Найти в Дзене

Дмитрий Ермаков: русский стрит XIX века

Если современный фотограф слышит словосочетание "стрит-фото", то чаще всего ему на ум приходят такие имена, как Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштадт, Роберт Франк... Хорошо знакомые с отечественной школой вспомнят еще, пожалуй, Александра Родченко. Да и вообще есть ощущение, что стрит-фото появилось только в ХХ веке, вместе с широким распространением компактных 35-миллиметровых камер, как их называли тогда - "леек".

Классическое фото Анри Картье-Брессона "За вокзалом Сен-Лазар", известное каждому
Классическое фото Анри Картье-Брессона "За вокзалом Сен-Лазар", известное каждому

Это кажется нам совершенно логичным - ну какой стрит, когда камера рубежа XIX-XX веков чаще всего выглядит как деревянный чемодан, снабженный мехами и треногой, на которую впору устанавливать артиллерийские орудия? Впрочем, компактные камеры существовали еще с конца XIX века, а журналисты умудрялись возить их с собой даже на войну. Но удобство их для съемки на улице, когда нужно поймать магию момента, не прибегая к съемке срежиссированных сцен, было куда хуже, чем у "леек" 1920-х годов.

В этом разрезе удивительным кажется тот факт, что жанр стрит-фото существовал в Российской Империи уже в конце XIX века, и одним из громких его имен было имя Дмитрия Ивановича Ермакова.

Подковывание быка - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы
Подковывание быка - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы

Дмитрий Иванович Ермаков родился в 1845 году в городе Тифлис (ныне - Тбилиси), в интеллигентной семье. Интерес к фотографии проснулся у юноши довольно рано, еще когда тот учился в Военной школе топографов - там студентов обучали фотографии как одному из технических способов топографирования местности.

Начав с любительских съемок знаковых видов Тифлиса, храмов и разрушенных крепостей, Дмитрий Ермаков быстро добивается технического и коммерческого успеха. Он даже успевает поработать в нескольких им же созданных ателье - в "Фотографии художника Колчина и Ермакова" и в "Фотографии Д.И. Ермакова в г. Тифлисе". В этих фотоателье жители Тифлиса могли как сделать классические популярные в конце XIX века "визитки" 6х8 или кабинетные портреты, так и заказать "кавалькады на открытом воздухе в живописных окрестностях" или, например, "внутренние виды снимков зданий". Иными словами, Колчин и Ермаков занимались самым широким спектром фотографических услуг - от классического "фото на документы" до, как это принято называть сейчас, real estate photography.

Но наиболее теплые чувства Дмитрий Ермаков испытывал, все-таки, к уличной фотографии и фотографии путешествий.

Тифлис. Улица и мечеть у Ботанического сада - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы
Тифлис. Улица и мечеть у Ботанического сада - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы

Дмитрий Ермаков был увлеченным путешественником. С 1870 по 1915 годы он объехал практически весь Кавказ, долгое время жил и работал в Персии, Турции, на южном побережье Крыма. Путешествовал с русскими войсками Кавказского фронта во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, а после ее окончания принял участие в десятках археологических и этнографических экспедиций.

Путешествуя по разным странам, городам и селениям, Дмитрий Ермаков демонстрировал настоящие чудеса ловкости в умении правильно поймать момент для фотографии. Наряду с постановочными и пейзажными фото он сделал огромное количество бытовых фотографий, отличающихся непревзойденным техническим и художественным качеством. Просто посмотрите на его кадры - Дмитрий Ермаков прекрасно умел поймать мгновенье, чтобы запечатлеть в вечности жизнь простых людей городов и поселков Кавказа.

Соревнования по борьбе в грузинской деревне - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы
Соревнования по борьбе в грузинской деревне - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы

Смотря на эти снимки, мы видим в них воплощение всех главных принципов уличной фотографии, которые будут сформулированы Анри Картье-Брессоном чуть ли не половиной века позже: и упор на момент съемки, и внимание к мелочам, и тщательно выстроенная геометрия кадра, и художественное содержание даже в "документальной", бытовой фотографии.

Недаром фотографии Дмитрия Ермакова, чье имя сегодня полузабыто, так высоко ценились в Российской Империи - за свою жизнь автор успел получить множество наград: от Французского фотографического общества, Московской антропологической выставки, правительств Ирана, Турции и других стран. Он также носил звание "Придворного фотографа Его Высочества Шаха Персии" и был почетным членом множества художественных обществ.

Непревзойденный рассказчик, внимательный наблюдатель, человек, мастерски владеющий фотоаппаратом и первый стрит-фотограф Российской империи - все это о тифлисском фотографе Дмитрии Ивановиче Ермакове

Грузинский танец "перчули" - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы
Грузинский танец "перчули" - фото Дмитрия Ермакова, 1880-е годы