что нам скажут онлайн карты:
Яндекс нам говорит о наличии 62 заведений:
Данные «2 ГИС» показывают 72 заведения, но если сравнивать с данными с официального сайта, то часть из заведений имеют просто схожее наименование, так как информация о заведениях данной сети, например, в Артемьевске или Набережных Челнах отсутствует.
Что интересно, это первый раз за цикл обзоров, когда количество заявленных правообладателем точек меньше, чем нам показывают карты.
Ради интереса я решил провести углубиться в анализ чуть больше и действительно, получается так, что заявленных точек гораздо меньше, чем на самом деле, например, на сайте правообладателя нет следующих точек:
- г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 10;
- г. Санкт-Петербург, ул. Генерала Кравченко, д. 8;
- г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 3Б;
И есть еще ряд других адресов.
Соответственно, напрашиваются следующие возможные выводы:
(1) Развитие сети идет настолько быстро, что правообладатель просто не успевает обновлять информацию на сайте (звучит сомнительно);
(2) Правообладатель забил на обновление сайта в части списка точек (также звучит сомнительно, учитывая, что у сети есть своя доставка);
(3) Правообладатель публикует на сайте только свои точки, а точки франчайзи не публикует.
В любом случае информация о заявленных точках подтверждается в открытых источниках и можно поставить «+» по данному показателю, не забыв задать правообладателю вопрос, почему на сайте указаны только часть предприятий сети, а не все.
II. Анализ информации о товарных знаках
Зарегистрированных товарных знаков на территории РФ у них 6, но среди них, пожалуй, стоит выделить 4 основных товарных знака:
1) Товарный знак № 909842
Количество зарегистрированных договоров: 0
2) Товарный знак № 863895
Количество зарегистрированных договоров: 0
3) Товарный знак № 822584
Количество зарегистрированных договоров: 0
4) Товарный знак № 728601
Количество зарегистрированных договоров: 0
Исходя из анализа информации о товарных знаках можно сделать выводы о том, что правообладатель, очевидно, решил пренебречь регистрацией договоров франчайзинга.
В чем проблема?
Во-первых, информация о действующих франчайзи непрозрачна, только если не объезжать каждую точку и не смотреть, на кого она оформлена.
И даже если там указан не правообладатель или аффилированное с ним лицо, то это не дает нам 100% гарантии, что перед нами франчайзи, по той простой причине, что франчайзинг – это не только один из способов масштабирования бизнеса, но и достаточно популярная схема ухода от налогов.
Во-вторых, правообладатель, фактически своими действиями лишает права на получение франчайзи мер гос. поддержки для франчайзи - как существующих, так и тех, которые могут появиться в будущем, что не есть хорошо.
В-третьих, любой рейтинг франшиз вынужден верить правообладателю на слово о количестве действующих франчайзинговых точек без возможности быстрой проверки заявленных цифр.
Очевидно, тут правообладателю можно поставить только «-», так как информация о количестве франчайзи не подлежит проверке на основании открытых источников, а отсутствие регистрации договора франчайзинга также может лишить франчайзи возможности компенсировать часть своих затрат (в рамках мер гос. поддержки для франчайзи).
III. Анализ заявленных инвестиций в открытие и сроках окупаемости
Ну что же, перейдем, на мой взгляд, к самому интересному блоку в данном обзоре, а именно к инвестициям в открытие и срокам окупаемости.
Итак, что нам говорит правообладатель:
Паушальный взнос: от 750 000 руб.
Регулярные платежи: роялти: 6%, маркетинговый взнос: от 15 000 руб.
Инвестиции: от 2 500 000 (фудтрак/контейнер) / 4 000 000 руб. (стритретейл)
Правообладатель заявляет, что вложения окупятся в срок от 12 до 24 месяцев:
Заявленная потенциальная прибыль: от 250 000 – 300 000 руб. в месяц:
Начнем, как и обычно, с расходов:
Поскольку правообладатель нигде не публикует данные о стартовых расходах, то я обратился за помощью к одному из своих клиентов, который имеет несколько аналогичных точек, с просьбой проанализировать инвестиции в открытие, после чего получил следующую калькуляцию:
(1) Паушальный взнос – 750 000 руб.;
(2) Строительные работы ~ 595 000 руб. для помещения размером 25 - 30 кв. м. и с чистовой отделкой;
(3) Оборудование и мебель ~ 550 000 – 600 000 руб.;
(4) Компьютерная техника (компьютер, онлайн касса, несколько телевизоров (для интерактивного меню и клипов) ~ 220 000 руб.;
(5) Первоначальная закупка (продукты, напитки) ~ 50 000 руб.;
(6) Аренда (первый месяц + обеспечительный платеж) ~ 110 000 (из расчета ставки 2200 за 1 кв.м.);
(7) IKOO на 1 год – 59 000 руб.;
(8) Стартовая рекламная компания ~ 80 000 руб.;
(9) Прочие расходы ~ 100 000 руб.;
(10) Бюджет на поддержание штанов (до выхода на точку самоокупаемости) на первые 2 месяца:
(10.1) Аренда ~110 000 руб. за 2 мес.;
(10.2) Закупка ингредиентов ~150 000 руб.;
(10.3) ФОТ (2 администратора, 2 повара) ~ 320 000 руб. (160 000 руб./мес.);
(10.4) Комм. услуги + интернет и телефония ~ 50 000 (25 000 руб./мес.);
(10.5) Маркетинг ~ 120 000 руб. (40 000/мес.).
Итого: 2 514 750 руб.
Как видим, в заявленный правообладателем бюджет вполне можно уложиться даже без учета выручки от работы в первые 2 месяца.
