Тысячу лет назад, вплоть до эпохи Крестовых походов и монгольского нашествия, европейцы почти ничего не знали о странах за пределами христианского мира и населяли их порождениями своих фантазий.
В Европе «отражали», что на востоке есть Китай, но представление имели о нем весьма смутное. Многие ученые богословы где-то в его районе помещали царство пресвитера Иоанна — великого христианского государя. Широко популярная легенда о нем появилась перед Крестовыми походами и быстро распространилась по всей Европе, а в XIII веке добралась и до Руси. Она гласила, что далеко-далеко есть блаженное христианское царство, которым правит король-священник Иоанн. И он обязательно придет на помощь воинам христовым, когда те пойдут отвоевывать у сарацин Святую Землю. В Иоанна так верили, что даже посылали к нему посольства, ни одно из которых не вернулось.
Земли к северу от Китая мало кого интересовали - средневековые ученые, если и упоминали их, то называли Тартарией, территорией вечного снега и льда, и помещали туда страны, населенные карликами, псоглавцами и людьми без голов.
Первые подлинные знания о Дальнем Востоке пришли в Европу уже после монгольских завоеваний. Раскинувшаяся от Руси до Кореи и Вьетнама Монгольская империя стала единым политическим и инфраструктурным пространством, по которому европейцы могли путешествовать куда более безопасно, чем прежде.
Вслед за монахами и дипломатами на Дальний Восток потянулись торговцы и авантюристы, такие как Марко Поло, написавший (точнее, продиктовавший соседу в камере генуэзской тюрьмы) в 1299 году первый бестселлер о Китае и других странах Востока. Его книга, известная современникам под названием Milione, оказала огромное влияние на путешественников последующих веков. В частности, Христофор Колумб, собираясь, как он считал, в Азию, тщательно изучил ее.
На материалах, собранных Марко Поло, и дополненных португальскими миссионерами, побывавшими в Японии, была составлена первая дошедшая до нас карта Дальнего Востока. Опубликованный в Антверпене в 1570 году труд не имеет практически ничего общего с реальностью. Ну разве что Япония показана островами, в наличии также Калифорнийский полуостров.
Вскоре после публикации этой карты, в середине 1600-х годов, до Дальнего Востока добрались первые русские в лице Ивана Москвитина, Ерофея Хабарова и их сподвижников. Но их походы мало что прибавили к общему представлению современников о регионе.
О каше в головах говорит одно из первых описаний новых восточных территорий, составленное не позже 1673 года (спустя примерно 20 лет после похода Хабарова на Амур) капитаном Альбрехтом Доббином, немцем из Ростока на русской службе, который 17 лет провел в Сибири.
В декабре 1673 года, будучи в Москве, он передал свои записки профессору Дуйсбургского университета Арнольду фон Бранду, прибывшему ко двору царя Алексея Михайловича в составе посольства. В 1702 году рукопись Доббина была опубликована с комментариями Бранда, откуда полностью перекочевала во второе издание фундаментального труда голландца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария».
- Есть в Сибири еще одна большая река — Даурская, при которой находится город Даурск, названный по ее имени; эта река течет до самого Китая, и названный город является последним в Сибири; в нем дважды в год родится хлеб; в нем есть различных сортов фрукты, вино и тому подобные вещи. На реке, которая некогда принадлежала португальцам, и где можно видеть еще многие, построенные ими, города, живут дауры, - сообщал Альбрехт Доббин.
Современные исследователи единодушно считают, что речь здесь идет об Амуре, и это первое его упоминание в европейской литературе. Однако, откуда капитан взял португальские города, не понятно. Этот фрагмент вызвал затруднения даже у первых издателей - в примечаниях написано, что "все, что Доббин рассказывает здесь о португальцах, заслуживает более точных известий". Впрочем, высказывалось предположение, что «португальцы некогда из Кореи торговали по реке и имели там свои пакгаузы и склады».
Португальцы действительно столетием ранее активно действовали в Японии в плане торговли и миссионерства (потом японцы их выгнали и объявили политику самоизоляции), и добрались до Кореи. Возможно, какой-нибудь отчаянный португалец дошел и до верховьев Уссури, но вряд ли более того.
