Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

Нулевой уровень коррупции: как в Сингапуре стали бороться со взяточниками в правительстве

Сингапур сегодня известен, как город-государство, который сделал себя сам за какие-то десятки лет. Получив независимость лишь в середине прошлого века, Сингапур очень быстро стал развиваться и достиг каких-то невероятных результатов как по уровню жизни, так и по более проблемным показателям, вроде решения проблем бездомных людей и даже достижения нулевого уровня коррупции.

И это очень интересно: выйдя из-под контроля своего колонизатора в лице Британии, Сингапур представлял собой довольно пугающее зрелище. Люди были безграмотны, системы управления не было, в стране царил хаос, где каждый делал то, что хотел конкретно он. Страна ничего не производила и не продавала — только потребляла. А армия чиновников растаскивала и без того шатающийся бюджет. Взятки были практически нормой, ведь чем хуже у людей уровень жизни, тем выше уровень преступности. Во всех сферах, в том числе и в сфере государственного управления.

К счастью, в Сингапуре нашелся человек с железными принципами, который получил власть в свои руки еще до получения Сингапуром независимости от Британии. Его звали Ли Куан Ю, и он объявил настоящий крестовый поход против взяточников. И его методы были очень жесткими, а его подход гениальным и очень простым: он не делал скидок на родство, друзей и близких. Он приказал сажать всех взяточников, вне зависимости от их связей и собственных чувств.

-2

Иммунитеты чиновников исчезли, судьи оказались уязвимы перед законом — любой человек мог подвергнуться проверке. Более того, если один человек попадался на взятке, всех членов его семьи, друзей, знакомых и даже соседей могли начать досконально изучать на предмет сокрытия информации о его коррупционной деятельности или даже причастности к ней. Это возымело эффект: люди не хотели проблем своей родне да и себе тоже, поэтому часть коррупции уничтожила себя самостоятельно.

Для остальных же ввелись дополнительные меры, куда входила например обязательная и постоянная ротация чиновников. Иными словами, их постоянно переводили с одной должности на другую так, чтобы они не засиживались на одном месте слишком долго. Это необходимо для того, чтобы люди не успевали построить какую-то сеть, не образовали коррупционных связей. И это частично сработало. Нет смысла давать взятку пожарному инспектору, если завтра придет новый, а потом — еще один. Дешевле просто устранить нарушение.

-3

Внезапные проверки, о которых никого не предупреждают, тоже стали нормой. Причем они помогли бороться не только с коррупцией, но и помогли подтянуть технику безопасности и залатать другие дыры в работе многих предприятий, отучив людей красить землю в зеленый цвет, имитируя газон. Лучше уж посадить свежую траву и не дергаться по каждому поводу.

Поддержка СМИ и независимых журналистов тоже сыграли свою роль. Только вот в Сингапуре полностью независимых журналистов на тот момент все-таки не было. Речь скорее идет о людях, которые не боялись проводить свои расследования и критиковать людей из высших эшелонов власти. Более того, это поощрялось, ведь журналисты, расследуя историю того или иного министра помогали следствию, тем самым очищая правительство от нечистоплотных на руку людей.

-4

Важно и то, как наказывали коррупционеров. Их не просто сажали в тюрьму — их делали никем. Всеобщий позор и порицание — лишь часть наказания. Куда страшнее то, что провинившихся людей лишали пенсий, социальных льгот и возможности в будущем занимать какие-либо высокие должности. Часто их лишали имущества и счетов в банке. Это же происходило и с их родственниками, которые покрывали воровство. Как итог — люди начали бояться.

И вот сейчас в Сингапуре говорят о нулевом уровне коррупции. Только вот люди, живущие там, говорят об откате назад. После смерти Ли Куан Ю в 2015 году система начала пошатываться. Все-таки такие жесткие меры работают лишь тогда, когда у руля стоит идейный человек. В противном случае — не сработает ничего. Впрочем, даже с учетом небольших послаблений, Сингапур до сих пор остается одной из самых благополучных в этом отношении стран, у которых можно многому научиться.