Якутия | Транссибирская экспедиция-2021. По зимникам до моря Лаптевых

257 прочитали

ТИКСИ-2021
PROдолжение приключений в Арктике с командой PROфессионалов

PROлог:
"Итак, прошел год с момента проведения в автоэкспедиции по зимникам в Певеке - самый северный город России на Чукотке, расположенный на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана.

Этот год был непростым для всех - пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный образ жизни для многих, закрылись границы, казалось, что мир стоит на пороге апокалипсиса. Сейчас, в марте 2021, все видится в более благоприятном свете - появились вакцины, границы постепенно открываются, хотя и сохраняется некая дистанцированность и напряжение. К чему все это? Да к тому, что, просидев часть прошлого года дома, начинаешь ещё больше ценить возможность встреч с близкими людьми, друзьями, родственниками и возможность путешествовать.

И вот снова Арктика! Экспедиция на машинах по зимникам по морю Лаптевых в поселок Тикси на 72 параллели. Само название Тикси очень символично и в переводе на русский означает "Бухта встреч". Встреча с неповторимым, холодным и манящим севером, встреча с участниками, с которыми покоряли Чукотку, встреча с чем-то новым и неизведанным!!! Наши бравые ребята под руководством Дмитрия Юрочкина из команды Алтай-гид, на проверенных чукотскими зимникам Тойотах уже добрались из Барнаула в Якутск и ждут остальных участников».

(записано "Поезд Мурманск-Санкт-Петербург, 8 марта 2021 г.)"

***

Часть 1. Якутск - путь к «Бухте встреч»!

В этот раз составу экспедиции можно смело присвоить статус международной, поскольку помимо участников из городов и регионов России (г. Хабаровск, г. Москва, г. Уфа-Республика Карелия, г. Барнаул) присутствовали представители Республики Беларусь и гражданин Бельгии. Этакая команда «Мультифрукт», как окрестил нас в дороге один из проезжающих.

Стартуем в районе 9 час утра 11 марта 2021 г. из пос. Нижний Бестях на трех подготовленных экспедиционных автомобилях Тойота Лэнд Крузер Прадо (76/78) с двумя прицепами в следующих составах:

Экипаж 1( раз) - руководитель Юрочкин младший, Костя, Оля и Вероника;

Экипаж 2 (два) - Юрочкин старший, Владимир, Дмитрий и Алексей;

Экипаж 3 (три)- активные путешественники на своем авто, семейная пара из Хабаровска Владимир и Наталья.

Старт экспедиции из Нижнего Бестяха
Старт экспедиции из Нижнего Бестяха

Большую часть участников уже смело можно назвать бывалыми, с кем-то уже пересекались на маршрутах по Алтаю и Чукотке, кто-то самостоятельно объездил полмира, побывав в удаленных уголках планеты, добравшись до Северного полюса, Антарктиды, Аляски, посетив Южную Америку, не говоря о европейских странах. Для кого-то подобное путешествие в арктических широтах с ночевками в палатках – это первый опыт.

Итак, по расчетным данным до цели путешествия пгт. Тикси 2208 км! Из них по всесезонной дороге до с. Тополиное 680 км, остальные 1500 км по зимникам.

Двигаясь по трассе «Колыма», на первую ночевку остановились в с. Теплый ключ в теплой квартире, в 460 км от Якутска. Распробовали фирменные домашние пельмени (в запасниках 1500 шт. пельменей и 60 л. домашних замороженных супов 5 видов от Сергея Владимировича, наш основной стратегический запас еды), угостились вяленой и соленой рыбой с рынка Якутска (омуль, нельма, муксун). Остановка в с. Теплый ключ была плановой с целью посещения музея «Магаданская трасса».

