Запустив человека в космос, Советский Союз пытался превзойти американцев в «гонке на Луну». Однако тяжелая ракета Н-1, которую назвали «Царь-ракета», предназначенная для пилотируемого полета на Луну, оказалась непригодной. Один из самых крупных проектов предусматривал вывод на орбиту 75-тонной космической станции, на базе которой планировалось собрать тяжелый межпланетный корабль (ТМК), способный достичь Марса или Венеры. Для доставки компонентов на станцию инженеры ОКБ-1 приступили к разработке сверхтяжелой ракеты Н-1.
Со временем задачи, поставленные перед инженерами, менялись – важно было предотвратить космическую «реванш» американцев и первыми доставить советских космонавтов на поверхность Луны. Так что бытовая техника «высокого класса» еще не взлетела. Поэтому параметры конструкторов ракеты были впечатляющими. Его высота составляла 101 метр, а вес – 2500 тонн. Полезная нагрузка ракеты увеличена с первоначальных 75 тонн до 95 тонн. Ракету Н-1 предполагалось использовать совместно с двухместным экспедиционным кораблем ЛЗ. Особенности конструкции Сергей Королев, руководивший разработкой Н-1, забраковал десятки чертежей, которые один за другим попадали к нему на стол. Поэтому он отказался от установки ядерного ракетного двигателя, находившегося тогда только на ранних стадиях разработки. Наибольшие споры среди специалистов ОКБ вызывал вопрос компоновки ступеней. От экономически выгодной многоблочной схемы с параллельным расположением пришлось отказаться по техническим причинам. Руководитель проекта остановился на моноблочной схеме с несколькими LRD. Эта конструкция должна была уменьшить массу шести подвесных сферических баков, часть которых заполнялась горючим, а часть окислителем. В случае отказа одного из двигателей он должен автоматически отключаться специально разработанной системой управления двигателем (КОРД). Для вывода корабля на орбиту были созданы три ракетных блока («А», «Б» и «З»). Еще два блока («Г» и «Д») должны были доставить его на Луну.
При разработке Н-1 советские конструкторы впервые опробовали ряд передовых технологий. Например, эта ракета была первой со встроенным компьютером. Инженерам также удалось обеспечить безопасность космонавтов, создать систему спасения на случай аварии. Окончание проекта Разработка Н-1 поначалу шла не слишком быстро, в связи с тем, что Минобороны СССР не увидело в ракете потенциальных «дополнительных» преимуществ. Поэтому, когда дело дошло до испытаний в 1965 году, Сергею Коралеву пришлось доказывать Кремлю важность проекта. Однако первый запуск ракеты состоялся только в 1969 году. Это событие оказалось экстраординарным, как и следующие три. Дело в том, что одновременная работа многих двигателей приводила к непредвиденным эффектам: сильным вибрациям, электрическим помехам и гидродинамическим ударам при запуске. Эти недостатки можно было бы устранить, если бы ракету сначала испытали на стендах. Но мы решили на этом сэкономить. Судьбу «Ракетного царя» продиктовали политики, которые сами до конца не понимали, чего на самом деле хотят от космонавтики. Поддержание статуса «космической сверхдержавы» только ради имиджа было слишком дорого для Советского Союза. Однако конструкторы думали иначе: «Комплекс Н-1, потребовавший столько денег, труда и лет, погиб не столько из-за технических сложностей, сколько потому, что стал аппаратным в игре политических и личных амбиций. & NBSP; - сказал один из разработчиков - Сергей Крюков. Американцы более полно выступили в «лунной гонке», поэтому естественно, что они были первыми землянами, ступившими на поверхность Луны 20 июля 1969 года. Советская ракета Н-1 разделила судьбу Царь-Бела и Царь-пушки. В истории он остался дорогой «игрушкой», обошедшейся народному хозяйству в 4-6 млрд руб. События были полностью остановлены в 1974 году, а советская общественность узнала о них только в 1989 году.