Найти в Дзене
Детектив Владленка

"Азазель". 5 плюсов и куча минусов новой экранизации

Сериал меня расстроил. Конечно, я нашла плюсы, ведь не зря частенько ставлю себя на место тех, кто хоть что-то создаёт. Но и минусов насчитала немало. В первую очередь: сериал сняли талантливые злодеи и они продолжат свою работу. А как раньше? Первый акунинский детектив про Фандорина читали, наверное, почти все. Книга вышла в 1998 году, а первую экранизацию Александр Адабашьян создал в 2001 году. Довольно мрачный, но живой такой детектив с понравившимся с первой же минуты героем.  Мы с коллегами делились новыми книгами про Эраста Петровича, читали запоем, обсуждали их.  Слыхали в свой адрес и презрительное: "любители Акунина", но это относилось к тому, что книги Акунина лежали на полках любого книжного, о нем говорили из каждого утюга, книги хвалили. Короче, когда автор становится модным - а Акунин был в свое время модным писателем - то над его читателями снисходительно так подтрунивают. Александр Адабашьян - (помните Берримора из советских "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватс

Сериал меня расстроил. Конечно, я нашла плюсы, ведь не зря частенько ставлю себя на место тех, кто хоть что-то создаёт. Но и минусов насчитала немало. В первую очередь: сериал сняли талантливые злодеи и они продолжат свою работу.

А как раньше?

Первый акунинский детектив про Фандорина читали, наверное, почти все. Книга вышла в 1998 году, а первую экранизацию Александр Адабашьян создал в 2001 году. Довольно мрачный, но живой такой детектив с понравившимся с первой же минуты героем. 

Мы с коллегами делились новыми книгами про Эраста Петровича, читали запоем, обсуждали их. 

Слыхали в свой адрес и презрительное: "любители Акунина", но это относилось к тому, что книги Акунина лежали на полках любого книжного, о нем говорили из каждого утюга, книги хвалили. Короче, когда автор становится модным - а Акунин был в свое время модным писателем - то над его читателями снисходительно так подтрунивают.

Александр Адабашьян - (помните Берримора из советских "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона"? Так вот это он и есть) - очень вдумчивый, сильный режиссёр. Он снял хороший качественный мини-сериал по книге, сохранив и дух ее, и образ главного героя. 

Эраста Петровича Фандорина сыграл Илья Носков, Лизу - Марина Александрова. И пара эта была очень органична, и каждый сам по себе играл ровно того героя, о котором писал Акунин.

Первый Фандорин на экране - обятельный Илья Носков. Марина Александрова органична в роли Лизы. Фото с сайта top10a.ru.
Первый Фандорин на экране - обятельный Илья Носков. Марина Александрова органична в роли Лизы. Фото с сайта top10a.ru.

Органичен был популярный Сергей Безруков в роли Бриллинга. Правдоподобна была Марина Неелова в роли леди Эстер.

Глядя на Марину Неелову вполне представляешь, что она могла подсобрать "банду" и что искренне любит своих выпускников. Фото с сайта kino-teatr.ru.
Глядя на Марину Неелову вполне представляешь, что она могла подсобрать "банду" и что искренне любит своих выпускников. Фото с сайта kino-teatr.ru.

Вообще сериал вышел в то время наплохим и мог бы иметь продолжение. 

Актерам этого сериала абсолютно веришь. Фото с сайта ruskino.ru.
Актерам этого сериала абсолютно веришь. Фото с сайта ruskino.ru.

Всего о Фандорине вышло три фильма: кроме адабашьяновского "Азазеля", был "Турецкий гамбит" с Егором Бероевым в главной роли и "Статский советник" с Олегом Меньшиковым. 

Олег Меньшиков  в роли Фандорина в "Статском советнике". Он тут больше высокомерный герой, чем человек с чувством собственного достоинства. Фото с сайта club443.ru.
Олег Меньшиков в роли Фандорина в "Статском советнике". Он тут больше высокомерный герой, чем человек с чувством собственного достоинства. Фото с сайта club443.ru.

(При этом самым любимым Фандориным для меня стал почему-то Егор Бероев, мне кажется, это из-за его добрых глаз). 