Утром следующего дня, после посещения музея, проехав километров 20, свернули с трассы «Колыма» на трассу «Яна» в направлении с. Тополиное. Вдоль дороги видны разрушенные строения лагерей времен ГУЛАГа. На 137 км автодороги стоит памятный крест строителям дороги (строительство шло с 1948 г. по 1956 г), а напротив в 100 м от дороги частично сохранившиеся строения одного из лагерей, включая барак чел. на 50, печь, тройной заслон из колючей проволоки с подведенным когда-то электричеством, а также смотровая вышка охраны в достаточно хорошем состоянии. Проехали перевалы Малый и Большой Ольчан, открылись красивые виды на северную Якутию – хребет Сунтар-Хаята. В районе 17 час. доехали до с. Тополиное, где заканчивается всесезонная дорога и начинается зимник. Благодаря главе местной администрации в нашем распоряжении оказалась 2-комнатная ведомственная квартира с горячей водой и туалетом. Дом 2-х этажный, полузаброшенный, жилых квартир треть, в остальных нет окон, но само село производит благоприятное впечатление, вокруг взамен бараков активно идет процесс реновации - строятся современные дома на сваях, выделяется яркий новый детский сад, хорошее освещение улиц. По приезде посетили местный краеведческий музей, посвящённый быту оленеводов и истории возникновения поселения. Основное население - это эвены, которые занимаются оленеводством, часть работает в совхозе, это примерно 180 чел, ещё 3 семьи ведут свой бизнес. В советские годы совхоз был миллионером, поголовье оленей составляло более 21 тыс. голов, сейчас чуть более 1000 голов, проводится День оленевода. Правда поразило то, что оленина для самих жителей поселка, кто не занят в оленеводстве, стоит в районе 500 руб. за кг, привозная - в районе 400 руб. за кг. По сравнению с соседней Чукоткой, где объективно цены выше, та же оленина стоит в два раза дороже. Например, кг оленины в муниципальном магазине в Билибино стоил 265 руб. за кг., банка тушенки из оленины 325 гр. -160 руб. А все потому, что на Чукотке есть список продуктов с дотацией от государства и фиксированной ценой.

13 марта, после заправки в с. Тополиное (цена ДТ 61-50 руб.) и плотного завтрака в аутентичном кафе в форме чума (балагане) «У Петровича» местными деликатесами, включая оленину, салат индигирка (мороженая рыба с луком и специями), выехали к началу зимника на лед притока р. Томпо. Немного проехав, уперлись в наледи и решили не рисковать - объехать сомнительный участок верхом. Остановившись на пригорке для фотосессии, наблюдали за движением грузовиков по наледям, две фуры прошли, а третья хоть и неглубоко, но провалилась. Похвалили себя за благоразумие и поехали дальше. Спустившись к р. Делинья встретили колонну из трех большегрузов, в том числе был тот, что застрял в наледи. Один из большегрузов заинтересовал и вызвал улыбку на лицах наших мужчин тем, что вез автомобиль кабриолет Лексус в Батагай, где дорога - понятие весьма условное. Оказалось, что в Батагае уже есть один суперкар – Шевроле Камаро и кто-то из местных приобрел Лексус для возможности конкурировать, правда где ездить на нем мы не поняли. Дальше, петляя по реке, мы не смогли проехать мимо играющих в лучах солнца разломов льда бирюзового цвета высотой под два метра. Зрелище конечно завораживающее, это то самое снежное королевство, холодная красота которого в сочетание льда, снега, мороза (было примерно -28) и солнца, заставляет снова и снова возвращаться на север. Не обошлось и без казуса, один из участников так засмотрелся на красоты, что забыл во льдах свой телефон. Когда вспомнил уже отъехали от места километров на 35, отправили один экипаж на поиски и вернулись с пропажей. Ночевали на оз. Эманджи рядом с метеостанцией в палатках и машинах, морозно, температура в районе -35, машины не глушим.

Зимник на Батагай
Зимник на Батагай

Следующий день проводим в неспешном движении, поскольку большая часть зимника проходит по болотам - кочке и только ближе к вечеру выходим на р. Нельгесе, заезжаем в кафе при съезде на реку. На ночевку встаем в палатках км через 50 при у кафе «Чолбон». Кафе работает сезонно в период действия зимника с декабря до конца апреля, выбор блюд небольшой, из мяса – оленина. Основные посетители водители и охотники, живущие в палатках у кафе и занимающихся промыслом пушнины, оленины и рыбалкой. Мороз крепчает, ночью доходило до – 40, а может и больше. Хорошо, что утром можно будет отогреться и позавтракать в тепле.

