Найти в Дзене

Что придумано в биографии О.Монферрана?

Чтобы сокрыть факт того,  что О.Монферран не был никаким архитектором и не имел никакого инженерного образования,  фальсификаторы  приписывают ему участие в строительстве церкви Марии Магдалины в Париже еще до его приезда в Санкт-Петербург  в 1816 году.  Однако,  на самом деле  этот выдуманный фантазийный миф  нигде не подтверждается в источниках,  посвященных  описанию этого строительства.  Так,  известно,  что  строительство этого здания началось в 1764 году под руководством архитектора Пьера Контана де Иври, а после его смерти до 1790 года работами руководил другой архитектор - Кутюр.

Но из-за разногласий по вопросам назначения этого здания,  строительство было приостановлено и продолжилось только в 1806 году уже под руководством архитектора Пьера Александра Виньона.  И именно с рекомендательным письмом от него приехал бы в Россию О.Монферран, если бы действительно участвовал в строительстве этого здания.  Но в 1818 году он приезжает в Санкт-Петербург  с рекомендательным письмом к А.Бетанкуру от  часовых дел мастера Абрахамма Брегге и в статусе никому неизвестного рисовальщика.  А это полностью разрушает версию, выдуманную фальсификаторами истории о его участии в строительстве церкви Марии Магдолины в Париже.

Но та же "Википедия"  уверенно рассказывает нам об истории его "архитекторской" жизни в Париже, следующее:
"1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино.  После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы. Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена".

Но даже здесь нигде не упоминается архитектор Пьер Александр Виньон,  руководивший строительством церкви Марии Магдалины в Париже в то время.  А упоминается некий Жак Молино,  который, предположительно,  являлся руководителем генеральной инспекции архитектуры Парижа в то время.  Правда лично мне об этом человеке так и не удалось найти никаких сведений.  Еще больше сомнений вызывает вообще какое-либо участие О.Монферрана в деятельности этого учреждения.  Что же касается "архитекторов-современников"  Шарля Персье и Пьера Фонтена, то о них есть следующие сведения.  Шарль Персье (фр. Charles Percier; 22 августа 1764, Париж — 5 сентября 1838, там же) — французский архитектор,
художник и декоратор, педагог. Один из создателей стиля ампир.   Так вот в статье о нем упоминается,  что он преподавал в архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже, а одним из его учеников и был  О.Монферран.  То есть Монферран учился именно в Школе изобразительных искусств в Париже, а вовсе  не  в Королевской школе архитектуры.  И это объясняет тот факт, что он был именно художником-декоратором, а вовсе не архитектором.

Теперь, касательно второго "учителя"  О.Монферрана.  Пьер Франсуа Леонар Фонтен (фр. Pierre François Léonard Fontaine; 20 сентября 1762, Понтуаз — 10 октября 1853, Париж) — французский архитектор,
рисовальщик и декоратор интерьера. Член Французской академии изящных искусств.  Вместе с Шарлем Персье был одним из основоположников стиля ампир, который в императорской Франции отличала торжественность и парадность дворцовых интерьеров, мебели и изделий декоративно-прикладного искусства.  Один из пионеров применения металлических (чугунных) конструкций в строительстве.  Никаких сведений о том,  что он  где-то обучал О.Монферрана я не нашел.  Зато похоже, прояснилась история  с неким "Альбомом О.Монферрана", который тот якобы подносил в Париже  в 1814 году  императору  Александру I.

Вот какие сведения даент статья о Фонтене  в "Википедии":
"Русский император Александр I состоял в переписке с Персье и Фонтеном. По его просьбе с 1809 года двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра; годом позже архитектор стал организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань.  В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвящённый французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже)".

А знаете,  что это означает?  Похоже,  что один из томов этого альбома,  а именно тринадцатый том  Персье,  будучи учителем О.Монферрана и доверил   ему нарисовать.  Нам же теперь,  работники Эрмитажа,  показывая  этот самый "альбом Монферрана", датированный 1814 годом  рассказывают сказки  об его "исторической встрече"  в Париже в этом году,  во время которой якобы Монферран и преподнес императору альбом своих рисунков.  Но,  как видим, на самом деле все было совсем не так.  И теперь становится понятно,  что Монферран, прибыв в 1816 году  в Санкт-Петербург обратился с рекомендательным  письмом к А.Бетанкуру вовсе не от имени  архитектора Пьера Александра Виньона, потому что не участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины, и даже не от имени Шарля Персье, у которого он обучался в Парижской школе изобразительных искусств, потому что никаким архитектором он не был.   И в том  случае, если он эту школу закончил, то он был лишь никому неизвестным художником-декоратором  и именно в таком качестве он мог иметь какое-то отношение к строительству церкви Марии Магдалины, а вовсе не в качестве архитектора.