Однако, стоит отметить, что данный расчёт мне был предоставлен человеком, который не работает по франшизе, а работает самостоятельно и свободен в выборе поставщиков, и данная смета может быть скорректирована, если исходить из таких возможных данных как:
(1) Обязательная закупка оборудования у рекомендованных поставщиков, которые могут продавать оборудование по цене выше рынка;
(2) Требования правообладателя к помещению для открытия в формате стрит-ретейл от 50 до 100 кв.м. для формата стрит ретейл, что значительно увеличивает размер расходов на строительные работы;
(3) Часть точек данной франшизы работает в формате 24/7, соответственно, в таком случае бюджет на ФОТ увеличивается в 2 раза.
Таким образом, если Вы планируете покупать данную франшизу в формате стрит-ретейл, то Вам необходимо будет иметь начальные инвестиции в размере 4 000 000 – 5 000 000 руб.
При заявленной прибыли 250 000 – 300 000 руб./мес. данная франшиза имеет окупаемость в пределах 16-24 месяцев, так как не забываем еще про роялти (6%) и маркетинговый взнос (15 000 руб./мес.) при расчете рентабельности.
При этом, в рекламных материалах нам также заявляют даже большую прибыль:
IV. Дополнительная информация
Информацию, представленную в этом разделе, можно дополнительно учитывать при проведении более тщательной проверки и общении с правообладателем, так как часть информации была взята из отзывиков, информация в которых требует к себе крайне критичного отношения и дополнительной проверки при более близком знакомстве с франшизой, но тем не менее на нее стоит обратить внимание:
Во-первых, хотелось бы обратить внимание на данный отзыв:
Из этого отзыва (если он соответствует действительности) можно сделать следующие выводы:
(1) Правообладатель привязывает франчайзи к себе не только договором франчайзинга, но и договором субаренды.
Что это значит для франчайзи?
А то, что выход из франшизы дополнительно связан с тем, что франчайзи потеряет и помещение, даже если у него есть желание продолжить использование данного помещения, но под другую деятельность.
(2) Арендная ставка ненамного, но будет больше, чем если бы вы арендовали помещение напрямую у арендодателя.
Во-вторых, смутили следующие пометки на отзывах:
В данном случае смущает, что есть подозрение на то, что отзывы накручиваются, чтобы утопить негативные отзывы в позитивных. Если эта информация верна, то SERM – специалист делает это топорно.
В-третьих, обращаю внимание, что в структуре бизнеса правообладателя есть следующие юридические лица: Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше групп» (ИНН 7839130028 ОГРН 1207800104291) и Общество с ограниченной ответственностью «Влаваше фуд компани» (ИНН 4705091290 ОГРН 1214700011701).
Больше всего интересует нас ООО «Влаваше фуд компани», а именно их ОКВЭДы:
10.11 Переработка и консервирование мяса?
10.12 Производство и консервирование мяса птицы
10.51 Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции
10.71 Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения
10.84 Производство приправ и пряностей
46.32 Торговля оптовая мясом и мясными продуктами
В данном случае мы можем предположить, что поставщиком, по крайней мере в части продуктов, может выступать непосредственно сам правообладатель.
В целом, тут ничего нового, у многих франшиз в сфере общепита (прим. да и не только) правообладатели зарабатывают не только на паушальном взносе и роялти. Но нередко такие намерения правообладателя, которые, как правило, идут под эгидой сохранения качества и единообразия, выходят для франчайзи дороже, чем если бы франчайзи заказывал аналогичные по качеству продукты напрямую у производителя/поставщика.
V. Выводы
Обзор получился достаточно коротким, но на мой взгляд весьма содержательным.
К каким выводам можно прийти?
1) Франшиза действительно работает, по крайней мере, в эту пользу говорит устойчивое развитие на территории Санкт-Петербурга, отсутствие судов между правообладателем и франчайзи, а также маленькое количество закрытых точек;
2) На территории Санкт-Петербурга данная сеть является достаточно известной, а значит есть уже сформированная клиентская база.
Но есть и минусы:
1) Правообладатель отказался от регистрации договоров франчайзинга, что затрудняет анализ того, какие точки принадлежат франчайзи, а какие правообладателю, а также когда и сколько франшиз было продано.
Такие действия правообладателя не только усложняют проверку, но также:
- лишают франчайзи возможности получить некоторые виды субсидий, которые выдаются именно франчайзи (так как там обязательное условие – это наличие зарегистрированного договора франчайзинга).
- усложняют оценку франшизы профильными компаниями, которые специализируется на анализе франшиз и составлении рейтингов франшиз. Приходится верить на слово правообладателю в части количества проданных франшиз и работающих точек.
2) Правообладатель забил на поддержку сайта, по крайней мере, в части адресов точек, так как количество адресов на сайте правообладателя существенно меньше, чем на тех же Яндекс картах или 2ГИС.
Также есть информация, требующая критического осмысления и дополнительной проверки при общении с правообладателем:
1) Наличие подозрений, что немало положительных отзывов – это работа SERM`a;
2) Вполне возможно, что все франчайзи – это субарендаторы правообладателя, а значит у правообладателя есть дополнительный инструмент давления на франчайзи;
3) Возможно, правообладатель также является поставщиком продукции для франчайзи, соответственно, рекомендуется проверять цены, по которым правообладатель будет поставлять продукцию до подписания договора франчайзинга.
Вот и все, на этой ноте нынешний обзор можно закончить, что касается ответов на комментарии, то отвечать смогу начиная с 27.02.2023 г.
Еще раз благодарю всех заинтересованных, кто поддерживает данный цикл статей лайком :)