А сегодня у нас два знаковых события - день рождения одного из участников и пересечение Северного полярного круга! По дороге встретили дымящийся КАМАЗ, помогали в тушении, что-то замкнуло и кабина выгорела за несколько минут. И такое бывает в пути! Двигаясь дальше по кочке, внимательно следим за координатами в навигаторе и ждем отметку - 66'33'44, обозначающую символичный въезд в Арктику. В 14-05 въезжаем в Заполярье и устраиваем обед на границе арктических зон. До с. Томтор зимник петляет между стройным арктическим частично выгоревшим лиственничным лесом и наносит, хоть и поправимый, но ущерб одному из автомобилей экспедиции. После развилки на с. Томтор вышли по совету водителей на зимник, есть еще всесезонка, но ее рельеф более сложный. Зимник хорошо прочищен, ровный и далее выходит на всесезонку в 40 км от Батагая. В районе 21 час. заселяемся в уютную гостинцу «Кисиляхи» в самом центре поселка. За последние три дня, проведенные в дороге с ночевками в палатке, теплая гостиница с душем и WC - как оазис среди снегов и холода. Атмосферные посиделки и поздравление именинника, у него все сегодня впервые – ночевки на морозе в палатке, пересечение Северного полярного круга, такой ДР не может не запомниться!!!

Верхоянск - полюс холода
Верхоянск - полюс холода

На 15 марта запланирована дневка в Батагае с посещение самого крупного в мире термокарстового провала Батагайка и неофициального полюса холода г. Верхоянска (официально плюсом холода признан Оймякон). С утра произошли изменения по составу участников, экипаж из Хабаровска решили не задерживаться и двигаться дальше в привычном им ритме. Мы же двумя экипажами посетили Батагайский провал, а затем с участием местного блогера и корреспондента газеты «Вести Верхоянья» отправились в город Верхоянск, до которого около 70 км по всесезонке. Программа в Верхоянске была насыщена: посетили экспозицию местного музея «Полюс холода», церковь с колокольней, встретились с представителями администрации, побывали с экскурсией на одной из самых старых в России метеостанций (служба совмещённая, в здании находятся метеорологи, аэрологи, гидрологи и аэрографы - измеряют уровень радиации). Апогеем этого дня было купание в проруби на реке Яна, таких отважных оказалось трое. Правда в этот день полюс холода не оправдал своего названия, температуры была -22 градуса. И все сделанные участниками ставки оказались далеки от реальности, победитель не был выявлен. Меня же, помимо наблюдения за участниками купающимися в проруби за полярным кругом, впечатлили местные женщины, чья палатка с печкой стояла рядом на реке. Внутри палатки тепло, выпиленный участок льда, откуда качает воду местная водовозка, а в период когда ее нет шкворчит чайник и женщины мило беседуя сидят и ловят рыбу! Мы тоже пополнили свои запасы рыбы, прикупив чира и соленую ряпушку. Ночевали в той же гостинице в Батагае.

Зимник "Яна"
Зимник "Яна"

Утром, заправив машины ДТ «Арктика» (цена ДТ- 70 руб., но Арктику заправляют только по топливным картам, подсобили проезжающие водители), вышли на р. Яна, где без преувеличения начался наш Круиз на Крузаках. Дорога по реке широкая, ровная, местами участки зеленоватого льда с рисунком. Вглядываясь в петляющие берега реки в поисках останков мамонта (почему-то к берегу меня старались не пускать и лопату для раскопок не дали, поэтому найти косточку или зуб мамонта так и осталось мечтой ;)) и вчитываясь в название рек, пришло осознание, насколько далеко мы забрались в своем круизе, где на сотни километров нет ни людей, ни дорог. В хорошем темпе проезжаем почти 400 км до пгт. Усть-Куйга. По дороге почти весь встречный транспорт, а это более 50 машин – грузовые автомобили с прицепами, везущие уголь из Нижнеянска в Батагай по р. Яна, почти 600 км в одну сторону. Уголь в Нижнеянск завозят по севморпути в период навигации, потом по зимнику доставляют в Батагай, а уже оттуда по удаленным улусам. Часть продуктов и товаров идет до потребителя 2 года. В первый год завозят морем, второй год в сезон навигации - по реке.

