Запустив человека в космос, Советский Союз пытался превзойти американцев в гонке на Луну. Однако тяжелая ракета Н-1, получившая название «Императорская ракета», предназначенная для пилотируемого полета на Луну, оказалась непригодной. Один из самых крупных проектов предусматривал вывод на орбиту 75-тонной космической станции, на базе которой планировалось собрать тяжелый межпланетный корабль (ТМК), способный долететь до Марса или Венеры. Для доставки компонентов на станцию инженеры ОКБ-1 приступили к разработке ракеты сверхтяжелого класса Н-1. Позже задачи, поставленные перед инженерами, изменились – важно было предотвратить космическую «реванш» американцев и первыми доставить советских космонавтов на поверхность Луны. Поэтому «хай-энд» бытовая техника еще не взлетела. Поэтому параметры конструкторов ракет были невероятными. Его высота составляла 101 метр, а вес – 2500 тонн. Полезная нагрузка ракеты увеличилась с первоначальных 75 тонн до 95 тонн. Ракета Н-1 предполагается использовать совместно с двухместным экспедиционным кораблем ЛС. Конструктивные особенности Сергей Королев, руководивший разработкой Н-1, забраковал десятки чертежей, которые один за другим попадали к нему на стол. Вот почему он отказался от установки ядерного ракетного двигателя (который в то время находился еще на ранней стадии разработки). Больше разногласий среди экспертов по ОКР вызвал вопрос о расположении лестницы. От экономически выгодной многоблочной схемы с параллельным размещением пришлось отказаться по техническим причинам. Руководителем проекта была выбрана моноблочная схема для нескольких РВД. Эта конструкция должна была уменьшить вес шести подвесных сферических баков, часть из которых заполнялась горючим, а часть – окислителем. При выходе из строя одного из двигателей он должен был автоматически отключаться специально разработанной системой управления двигателем (КОРД). Для вывода корабля на орбиту были созданы три ракетных блока («А», «Б» и «С»). Еще два блока (G и D) должны были доставить его на Луну. При разработке Н-1 советские конструкторы впервые опробовали ряд передовых технологий. Например, эта ракета была первой с бортовым компьютером. Также инженеры добились прогресса в обеспечении безопасности космонавтов, создании системы спасения на случай аварии. Завершение проекта Разработка Н-1 поначалу шла не слишком быстро, в связи с тем, что Минобороны СССР не увидело в ракете потенциальных дополнительных преимуществ. Поэтому, когда дело дошло до испытаний в 1965 году, Сергею Королеву пришлось доказывать Кремлю важность проекта. Однако первый запуск ракеты состоялся только в 1969 году. Это оказалось экстраординарным событием – как и следующие три. Дело в том, что одновременная работа многих двигателей приводила к непредвиденным эффектам: сильным вибрациям, электрическим шумам и гидродинамическим ударам на старте. Эти недостатки можно было бы устранить, если бы ракету сначала испытали на стендах. Но мы решили сэкономить на этом. Судьбу ракеты «Царь» диктовали политики, которые сами до конца не понимали, чего они на самом деле хотят от космонавтики. Поддержание статуса «космической сверхдержавы» только ради имиджа было слишком дорого для Советского Союза. Однако конструкторы думали иначе: «Комплекс Н-1, потребовавший столько денег, труда и лет, погиб не столько из-за технических сложностей, сколько потому, что стал аппаратным в игре политических и личных амбиций». - сказал один из разработчиков - Сергей Крюков. Более полно в «лунной гонке» выступили американцы, поэтому естественно, что первые земляне ступили на поверхность Луны 20 июля 1969 года. Советская ракета Н-1 разделила судьбу Царь-Ваилы и Царь-Вершины. Он остался в истории дорогой «игрушкой», обошедшейся народному хозяйству в 4-6 млрд рублей. События были полностью остановлены в 1974 году, а советская общественность узнала о них только в 1989 году.