Чтобы сокрыть факт того, что О.Монферран не был никаким архитектором и не имел никакого инженерного образования, фальсификаторы приписывают ему участие в строительстве церкви Марии Магдалины в Париже еще до его приезда в Санкт-Петербург в 1816 году. Однако, на самом деле этот выдуманный фантазийный миф нигде не подтверждается в источниках, посвященных описанию этого строительства. Так, известно, что строительство этого здания началось в 1764 году под руководством архитектора Пьера Контана де Иври, а после его смерти до 1790 года работами руководил другой архитектор - Кутюр.
Но из-за разногласий по вопросам назначения этого здания, строительство было приостановлено и продолжилось только в 1806 году уже под руководством архитектора Пьера Александра Виньона. И именно с рекомендательным письмом от него приехал бы в Россию О.Монферран, если бы действительно участвовал в строительстве этого здания. Но в 1818 году он приезжает в Санкт-Петербург с рекомендательным письмом к А.Бетанкуру от часовых дел мастера Абрахамма Брегге и в статусе никому неизвестного рисовальщика. А это полностью разрушает версию, выдуманную фальсификаторами истории о его участии в строительстве церкви Марии Магдолины в Париже.
Но та же "Википедия" уверенно рассказывает нам об истории его "архитекторской" жизни в Париже, следующее: "1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино. После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы. Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена".
Но даже здесь нигде не упоминается архитектор Пьер Александр Виньон, руководивший строительством церкви Марии Магдалины в Париже в то время. А упоминается некий Жак Молино, который, предположительно, являлся руководителем генеральной инспекции архитектуры Парижа в то время. Правда лично мне об этом человеке так и не удалось найти никаких сведений. Еще больше сомнений вызывает вообще какое-либо участие О.Монферрана в деятельности этого учреждения. Что же касается "архитекторов-современников" Шарля Персье и Пьера Фонтена, то о них есть следующие сведения. Шарль Персье (фр. Charles Percier; 22 августа 1764, Париж — 5 сентября 1838, там же) — французский архитектор, художник и декоратор, педагог. Один из создателей стиля ампир. Так вот в статье о нем упоминается, что он преподавал в архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже, а одним из его учеников и был О.Монферран. То есть Монферран учился именно в Школе изобразительных искусств в Париже, а вовсе не в Королевской школе архитектуры. И это объясняет тот факт, что он был именно художником-декоратором, а вовсе не архитектором.
Теперь, касательно второго "учителя" О.Монферрана. Пьер Франсуа Леонар Фонтен (фр. Pierre François Léonard Fontaine; 20 сентября 1762, Понтуаз — 10 октября 1853, Париж) — французский архитектор, рисовальщик и декоратор интерьера. Член Французской академии изящных искусств. Вместе с Шарлем Персье был одним из основоположников стиля ампир, который в императорской Франции отличала торжественность и парадность дворцовых интерьеров, мебели и изделий декоративно-прикладного искусства. Один из пионеров применения металлических (чугунных) конструкций в строительстве. Никаких сведений о том, что он где-то обучал О.Монферрана я не нашел. Зато похоже, прояснилась история с неким "Альбомом О.Монферрана", который тот якобы подносил в Париже в 1814 году императору Александру I.
Вот какие сведения даент статья о Фонтене в "Википедии": "Русский император Александр I состоял в переписке с Персье и Фонтеном. По его просьбе с 1809 года двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра; годом позже архитектор стал организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань. В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвящённый французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже)".
А знаете, что это означает? Похоже, что один из томов этого альбома, а именно тринадцатый том Персье, будучи учителем О.Монферрана и доверил ему нарисовать. Нам же теперь, работники Эрмитажа, показывая этот самый "альбом Монферрана", датированный 1814 годом рассказывают сказки об его "исторической встрече" в Париже в этом году, во время которой якобы Монферран и преподнес императору альбом своих рисунков. Но, как видим, на самом деле все было совсем не так. И теперь становится понятно, что Монферран, прибыв в 1816 году в Санкт-Петербург обратился с рекомендательным письмом к А.Бетанкуру вовсе не от имени архитектора Пьера Александра Виньона, потому что не участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины, и даже не от имени Шарля Персье, у которого он обучался в Парижской школе изобразительных искусств, потому что никаким архитектором он не был. И в том случае, если он эту школу закончил, то он был лишь никому неизвестным художником-декоратором и именно в таком качестве он мог иметь какое-то отношение к строительству церкви Марии Магдалины, а вовсе не в качестве архитектора.