Сам пгт. Усть-Куйга, когда-то большой поселок с портом (население в 80-х годах достигало 5600 чел.), сейчас выглядит брошенным, численность сократилась в 10 раз, портовые сооружения разрушены. В пос. Усть-Куйга есть заправка, аэропорт и всесезонная дорога до пгт. Депутатский, где добывают золото. Но среди всего этого хаоса есть надежда на возрождение, в планах разработка новых месторождений в районе пгт. Депутатский, модернизация ГОКа и строительство современной АЭС. Пока же, проезжая среди пустых глазниц брошенных домов, находим небольшую 2-х этажную деревянную гостиницу «Северная» и не без труда, но заселяемся туда на ночлег.

Развилка на трассе "Яна"
Развилка на трассе "Яна"

На следующий день еще км 120 по морозцу расслабленно едем по р. Яна, дорога чищена, ветра нет, но есть знаки наледи и пустоты, встречаем вмерзший грузовик. Так что река не так миролюбива и легко доступна, просто погода и удача пока на нашей стороне. При съезде с реки появился первый указатель на Тикси – 453 км. Далее едем по сопкам и кочке, переезжая участок между рекой Яной к реке Омолой, впадающей в море Лаптевых. По дороге попадаются только брошенные нежилые рудные поселки – Северный, Кулуар, и вдали видны тропы перегона северных оленей, которых мы так и не встретили. Глядя на руины, брошенную технику, теплицы и прикидывая масштаб, хотелось бы побывать в этих местах в период расцвета, когда здесь кипела жизнь. Сейчас же на сотни километров безлюдная тундра, куропатки и удивленный песец у дороги. Ближе к выезду на р. Омолой в одной из проток встретили местных на снегоходе и выпиленный из наледи Урал, провалившийся в ноябре, чуть дальше от него стоял трактор К-700, на обратной дороге их уже не было.

В районе 18 час доехали до с. Хайыр, застали на месте главу администрации и в наше распоряжение предоставили местный клуб - теплый, уютный с большим залом, но туалет на улице (если читают участники прошлогодней экспедиции на Чукотку, то клуб очень похож на тот, в котором мы ночевали в с. Сасыр, даже название населенных пунктов созвучно). Купили у местных и пожарили чира на маленькой плитке, подъели строганину и соленую ряпушку. Местная рыба в любых вариантах шла на ура! Ночью температура была в районе -39, ребята радовались теплой ночевке в просторном помещении.

Окрыленные словами местного главы о хорошей дороге в сторону моря Лаптевых, часть участников стала планировать на следующий день ужин в ресторане Тикси, рассчитывая преодолеть ходом оставшееся расстояние в 320 км ;). И действительно первые километров 60 зимник был прекрасный, правда начала поддувать небольшая поземка и чем ближе мы подъезжали к устью реки Омолой, тем чаще стали попадаться надувы. Что-то проходили ходом, где-то подкапывали, скорость передвижения упала, поземка усилилась. При приближении к морю Лаптевых появилась белая марь – горизонт затянуло, море и небо сливались, видимость резко упала, ехали в белоснежной мгле ориентируюсь на редкие кусты вдоль берега, чтобы не уйти с маршрута. Ближе к вечеру, понимая, что ни в Тикси, ни в Найбу, до которой менее 100 км, мы не попадем, осмотрели несколько заброшенных изб, но все они были непригодны для ночевки. Старую колею замело, встречных машин не видим второй день, для передвижения стали выбирать участки открытого льда или с плотным настом, предварительно проходя маршрут пешком. Ближе к 8 вечера, на пересечении нескольких заметенных дорог, разбиваем лагерь, ставим палатки, быстро ужинаем на ветру и расходимся по своим жилищам.