Егор Бероев в роли Фандорина в "Турецком гамбите". Весь фильм болеешь за него, сочувствуешь, ругаешь взбалмошную Варвару Андреевну и таешь от того, как Фандорин на нее смотрит. Настоящий герой того времени. Фото с сайта filmz.ru
Егор Бероев в роли Фандорина в "Турецком гамбите". Весь фильм болеешь за него, сочувствуешь, ругаешь взбалмошную Варвару Андреевну и таешь от того, как Фандорин на нее смотрит. Настоящий герой того времени. Фото с сайта filmz.ru

"Азазель" - ты ли это?

Два дня назад, 23 февраля, вышла последняя серия новой экранизации. (Я уверена, дату тщательно подбирали!). Как заявляют создатели, нынешний "Азазель" - новое прочтение книги. В целом это выглядит, как старая история в современных декорациях. 

И об этом можно грустить и огорчаться, а можно кое-что и оценить. 

Не детектив, а фантасмагория. Фото с сайта soyuz.ru.
Не детектив, а фантасмагория. Фото с сайта soyuz.ru.

Ну, смотрите. Создатели фильма выстроили альтернативную реальность. Революции никакой не было, соответственно, и ничего последующего тоже. 

Первая линия в фильме выглядит так. В стране сохранилась монархия, правит Николай III Романов, (которого играет Максим Матвеев), причем он реально правит страной, а не является, как например, в Великобритании, декорацией. Точнее, он делит власть с лидером оппозиции, премьер-министром страны Дмитрием Орловым (либеральный блок) (его играет Евгений Стычкин). Орлов конкурирует с братом императора Михаилом Романовым (военный блок) (его играет Игорь Черневич). 

В фильме есть политика, взрывы на нефтяных объектах, отношения с Ближним Востоком, митинги. 

В альтернативной реальности в стране монархия, революции не было. Максим Матвеев, кстати, очень неплохо сыграл императора российского, а Евгений Стычкин премьер-министра. Фото с сайта soyuz.ru.
В альтернативной реальности в стране монархия, революции не было. Максим Матвеев, кстати, очень неплохо сыграл императора российского, а Евгений Стычкин премьер-министра. Фото с сайта soyuz.ru.

В стране также сохранилась аристократия. Нам практически сразу показывают мирную, спокойную жизнь двух молодых аристократов - Глеба (Дмитрия Ломакина) и будущей невесты Фандорина Лизы (Милы Ершовой). 

В русском алфавите все еще используют "еръ" ("незачет", ведь еще при Николае II хотели ее отменить, просто не успели).

В стране остались городовые, только теперь это роботы.

В фильме звучат старые сложные имена и отчества - например, Евлампий Феофелатович, Иван Францевич и т.д.

Чины в полиции остались прежними, нисколько не изменились, все эти статские, титулярные советники. Вот и Фандорин (его играет молодой актёр, известный по сериалу "Триггер", Владислав Тирон) в его юные годы получает высокий чин титулярного советника как раз за раскрытие тайной террористической организации "Азазель", которой руководила графиня Эстер, владелица эстерната для детей-сирот (ее играет Марина Игнатова). То есть, основная линия из романа Акунина (здесь она вторая) все же сохраняется: расследуется серия убийств, завуалированных под самоубийства, расследование приводит к "Азазелю". 

Фандорин, к слову, все так же удачлив в азартных играх и нам показывают, что такое счастливое свойство он получил от отца. В фильме сценаристы углубляют эту линию дальше в прошлое и создают личную драму Фандорина - самоубийство отца, которое так похоже на другие "самоубийства", которые Эрасту придется еще наблюдать. 

Двадцатилетний Фандорин только пришел в полицию, его грызет изнутри боль от смерти отца, которого все считают самоубийцей. Но Эраст знает, что это не так. Владислав Тирон, игравший в "Триггере", примерил на себя роль известного сыщика. Фото с сайта tomsk.ru.
Двадцатилетний Фандорин только пришел в полицию, его грызет изнутри боль от смерти отца, которого все считают самоубийцей. Но Эраст знает, что это не так. Владислав Тирон, игравший в "Триггере", примерил на себя роль известного сыщика. Фото с сайта tomsk.ru.

Третья линия - любовная. Император не любит свою супругу-иностранку (ее играет актриса Уршула Малка), у них нет детей, он влюблён в популярную певицу Амалию Бежецкую (ее роль исполняет Милена Радулович). 

Вокруг Амалии вертится вся компания террористов, поклонников, император и даже сам Эраст. 

Сохранена и любовная линия Эраста с Лизой. И история их отношений, и финал идут по книге. А финал мы все помним. 

Новые Фандорин и Лиза. Фото с сайта gazeta.ru.
Новые Фандорин и Лиза. Фото с сайта gazeta.ru.

Эмоции пост

Над новым сериалом я очень много грустила, сердилась, плевалась, но больше всего было расстройств. И есть из-за чего.

Новый сериал вышел с претензией. Во-первых, реклама снова изо всех щелей. Во-вторых, подбор актеров. Я редко использую это выражение, но тут не удержусь: "Это фиаско, братаны".

Что не понравилось. Вот абсолютно. (Осторожно, много спойлеров)

  1. Совершенно точно, что фильм антироссийский. Антигосударственный. Про дату я уже написала. Накануне годовщины сами знаете чего.

Хотя я так не хотела вообще говорить о политике в своем блоге, но главная идея фильма такова и глаза на этот факт не закрыть. Здесь есть свой Ульянов (в книге, напомним, его не было), который борется с монархией, в фильме он фанатик-террорист, который заставляет отказаться от трона императора Николая III. Это прямое предложение, эдакое руководство к действию нашей власти.

Категорически не приемлю.

Испортить такой детектив своей линией. Грубо говоря, засунуть свою историю, свое мнение внутрь любимого многими детектива - применить такой, знаете, Эзопов язык, которым пользовались еще советские режиссеры в годы цензуры. То, есть, создатели фильма понимали, что снять "мнение" отдельно за государственные деньги - народ не поймет. А вот спрятать главное в популярном детективе, который только из-за названия многие в стране посмотрят - это прокатит. И прокатило.

  2. Актёры. Игра актеров. Если старая гвардия, точнее актеры поопытнее свои роли как-то вытягивают, то молодежь, ну как будто играет в студенческом спектакле. Ты смотришь фильм и он весь неровный. Там, где играют профессионалы (Максим Матвеев, Александр Семчев, Евгений Стычкин, Артем Быстров, Игорь Черневич)- успокаиваешься, все идет хорошо, ровно, картинка отличная, ты веришь каждому слову, каждому жесту. Там, где играют не профи (Владислав Тирон, Мила Ершова, Марина Игнатова) - просто все падает, просто как будто едешь на машине и в колдобину въезжаешь из раза в раз. При этом как будто неплохо сыграл молодой Дмитрий Ломакин (Глеб). Запомнилась сцена, где Мила Ершова (Лиза) в свадебном платье сидит на лестнице и понимает, что крутилась в платье перед Фандориным, а он думал в это время о расследовании - игры у обоих не вышло совсем. Ощущение студенческого театра.

  3. Главный герой. Мне кажется, его подбирали немного похожим на Олега Меньшикова. Думаю, таким образом появится возможность снимать взрослого Фандорина. Но Владислав Тирон - не тот обаятельный и умный Фандорин, которого мы знаем по книгам. У него часто стекленеют глаза, когда он изображает, что его посетило прозрение. У него глухой голос. Вот совсем тяжело этим голосом управлять и делать его выразительным (у меня самой глухой голос, знаю, о чем говорю).

Я злилась на Владислава несколько раз, хотя и видела, КАК СИЛЬНО парень старается ВЫТЯНУТЬ роль. Он действительно очень старался, милый мальчик, которому повезло выйти в главные герои. Только не знал, что роль немного не его. 

(В одном интервью Тирон признавался, что войти в образ ему помогал Максим Матвеев, ну, может, без этого могло быть еще хуже).

Единственное, надо отдать должное: Тирон хорошо играет в те моменты, когда нужно показать боль. Мне показалось, что актер сам хорошо знает, что такое страдания, что такое несчастье, внутренние переживания. Вот в эти моменты ему веришь. 

  4. Не сложилось у Лизы и Эраста отношения. Нет пары. Не веришь им. Как будто просто два друга подростка смсятся. Где заменитая харизма Эраста Фандорина? Где огонь между этими двоими? Где любовь в глазах Лизы? Пара не удалась, ну, совсем. Мила тоже со своей стороны старается, но видно, что у нее нет симпатии к актеру. А ведь мы должны верить тому, что и Лиза ради Эраста на все готова, и он ради нее. На этом фоне скучный Глеб кажется интереснее. 

  5. В сцене, где у Лизы и Эраста происходит первая близость, я смотрю на спину Эраста и понимаю - не сложилось. Не верю. Не видно ни любви, ни страсти. Смотрится до такой степени некомфортно, становится неловко за актеров. Эту сцену можно было обыграть намеками, камерой поиграть. Ведь операторы же умеют. Потому что ну, не было необходимости показывать так в лоб, не понятно, что Лиза в нем нашла. Как вообще этот парень, описанный в книге, любимец женщин, разбиватель сердец, мог привлечь такую огненную девочку? 

  6. В последней серии Эраст отвечает на вопрос графа Зурова - был ли он влюблён в Амалию: "Мне кажется, она пыталась понравиться мне, она умела существовать только так". Я поняла, что он имел в виду. Но смотрю на этого Фандорина и снова недоумеваю: эта шикарная Бежецкая хотела понравиться тщедушному, неловкому и совершенно необаятельному, пусть даже очень умному и проницательному пареньку? В общем, еще и еще раз отмечаю: выбери создатели другого актера, фильм мог сложиться. Но не сложился. 

Владислав очень старался сыграть убедительно. Одно точно - роль очень крупная, думаю, он получил огромный для молодого актера опыт. Фото с сайта yarcenter.ru.
Владислав очень старался сыграть убедительно. Одно точно - роль очень крупная, думаю, он получил огромный для молодого актера опыт. Фото с сайта yarcenter.ru.

Справедливости ради скажу, что были моменты, которые понравились. Вот без оговорок.

  1. Я абсолютный противник переиначивания первоисточников. Но! Мне понравилось, что авторы вписали историю в современную жизнь. Тут тебе и робот-городовой, и система слежения, и высокая цифровая обеспеченность полиции. Интересна идея с белыми линзами, которые исполняют роль цифровых камер. Их надевают члены группировки "Азазель". 

Если вы смотрели российский сериал "Лучше, чем люди", то цифровизация в "Азазеле" вам понравится. 

  2. В одной из серий была отсылка к фильму "Особое мнение" с Томом Крузом, где компьютер просчитывает будущих убийц и их жертв, и полиция может предотвратить преступления. В сериале это, якобы, новый суперкомпьютер, который только проходит апробацию. Первый убийца и жертва определяются верно, но мне лично совершенно не понятен мотив именно этого убийства, а мотив всегда есть. Второй жертвой должен был стать сам Фандорин - убийца неизвестен. Вот здесь момент с компьютером отработан интересно. 

  3. В последней серии четкая отсылка к Оруэлловскому "1984". Где Фандорин, потерявший все и всех, после взрыва в доме, идет к Дворцовой площади и попадает на митинг, а там лицо премьер-министра проецируется на здании и он что-то говорит, и выглядит, как будто выступает Гитлер. Мурашки по коже от ужаса и отсылок. От ощущения беспросветности. 

  4. Ну, и вообще, в некоторых случаях я с интересом смотрю, как профессионалы могут по-новому адаптировать хорошо известную историю. Тут настолько хорошо чувствуется рука профессионалов, что даже оторопь берет. Как много можно было бы снять хорошего, если бы создатели выбирали сторону света и любви к Отчизне.

  5. Здесь красивая визуальная картинка. Есть проседающие кадры, как мне кажется, например, в экстернате, но в целом снимать кино у нас научились отлично. Во многих случаях, картинка в "Азазеле" напоминает уровень любимых сериалов BBC. 

Словом, "Азазелю" ставлю 6 баллов из 10 по личной шкале оценки. Только современные фишки и картинка вытащили для меня этот детектив из дна. 

Буду ли я смотреть продолжение? Оно явно будет, к этому нас подготовила финальная серия. Я не знаю. В этом и беда - так хочется посмотреть продолжение истории полюбившегося героя, но знаешь, что экранизация снова будет в руках талантливых злодеев, которые продолжат иронизировать над твоей страной. В общем, время покажет. Одно знаю точно, пора учиться самой создавать таких героев и сценарии.

Обычно я писала про уютные детективы. Но здесь остросоциальный и он меня задел. Понимаю, что с рецензией в наши дни могут не согласиться многие. Поэтому, даже, если вы не согласны с моим мнением и мнениями комментаторов, прошу выражаться аккуратно.