И именно в таком качестве рисовальщика он и был пристроен А.Бетанкуром по рекомендательному письму от часовых дел мастера А.Брегге, который просил его пристроить куда-нибудь. При этом А.Бетанкур смог оценить его несомненный талант рисовальщика, а потому показав императору альбом его рисунков, смог добиться назначения его на должность "старшего чертежника" в возглавляемый им "Комитет по делам строений и гидравлических работ". Все это подробно описано в многотомнике "Воспоминания" Ф.Вигеля, изданном в 1865 году уже после его смерти. Сам же Ф.Вигель являлся свидетелем всех тех событий, будучи секретарем этого самого "Комитета..." в 1816 году, когда там и появился О.Монферран, приехав из Парижа в статусе никому неизвестного, хотя и талантливого рисовальщика. Когда же император Александр I, объявил конкурс по перестройке (а вовсе не строительству) Исаакиевского собора, то А.Бетанкур поручил старшему чертежнику Монферрану подготовить такие проекты. И вот один из 24 представленных им проектов и одобрил российский император.
Из всего этого можно сделать следующие выводы:
1. О.Монферран не имел инженерного образования в отличие от того же А.Бетанкура. Он никогда не учился и не оканчивал Парижскую Королевскую школу архитектуры, как это ему приписывают мифы фальсификаторов, а учился в парижской Школе изобразительных искусств, где одним из его учителей был художник-декоратор и архитектор Шарль Персье.
2. Никакой "исторической встречи" О.Монферрана с императором Александром I в 1814 году никогда не было, как и не было подношения ему альбома с рисунками О.Монферрана, датированного 1814 годом. На самом деле этот самый альбом представлял собой тринадцатый том альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» , который в сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию императору Александру I. Кстати, почему-то этот альбом так тщательно хранится в Эрмитаже, что до сих пор его невозможно обнаружить в свободном доступе в электронном виде. Но мельком этот том, датируемый апрелем 1814 года, работники Эрмитажа нам все же продемонстрировали в фильме "Огюст Монферран. Графическое наследие мастера", правда традиционно приписав его полностью, как труд якобы "архитектора О.Монферрана, преподнесенный Александру I в Париже в 1814 году". Но, как мы уже разобрались, на самом деле все это не соответствует истине.
3. Именно поэтому О.Монферран появился в Санкт-Петербурге только в 1816 году в статусе никому неизвестного рисовальщика и лишь убедившись в том, что он действительно умеет очень хорошо рисовать эскизы зданий и их внутренние интерьеры, А.Бетанкур пристроил его на должность "старшего чертежника" в возглавляемый им "Комитет по делам строений и гидравлических работ".
Потому, когда официалы рассказывают вам свои сказки типа этой: "В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен... Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году. В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора". То, знайте, что это - либо глупые домыслы, либо сознательное вранье, чтобы выставить О.Монферрана "великим архитектором" и "создателем Исаакиевского собора".
Но если выяснится, что на самом деле он никаким архитектором не был, а был лишь чертежником - талантливым рисовальщиком проектов и конечно, художником-декоратором интерьеров, то сразу возникает вполне логичный вопрос, а каким же образом ему тогда удалось построить такое грандиозное здание, как Исаакиевский собор? Но все дело в том, что никакого "строительства с нуля" этого собора в XIX веке не было, а была лишь его перестройка-реконструкция. Именно поэтому объявленный российским императором конкурс был "по перестройке собора" и для ее осуществления была создана "Комиссия по перестройке Исаакиевского собора". А вот, термин "строительство" вместо "перестройки" фальсификаторы стали вставлять уже позже. И как раз в рамках этой фальсификации О.Монферрану и приписали участие в строительстве парижской церкви Марии Магдалины, реальных доказательств чему нет. И если допустить теоретически его участие в этом строительстве, то только в качестве малоизвестного художника-декоратора, а вовсе не архитектора, ибо заканчивал он вовсе не Архитектурную школу, а Школу изобразительных искусств.
Источник: мой пост в сообществе "Альтернативные версии истории"