Утро не радует погодой, ветер усилился – пронизывающий, холодный и влажный, температура -26. Отцепив прицеп, половина группы уехали на одной машине на разведку обстановки, вторая половина готовили завтрак. Находиться на улице даже в полной экипировке было неуютно, мин. за 10-15 начинали мерзнуть и отогревались в машине. Разведка вернулась и в районе 11 час. продолжаем круиз, видимость улучшилась, но нет ни дороги, ни направления – сплошное белое поле. Тропим, копаем, дергаем, объезжаем по визуально плотным участкам. В таком режиме проехали 13 км за 5 часов! Вдали увидели информационные щиты и, понимая низкую эффективность движения, со спутника набираем дорожников Усть-Янского района. Получив от них конкретные ответы на вопросы, пробиваемся к виднеющимся вдали щитам. Выяснили, что щиты служат разделением улусов и являются границей зоны ответственности дорожных служб разных районов. Также дорожники сообщили, что там вчера прошла техника из Тикси - зимник прочищен.

Море Лаптевых - дорога в Тикси
Море Лаптевых - дорога в Тикси

Верится с трудом, что после полного бездорожья будет хоть какая-то дорога, но приободрились и через час вышли на отлично прочищенный зимник. В головах некоторых участников экспедиции не укладывается, как такое может быть, что дорога прочищена только с одой стороны и заканчивается тупиком на границе улусов, а не является единой транспортной артерией?! А все просто: на море метет постоянно, непроходимые участки чередуются с отличной дорогой, а дорожники разных улусов не успевают одновременно выходить на точку стыковки зимника. Также знаем, что навстречу идет колонна из 10-12 машин из Тикси, до этого там пуржило несколько дней, поэтому и не было встречного транспорта. Колонну встречаем в районе перевала на спуске к с. Найба, несмотря на то, что прошли всего 10-12 машин, а дорогу чистили вчера, колея достаточно глубокая, по ней и доезжаем до с. Найба, где первыми нас встречают мохнатые якутские лошади. Ищем представителей местной администрации, которые в очередной раз выручают нежданных гостей, предоставив теплую квартиру в частном доме. Отопление, как и в других поселениях, центральное, есть сотовая связь, преимущественно Билайн, чтобы получить пресную воду – топят лед. После ночевки в палатке и морозного утра небольшой дом кажется очень уютным. А ближе к ночи тем, кто еще не спал, посчастливилось увидеть северное сияние, пусть недолгое и не очень яркое, но зато на берегу Северного ледовитого океана в Арктике.

В районе 9 утра покидаем гостеприимную Найбу и выезжаем на лед моря Лаптевых. До Тикси около 125 км, под нами лед и 4 метровые морские глубины. И вот уже когда до цели путешествия остается меньше 80 км, начались незапланированные приключения. Стало замерзать топливо в машинах и забились фильтра, в баках помимо ДТ «Арктика» было залито ДТ «Зима». Одну машину удалось реанимировать, продули топливную систему. Второй машине помогло, но ненадолго. За 68 км до цели двигатель заглох, а еще через 15 км и фен перестал работать. Цепляемся тросом к первой и едем. На улице -26 и ветер. За 8 км до цели, свернув в бухту Тикси, дорогу перемело. В 15-40 набираем Булунских дорожников и сидим ждем технику. В районе 17 часов сквозь пургу появились фары Кальмара (К-700), продолжаем движение за ним. Перед въездом в Тикси затяжной подъем. Кальмар цепляет первую машину и тянет обе машины в гору по направлению к центру. Время 18-35. И тут из тумана выходит гаишник и останавливает всех сразу. Договорились, что документы проверять не будет, бежать здесь некуда, а люди и машины уже изрядно замерзли и подустали. Но он все- таки сопроводил нашу кавалькаду до здания администрации. Спасибо представителю МЧС - помог заселиться в ведомственную гостиницу энергетиков (снять жилье в Тикси непросто и дорого, одна гостиница сгорела, другая не работает, частники просят от 3-х тысяч с человека в сутки) и дал теплый бокс для машин в ЖКХ. В районе 21 час 21 марта заселяемся - тепло, уютно и удобно!!! За что еще раз спасибо людям Севера!!!

Цель путешествия достигнута в срок – мы в Тикси, в одном из самых удаленных северных поселков, куда на автомобиле можно добраться только зимником!!! Все молодцы: и люди, и техника, и, главное, погода!!!!

Продолжение следует...