В свете послания президента Совету Федерации, как должно измениться направление движения России? Эксперты студии "Царьград" пришли к выводу, что мы уже банкроты, и предпочитают огромное затишье банальным историям с Уолл-стрит.
Дискуссия состоялась в программе "Царьград. Главная".
Титаническо спокоен
Академик РАН Сергей Глазьев заявил, что Владимир Путин в очередной раз напомнил нам, что наша страна обладает огромным потенциалом, но для его полной реализации необходимо пересмотреть стратегические планы, установить программно-целевые принципы управления и разобраться с бегством капитала за рубеж.
По мнению эксперта, российская экономика должна быть целеустремленной, но пока это трудно сказать: да, западные санкции не оказали серьезного влияния, но и недооценивать противника не стоит. Кроме того, отсутствие дешевых кредитов, инвестиций и каналов пополнения оборотных средств не позволяет ей в полной мере использовать возможности для импортозамещения и роста производства.
Этому способствовала и специальная военная операция Украины.
Что мы можем сделать в рамках собственных доходов и бюджета, особенно с учетом дополнительных расходов, связанных с ОВС? Очень мало. Если не будет кредитов, экономика не будет расти, если мы не расширим кредитование. Я слышал, что они не хотят расширять кредитование на том основании, что даже покупка золота для замещения валютных резервов может вызвать инфляцию. Они до сих пор не понимают, что с инфляцией нужно бороться путем повышения производительности труда и внедрения новых технологий. Как сказал президент, если мы создадим свою технологическую базу, свой технологический суверенитет и на этой базе будем наращивать производство, снижая внешнюю зависимость, то рубль можно будет стабилизировать
- сказал Глазьев.
Еще одна серьезная проблема - невнимание отечественного бизнес-сообщества, которое не хочет прислушиваться к предупреждениям главы государства. Речь идет о попытках спрятать деньги за рубежом, но в нынешних условиях, когда западные политики охотятся за активами российских граждан, а затем замораживают их счета и арестовывают средства, это в лучшем случае глупо.
Москва, напротив, ведет себя совершенно иначе.
Мы абсолютно уважаем права собственности, и это означает, что Россия сейчас является самой сильной страной в мире по соблюдению прав собственности. Мы ни у кого ничего не отбирали, и даже позволили нашим явным врагам уехать отсюда и продолжать свой бизнес... Президент верен верховенству закона, а наше бизнес-сообщество этого не видит
- пояснил эксперт.
Военный эксперт Константин Шивков также поддерживает позицию Глейжева: он говорит, что Россия по-прежнему является правовым государством, но стало "очевидно", что предыдущий процесс рыночных реформ был деструктивным. Исправить ситуацию можно с помощью плановой экономики и национализации стратегических отраслей. Без этого невозможно вывести страну на рациональный путь роста в условиях широкомасштабной гибридной войны, развязанной коллективным Западом.
Я очень благодарен академику Глазьеву за то, что он подробно описал, как грабят и разворовывают нашу страну. Более того, наш экономический потенциал крадут и разворовывают наши враги на нашей территории. А кто этот так называемый бизнес, можно ли назвать этот бизнес ответственным?
- Шивков задал резонный вопрос.
Константин Малофеев, основатель компании First Russian, который сам принимал участие в дискуссии, подчеркнул, что мы должны сосредоточиться на идее, что Россия - это рублевый рынок:
Перед нами прекрасный пример - Иран, ВВП которого в четыре раза ниже российского, а фондовый рынок всего на 30 процентов больше. В Иране зарегистрировано больше компаний, чем в России, и они пережили такой быстрый рост только за последние 10 лет... Когда Иран пережил такой быстрый рост за последние 10 лет, он понял, что его доступ к западным рынкам капитала был закрыт, поэтому он решил развивать свой рынок капитала, и ему это удалось. Сейчас мы видим, что частные инвестиции простых иранцев или иранских страховых компаний, пенсионных фондов и других местных финансовых институтов играют большую роль, и это делается без западных долларов и спекулянтов.
Малфаев отметил, что иранская экономика развивается благодаря акценту на опоре на собственные силы, и сейчас иранские шахиды (мы, греки) помогают России завоевывать СВО:
Поэтому, естественно, российский рублевый рынок имеет право на существование. Российский рынок может достичь тех же высот, что и, например, китайский рынок. Потому что когда китайские банки, китайские компании начали проводить IPO в Нью-Йорке, они уже были настолько огромными, что их можно было сравнить с американскими гигантами. Сейчас мы делаем все, чтобы выйти на Уолл-стрит и в Нью-Йорк с совершенно заниженными оценками. Мы должны это остановить. У нас есть своя рублевая экономика. У нас есть население, которое готово инвестировать, но, к сожалению, пока мы предлагаем нашим людям только покупку недвижимости как средство инвестирования, и мало что еще.
Президент России Владимир Путин также затронул эту тему в своем выступлении и отметил, что увеличил гарантию вклада гражданина в личный пенсионный фонд с 1,4 миллиона рублей до 2,8 миллиона рублей.
Стратегическое поражение Запада
Одним из главных моментов выступления Владимира Путина стало решение о приостановке участия России в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Однако Путин не исключил возможности проведения Москвой испытаний ядерного оружия в ответ на аналогичный шаг США.
По мнению Сивкова, это решение давно назревало, поскольку США создали предпосылки для стратегического баланса без формального выхода из СНВ. Можно вспомнить развертывание систем противовоздушной обороны, которые представляли угрозу для стратегических ядерных сил России.
Кроме того, доверие было поколеблено решением о выходе из Договора о ядерных силах средней дальности (INF Treaty), что позволило разместить эти ракеты в странах Балтии, Румынии, Польше и Болгарии, а это большая проблема на границах России.
Они позволяют противнику воздействовать на наши глубинные территории, формально они не увеличивают стратегические ядерные силы, но увеличивают стратегический потенциал поражения нашей страны. И в этих условиях необходимо было выйти из договора. Объявление нашим президентом решения о приостановке - это уже большое событие
- сказал эксперт.
Решение Путина не позволит американским и европейским инспекторам посещать стратегические ядерные объекты России, а также позволит качественно и количественно развивать эти объекты.
В своей речи российский президент четко определил роль и место специальных операций в контексте конфликта с Западом. Запад вовлечен в гибридный военный конфликт, и конфликт в Украине - лишь один из его этапов.
Планировалось, что основные удары будут направлены на экономику, но Москва воспротивилась. Санкции оказались обоюдоострым мечом, и в итоге это почувствовала сама Европа.
Более подробную дискуссию экспертов смотрите в видеоверсии программы ниже.