Найти тему

Гремел Нарзан в Кисловодском трамвае

Да-да, это не опечатка - речь идет не о Пятигорском трамвае, а именно Кисловодском. Такое вот я сделала открытие, разглядывая дореволюционные фотографии Кисловодска.

Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)
Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)

В начале прошлого века по улице, которую мы сегодня знаем как Курортный бульвар (ранее - Тополевая аллея, пр. Сталина), ходил такой же трамвайчик как и в Пятигорске: звенел зазевавшимся прохожим, и грохот вагона доносился в открытые окна свеженьких курортных гостиниц.

Трамвай в Кисловодске, 1937 год (фото из интернета)
Трамвай в Кисловодске, 1937 год (фото из интернета)

С одним лишь отличием от пятигорского: Кисловодский трамвай перевозил исключительно свежеразлитые бутылочки Нарзана, а не пассажиров. Трамвай был грузовой.

Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)
Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)

Первые попытки разливать Нарзан "на экспорт" в Кисловодске начались задолго до ввода трамвая в эксплуатацию, в 1860-ых. Бутылочки с богатырь-водой сначала продавали для курсовых в других городах КМВ, а затем наладили и отправку в другие города Российской Империи. Для транспортных целей использовали гужевой транспорт: сначала до станции Ростов, затем с появлением железной дороги на КМВ - до станции Кумская (ныне - Минеральные Воды).

Трамвайные пути под ЖД мостом, начало ХХ века (фото из интернета)
Трамвайные пути под ЖД мостом, начало ХХ века (фото из интернета)
ЖД мост, современный вид (фото автора)
ЖД мост, современный вид (фото автора)

Потребность в Нарзане росла, розлив требовал промышленных масштабов - разливочный цех оборудовали в юго-западном флигеле Нарзанной галереи.

Вид на Нарзан из парка. Справа - постройки разливного цеха, начало ХХ века (фото из интернета)
Вид на Нарзан из парка. Справа - постройки разливного цеха, начало ХХ века (фото из интернета)

Бутылочки наполняли поначалу настоящим Нарзаном "как он есть", натуральной газации, а с 1892 года целебную воду начали дополнительно газировать углекислым газом. Максимальная близость к источнику позволила сохранить целебные свойства воды и сэкономить на трубопроводах.

Разливной цех у Нарзанной галереи, начало ХХ века (фото из интернета)
Разливной цех у Нарзанной галереи, начало ХХ века (фото из интернета)

С каждым годом бутылок разливалось всё больше и больше. К 1900 году производство достигло более миллиона бутылок в год. Под заводик пристроили новые помещения, дабы увеличить производственные площади.

Работники разливного цеха, начало ХХ века (фото из интернета)
Работники разливного цеха, начало ХХ века (фото из интернета)

Из разливочного цеха отправлялись большие деревянные ящики по 30 и 60 бутылок емкостью 0,7 литра, проложенные соломой. Вкусный, освежающий и утоляющий жажду кисловодский Нарзан был удостоен Золотой медали на Нижегородской Выставке 1896 года.

Реклама Нарзана в Твери, 1910 год (фото из интернета)
Реклама Нарзана в Твери, 1910 год (фото из интернета)

С появлением трамвайного сообщения в Пятигорске, в 1904 году трамвай приспособили и для грузоперевозок в Кисловодске. Трамвайчик фирмы "Сименс и Гальске", как и пятигорский собрат, питался электричеством от электростанции Белый Уголь.

Пересечение Курортного бульвара и улицы Карла Маркса, 1930-ые годы (фото из интернета)
Пересечение Курортного бульвара и улицы Карла Маркса, 1930-ые годы (фото из интернета)

Его маршрут пролегал по вышеупомянутой Тополевой аллее - от Нарзанной галереи до складов товарной железнодорожной станции Минутка, откуда целебная вода разлеталась поездами по аптекам огромной Империи и даже в европейские города.

Кисловодский трамвай (рисунок из интернета)
Кисловодский трамвай (рисунок из интернета)

Электрический вагончик тянул по узкой одноколейке платформу, груженную ящиками с Нарзаном. Позже непосредственно сам вагон из пассажирского переделали в грузовой и ходил он уже без прицепа.

Кисловодский трамвай (фото из интернета)
Кисловодский трамвай (фото из интернета)

Теоретически трамвай, конечно, мог перевозить рабочих завода, но истинно пассажирским никогда не был. Кисловодский трамвай стал единственным в России и в Советском Союзе примером использования трамвайной линии исключительно для перевозки грузов.

Трамвай на улице Кирова, начало 1960-ых годов (фото из интернета)
Трамвай на улице Кирова, начало 1960-ых годов (фото из интернета)

Розлив Нарзана был приостановлен на время революционных событий, производство разорено, но в 1922 году всё же был восстановлено. Ограниченные площади Нарзанной галереи, несмотря на все пристройки, не позволили расширять производство и дальше - разливаемой водички перестало хватать потребителю.

Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)
Трамвайные пути на Тополевой аллее, начало ХХ века (фото из интернета)

Поэтому в 1938 году в Кисловодске открыли новый завод по розливу минеральной воды поближе к станции Минутка. Часть пути, проходящего по бульвару, разобрали. В Нарзанной галерее производство закрыли, пристройки снесли.

Работники нарзанного завода (фото из интернета)
Работники нарзанного завода (фото из интернета)

Позже Нарзанный завод перенесли непосредственно к складам - сейчас он находится по адресу улица Кирова, дом 43. Грузовой трамвайчик, увы, стал невостребованным и окончательно все пути разобрали в 1966 году.

Схема трамвайных путей, 1910-ые годы (фото из интернета)
Схема трамвайных путей, 1910-ые годы (фото из интернета)