В октябре 2014 года я открыл третью кофейню, которую пришлось закрыть через 3 месяца. В этой статье я расскажу о шести наиболее распространенных и дорогих ошибках, которые совершают при открытии кофейни.
- Неудачная локация. Это самая частая ошибка, которую я совершил 4 раза с разной степенью тяжести. Это приводило к финансовым потерям и закрытию или переезду кофейни. В следующей статье я подробно расскажу о базовых принципах подбора локаций и о том, как мы ошибались и сколько это стоило.
- Некорректный расчет первоначальных вложений. Когда вы бредите идеей и представляете, как всё будет прекрасно, а потом смета не просчитывается вовсе или на глаз с запасом в 30%. В итоге смета "непредвиденно" меняется на 200-300% и вы открываетесь из говна и палок с надеждой реинвестировать прибыль и довести до ума потом. Как следствие - проект не дотягивает до показателей окупаемости, ожидание-реальность сильно расходятся, затем стресс, выгорание, убытки, закрытие.
- Недостаточное количество средств на открытие и поддержание проекта. Стартовые деньги заканчиваются еще до открытия, а подушки безопасности с покрытием возможных убытков на 2-6 месяцев нет. Решать проблему приходится новыми займами и кредитами, вырастает финансовая нагрузка, денег всё равно не хватает, чтобы сделать "как хочется". Цикл займ-доделки-растущая нагрузка повторяется несколько раз. И тут вероятность 50 на 50. Либо предприниматель залезает в непосильные долги и закрывает проект, попутно распродавая то, что можно, оставаясь в итоге с долгами и без кофейни. Либо проект обретает адекватный облик, получает аудиторию и выходит в плюс. Последнее возможно, если не совершена ошибка 2.
- Отсутствие финансовой модели и планирования. Интернет пестрит заголовками о запредельной маржинальности кофеен. Но после аренды, налогов, персонала, дополнительных расходов на автоматизацию, музыку, чистоту и т.д. реальность сильно отличается от мечт. И это только начало. Часто кофейные владельцы придумывают выводы по ходу дела, что приводит к невосполнимым кассовым разрывам и новым кредитным обязательствам или закрытию-распродаже-долгам.
- Ошибки найма, обучения и контроля сотрудников. Сотрудники могут убить ваш микробизнес намного быстрее и эффективней, чем кто-то ещё. Вам нужно найти правильных людей и обучить их, чтобы они могли помочь вашей кофейне процветать.
- Отсутствие понимания принципов работы кофейни и нежелание тратить ресурсы на эти знания. Небольшие кофейни остаются бизнесом с крайне низким порогом входа. Но управлять таким маленьким проектом не кажется на первый взгляд сложным. Имея такие мысли в голове, тратить на обучение или консалтинг 50-100 000 рублей кажется неразумным. Разведка боем, по ходу дела научимся. Эргономика организации кофейной станции, эффективное распределение рабочих зон, выбор оптимальной ширины проходов и высоты барной стойки, подбор подходящего оборудования, сырья, теория и практика приготовления кофе, просчёт мест хранения товаров, и многое другое, что нужно знать, чтобы успешно управлять кофейней.