И именно в таком качестве рисовальщика  он и был пристроен А.Бетанкуром  по рекомендательному письму от часовых дел мастера А.Брегге,  который просил его пристроить куда-нибудь.  При этом А.Бетанкур смог оценить его несомненный талант  рисовальщика,  а потому показав императору альбом его рисунков,  смог добиться назначения его на должность "старшего чертежника"  в возглавляемый им "Комитет по делам строений и гидравлических работ".  Все это подробно описано в многотомнике  "Воспоминания"  Ф.Вигеля, изданном в 1865 году уже после его смерти.  Сам же Ф.Вигель являлся свидетелем всех тех событий,  будучи секретарем  этого самого "Комитета..." в 1816 году, когда там и появился О.Монферран,  приехав из Парижа в статусе никому неизвестного,  хотя и талантливого рисовальщика.  Когда же император Александр I, объявил  конкурс по перестройке (а вовсе не строительству)  Исаакиевского собора,  то А.Бетанкур  поручил старшему чертежнику Монферрану подготовить такие проекты.  И вот один из 24 представленных им проектов и одобрил российский император.

Из всего этого  можно сделать следующие выводы:

1.  О.Монферран  не имел инженерного образования  в отличие от того же  А.Бетанкура.  Он никогда не учился и не оканчивал  Парижскую Королевскую школу архитектуры,  как это ему приписывают мифы фальсификаторов,  а учился  в парижской Школе изобразительных искусств,  где одним из его учителей был  художник-декоратор и архитектор Шарль Персье.

2.  Никакой "исторической встречи"  О.Монферрана  с императором Александром I  в 1814 году никогда не было,  как и не было  подношения ему  альбома  с рисунками О.Монферрана, датированного  1814 годом.  На самом деле этот самый альбом  представлял собой тринадцатый том  альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» ,  который в сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию императору  Александру I.  Кстати, почему-то этот альбом так тщательно хранится в Эрмитаже,  что до сих пор  его невозможно обнаружить в свободном доступе в электронном виде. Но мельком этот том,  датируемый апрелем 1814 года, работники Эрмитажа нам все же продемонстрировали в фильме "Огюст Монферран.  Графическое наследие мастера", правда традиционно  приписав его полностью,  как труд якобы "архитектора О.Монферрана,  преподнесенный Александру I  в Париже в 1814 году".  Но,  как мы уже разобрались,  на самом деле все это не соответствует истине.

-2

3.  Именно поэтому О.Монферран  появился в Санкт-Петербурге  только в 1816 году в статусе никому неизвестного рисовальщика и лишь убедившись в том,  что он действительно умеет очень хорошо рисовать  эскизы зданий и  их внутренние интерьеры, А.Бетанкур пристроил его на должность "старшего чертежника"  в возглавляемый им "Комитет по делам строений и гидравлических работ".

Потому,  когда официалы рассказывают вам свои сказки типа этой:
"В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен...   Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году.  В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора".  То,  знайте,  что это  -  либо глупые домыслы,  либо сознательное вранье,  чтобы  выставить О.Монферрана "великим архитектором"  и "создателем  Исаакиевского собора".

Но если выяснится,  что на самом деле он никаким  архитектором не был,  а был лишь  чертежником -  талантливым рисовальщиком проектов и конечно, художником-декоратором интерьеров,  то сразу возникает вполне логичный вопрос,  а каким же образом ему тогда удалось построить такое грандиозное здание,  как Исаакиевский собор?   Но все дело в том,  что никакого "строительства с нуля"  этого собора в XIX веке  не было, а была  лишь  его перестройка-реконструкция.  Именно поэтому объявленный российским императором конкурс  был "по перестройке собора"  и  для ее осуществления была создана "Комиссия по перестройке Исаакиевского собора".  А вот,  термин "строительство"  вместо "перестройки"  фальсификаторы стали вставлять  уже позже.   И как раз в рамках этой фальсификации  О.Монферрану и приписали участие в строительстве  парижской церкви Марии Магдалины,  реальных доказательств чему  нет.  И если допустить теоретически его участие в этом строительстве,  то только в качестве малоизвестного художника-декоратора,  а вовсе не архитектора, ибо заканчивал он вовсе не Архитектурную школу,  а Школу изобразительных искусств.

Источник: мой пост в сообществе "Альтернативные версии истории"