Впрочем, в труде Доббина много таких необъяснимых описаний. Особенно для человека, который 17 лет прослужил в Сибири. Например:
- В Сибири имеется еще одна большая река, которая выходит из Калмыкии, очень обильна рыбой и впадает в Ледовитое море, протекая по страшно большим лугам, без всяких лесов. Там живут различные язычники, не имеющие ни письменности, ни религии, очень непокорные, главнейшие же из них называются брабанцы. Каждый имеет своих властителей, однако, владетель всей Сибири кочует с места на место то с калмыками, то с другими народами, живет же он тем, что словит: он ведет большую войну с московитами, то с Астраханью, то с Казанью, то с Тобольском, то с Томском, и так далее; верные люди этого государя, которых он при себе имеет, зовутся башкиры, - описывает что-то Доббин.
Понять, что именно он описывает, невозможно. Уже первые издатели резонно замечали, что ни одна река из Калмыкии дотечь до Ледовитого океана не может. Возможно, капитан привирал специально. А может, просто не очень интересовался географией страны, в которой служит, - такое тоже бывает.
Как бы там ни было, описания Доббина использовали для составления карт, ибо других сведений не имелось. Хотя тот же Витсен был очень дотошным и стремился к точности. К тому же он сам поездил по России и лично знал Петра Первого, который передал голландцу довольно много материалов о Сибири.
Но и на его картах Дальний Восток мало похож сам на себя. Хотя про недавно открытые Камчатку и побережье Охотского моря он знал, но не успел по техническим причинам включить в свой труд.
Кстати, с легкой руки все тех же вездесущих португальцев на картах Дальнего Востока между Камчаткой и Аляской долго рисовали огромный остров Жоао Да Гамы. Якобы его видел этот мореплаватель, который потом умер, но его записи попали к португальскому географу, который и нанес открытие на карты. Именно на его поиски отправилась в 1741 году с Камчатки экспедиция Витуса Беринга, завершившаяся открытием нескольких небольших островов Алеутской гряды и смертью командора с частью команды. Но даже после этой экспедиции, убедившейся, что никакой Земли Жоао Да Гамы нет, ее упорно продолжали рисовать. Она исчезла лишь после того, как эти места спустя почти 40 лет исследовали корабли Джеймса Кука и Жана-Франсуа Лаперуза.
Кстати, Кука, как всем известно, по дороге съели аборигены на Гавайских островах. Заместивший его Кларк умер в районе исследований и был похоронен на Камчатке. А Лаперуз и вовсе бесследно исчез вместе со всей экспедицией на обратном пути. Остатки ее в виде секстанта с гравировкой нашли лишь в 2005 году на острове Дюмон-Дюрвиль в Южной части Тихого океана. Проклятое какое-то место выбрали португальцы для своего фейкового острова.
Но, как ни странно, больше всего трудностей было у картографов не с далеким Севером, а с островом Сахалин и Амурским лиманом. Хотя китайцы еще в 1400-х годах выяснили, что Амур впадает в море, а Сахалин - это остров, дальше них это знание не пошло.
В итоге уже давно были достаточно четко обозначены очертания Японии, Камчатки и Чукотки, нанесены на карту Курильские и Алеутские острова, вовсю шло изучение североамериканского побережья, а вот более близкий Сахалин вплоть до середины 1800-х годов рисовали то бог знает где, то делили его надвое, то присоединяли к материку. Про Амур существовала легенда, что он в устье практически исчезает в песках и в море по нему зайти нельзя. Окончательно этот вопрос разрешила только экспедиция Невельского в 1849 году.
Отметим, что с тех пор неоднократно предпринимались попытки переделать географию Дальнего Востока. Самый старый и устойчивый проект - как раз отделение Японского моря от Охотского путем пересыпания пролива Невельского в самом узком месте. Впервые он был предложен более ста лет назад, и с тех пор всплывает снова и снова с завидной регулярностью. По поводу Амура тоже регулярно возникают мысли, что он куда-то не туда течет и надо его повернуть. Подробно об этом рассказывал DVHAB.ru.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru