Да-да, это не опечатка - речь идет не о Пятигорском трамвае, а именно Кисловодском. Такое вот я сделала открытие, разглядывая дореволюционные фотографии Кисловодска.
В начале прошлого века по улице, которую мы сегодня знаем как Курортный бульвар (ранее - Тополевая аллея, пр. Сталина), ходил такой же трамвайчик как и в Пятигорске: звенел зазевавшимся прохожим, и грохот вагона доносился в открытые окна свеженьких курортных гостиниц.
С одним лишь отличием от пятигорского: Кисловодский трамвай перевозил исключительно свежеразлитые бутылочки Нарзана, а не пассажиров. Трамвай был грузовой.
Первые попытки разливать Нарзан "на экспорт" в Кисловодске начались задолго до ввода трамвая в эксплуатацию, в 1860-ых. Бутылочки с богатырь-водой сначала продавали для курсовых в других городах КМВ, а затем наладили и отправку в другие города Российской Империи. Для транспортных целей использовали гужевой транспорт: сначала до станции Ростов, затем с появлением железной дороги на КМВ - до станции Кумская (ныне - Минеральные Воды).
Потребность в Нарзане росла, розлив требовал промышленных масштабов - разливочный цех оборудовали в юго-западном флигеле Нарзанной галереи.
Бутылочки наполняли поначалу настоящим Нарзаном "как он есть", натуральной газации, а с 1892 года целебную воду начали дополнительно газировать углекислым газом. Максимальная близость к источнику позволила сохранить целебные свойства воды и сэкономить на трубопроводах.
С каждым годом бутылок разливалось всё больше и больше. К 1900 году производство достигло более миллиона бутылок в год. Под заводик пристроили новые помещения, дабы увеличить производственные площади.
Из разливочного цеха отправлялись большие деревянные ящики по 30 и 60 бутылок емкостью 0,7 литра, проложенные соломой. Вкусный, освежающий и утоляющий жажду кисловодский Нарзан был удостоен Золотой медали на Нижегородской Выставке 1896 года.
С появлением трамвайного сообщения в Пятигорске, в 1904 году трамвай приспособили и для грузоперевозок в Кисловодске. Трамвайчик фирмы "Сименс и Гальске", как и пятигорский собрат, питался электричеством от электростанции Белый Уголь.
Его маршрут пролегал по вышеупомянутой Тополевой аллее - от Нарзанной галереи до складов товарной железнодорожной станции Минутка, откуда целебная вода разлеталась поездами по аптекам огромной Империи и даже в европейские города.
Электрический вагончик тянул по узкой одноколейке платформу, груженную ящиками с Нарзаном. Позже непосредственно сам вагон из пассажирского переделали в грузовой и ходил он уже без прицепа.
Теоретически трамвай, конечно, мог перевозить рабочих завода, но истинно пассажирским никогда не был. Кисловодский трамвай стал единственным в России и в Советском Союзе примером использования трамвайной линии исключительно для перевозки грузов.
Розлив Нарзана был приостановлен на время революционных событий, производство разорено, но в 1922 году всё же был восстановлено. Ограниченные площади Нарзанной галереи, несмотря на все пристройки, не позволили расширять производство и дальше - разливаемой водички перестало хватать потребителю.
Поэтому в 1938 году в Кисловодске открыли новый завод по розливу минеральной воды поближе к станции Минутка. Часть пути, проходящего по бульвару, разобрали. В Нарзанной галерее производство закрыли, пристройки снесли.
Позже Нарзанный завод перенесли непосредственно к складам - сейчас он находится по адресу улица Кирова, дом 43. Грузовой трамвайчик, увы, стал невостребованным и окончательно все пути разобрали в 1966 году.