Найти в Дзене

Но миром кончаются войны

Во все времена: мирные и спокойные, и особенно трудные, военные, люди старались сохранить, сберечь ценности не только для себя, но и будущих поколений. Я имею ввиду не только памятники, архитектуру, храмы, но и зеленые массивы внутри городов. Сейчас, к сожалению, в Петербурге наблюдается опасная тенденция: приходят в негодность памятники старины, никто не хочет заниматься реставрацией, на заброшенных территориях полыхают пожары, вырубаются скверы. На их месте взлетают ввысь ТЦ да жилищные массивы с красивыми названиями. Мой окраинный, еще совсем недавно зеленый район, за короткое время превратился в каменный мешок. Даже милая традиция сажать деревья возле школ канула в лету. Невский район Петербурга один из старейших. В минувшем году ему исполнилось 105 лет. В наш район не возят туристов, небогат он памятниками. Сегодня единственная достопримечательность наших мест, которую еще можно спасти, дача Сосновка работы известного архитектора Александра фон Гогена при помощи А.И. Кузнецова. Н

Во все времена: мирные и спокойные, и особенно трудные, военные, люди старались сохранить, сберечь ценности не только для себя, но и будущих поколений. Я имею ввиду не только памятники, архитектуру, храмы, но и зеленые массивы внутри городов. Сейчас, к сожалению, в Петербурге наблюдается опасная тенденция: приходят в негодность памятники старины, никто не хочет заниматься реставрацией, на заброшенных территориях полыхают пожары, вырубаются скверы. На их месте взлетают ввысь ТЦ да жилищные массивы с красивыми названиями. Мой окраинный, еще совсем недавно зеленый район, за короткое время превратился в каменный мешок. Даже милая традиция сажать деревья возле школ канула в лету.

Невский район Петербурга один из старейших. В минувшем году ему исполнилось 105 лет. В наш район не возят туристов, небогат он памятниками. Сегодня единственная достопримечательность наших мест, которую еще можно спасти, дача Сосновка работы известного архитектора Александра фон Гогена при помощи А.И. Кузнецова.

Немного истории. Первым владельцем соснового бора и деревянной дачи был князь Гагарин. Потом хозяева менялись. Последним стал генерал Александр Иванович Чернов. Кто же это? Информации о нём в открытых источниках содержится немного. В списках высших чинов Российской императорской армии имя генерала А. И. Чернова не значится. Возможно, он имел соответствующий гражданский чин — действительный статский советник.

Судя по изображению герба, сохранившегося на дверях особняка в Сосновке, хозяин дома — потомок (внук или правнук) нарвского первой гильдии купца Андрея Чернова, который именным указом императора Николая I был возведён с потомством в дворянское достоинство. Якобы был он любителем парусных яхт, лихим наездником (то ли сам выступал на скачках, то ли содержал породистых лошадей, на которых в гонках участвовали нанятые наездники), владел несколькими доходными домами в Петербурге, в том числе на Васильевском острове. Но отчего – то вдруг поселился в тихой усадьбе, расположенной за Невской заставой, где тогда уже строились и активно расширялись крупные промышленные предприятия. Но, так или иначе, с 1891 по 1893 гг. здесь на берегу Невы вместо деревянного дачного дома вырос красивейший замок в неорусском стиле.

Внутренняя отделка также была роскошной: цветные окна-витражи, великолепная лестница с коваными перилами, со ступенями, покрытыми ковром цвета вишни, дорогой паркет из разных пород дерева, огромная библиотека, коллекция оружия и изысканные интерьеры. Роскошь стоила немалых денег, и генерал решил распродать часть своих земель, составлявших около 12 га.

В 1905 году мой прадед купил у хозяина участок в 18 соток за 800 рублей. В те времена деньги большие. Когда моя бабушка на каком - то собрании упомянула об этом, ей объяснили, что в рабочей семье таких средств быть не могло. Мой прадед был плотником-краснодеревщиком, настоящим мастером своего дела. Купили участки и другие семьи. Так часть территории превратилась в населенный пункт Сосновка, с линиями-улицами, фруктовыми садами, где зрели яблоки и вишни, благоухали цветы на клумбах, зеленели грядки. А еще был большой пруд Комсомольский с чистой водой, благоустройством которого занимались сами жители от мала до велика. С самим хозяином никто из моей семьи не встречался, а вот “барыня”– жена Александра Ивановича, однажды летним днем вышла из коляски возле наших ворот. Ее заинтересовали разноцветные махровые георгины, украшавшие дорожку к нашему дому. Потом осенью заходил садовник за луковицами цветов, которые перекочевали в господский сад. Много лет спустя, любуясь красавцем-замком, вековыми дубами, которые подобно стражам, окружают фасад особняка, я представляла себе нарядных дам и кавалеров, гуляющих в парке. Или гостей, скользящих по водной глади на лодках. Ведь на территории существовала гидротехническая система прудов и проток.

Но грянула революция, и хозяева уехали – исчезли, оставив свое богатство. После их отъезда французские лягушки, одно из любимых лакомств хозяина, сбежали из специального помещения, в котором содержались. Затем они породнились с местными буро-зелёными и во всех сосновских канавах появились огромные пятнистые голубоватые лягушки.

В советское время в здании располагался сначала дом отдыха, потом — поликлиника и роддом. Заметьте, в те далекие времена здесь отдыхали и лечились простые труженики. Потом по постановлению Военного совета Ленинградского фронта от 25 апреля 1943 года в бывшем черновском имении была оборудована радиостанция. Объект много раз модернизировался и менял свои функции. В конце концов, он использовался наряду с другими аналогичными для глушения иностранных радиостанций на территории города и сопредельных районов Ленинградской области. Дача генерала Чернова превратилась в "режимный" объект, обнесенный глухим забором с колючей проволокой по всему периметру, куда гражданам вход был воспрещен последние 80 лет. Несколько лет назад радиоцентр был переведён из Сосновки на другую площадку. Благодаря тому, что в здании помещался закрытый объект, очень много элементов декора в интерьере замка сохранилось, и это по праву можно назвать уникальным явлением для юга Петербурга. 30 декабря 2022 года состоялось историческое решение: председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о передаче данного объекта Петербургу. Этого момента жители района ждали давно – когда, наконец, двери особняка откроются и для них, а благоустроенный парк станет любимым местом отдыха. Уже сейчас здесь проложена лыжня, протоптаны дорожки для прогулок с детьми и питомцами. Кроме того, в диком, по сути, уголке природы на окраине большого города поселились птицы, давно занесенные в Красную книгу, а в водоемах плавают маленькие дракончики–тритоны!

Но! Западную часть со стороны Октябрьской набережной хотят преобразить под общественное пространство. А восточную лесную часть в 11 га, в очередной раз названную пустырем, рассматривают под застройку соцобъектами. Такой вариант не устраивает жителей! «Мы переживаем, что здесь будет стройка. Потому что там по всем документам – это пустырь. Пустырь предполагает наличие здесь объектов плоскостного характера, либо малоэтажной застройки. И скорее всего от этой территории не останется ничего», – добавила жительница Невского района Людмила Горбунова. Создана петиция, борьба продолжается. Ну, что же, поживем - увидим!