Найти тему
Зелёная Точка Старта

В Китае начали устанавливать натриевые аккумуляторы в бюджетные электромобили

В Китае, где электромобилизация бьёт все рекорды, автопроизводители начали устанавливать натриевые аккумуляторы в серийные бюджетные электромобили. Рост парка электромобилей требует всё большего объёма производства тяговых аккумуляторов, при этом базовым элементом современных аккумуляторных элементов является литий.

Литий, натрий, и другие элементы
Литий, натрий, и другие элементы

Однако литий, хоть и не является редкоземельным металлом, его содержание в земной коре составляет 0,0065%, заставляет задуматься об альтернативе. Цены на литий довольно волатильны, а его добыча за пределами национальных границ имеет геополитический аспект. Просто если посмотреть в ретроспективе как "литиевый вопрос" становится аргументом в международной политике: на сегодня Россия находится практически в литиевом эмбарго, также несколько лет назад литий практически стал причиной попытки переворота в Боливии, а крупнейшие китайские компании стараются взять под контроль крупнейшие месторождения лития вне границ Китая. А помимо развития электромобилизации надо сюда же добавить стремительно развивающийся рынок СНЭ (системы накопления энергии). И сумма всех вышеперечисленных факторов заставляет автокомпании и производителей аккумуляторов разрабатывать альтернативные технологии. И альтернативой литию становится натрий.

-2

Китайская компания HiNa Battery разработала аккумуляторные элементы на основе натрия. Натрий (Na) также находится в основной группе периодической системе химических элементов, обладает сходными с литием физико-химическими свойствами, и что самое важное, он один из самых распространённых элементов на планете.

У аккумуляторов на основе натрия есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести их потенциальную дешевизну, широкий температурный диапазон стабильной работы и быстрой зарядке. Однако явным минусом на сегодня, и это главное, можно считать пока ещё малую плотность энергии в натриевых аккумуляторах. Элемент от HiNa Battery имеет плотность энергии 140 Втч/кг. Тяговая батарея на основе элементов с такой плотностью на днях была установлена на бюджетный ситикар Sehol E10X. Но об этом чуть позже.

линейка аккумуляторов HiNa Battery
линейка аккумуляторов HiNa Battery

Компания HiNa Battery разработала целую линийку натрий-ионнных аккумуляторов: цилиндрический элемент NaCR32140-ME12 с плотностью энергии 140 Втч/кг, и элементы в призматическом форм-факторе NaCP50160118-ME80 - 145 Втч/кг, и NaCP73174207-ME240 - 155 Втч/кг. Даже мировой лидер аккумуляторной индустрии CATL не сильно опередил HiNa Battery в технологии натриевых аккумуляторов. Натрий-ионный аккумулятор CATL первого поколения имеет удельную плотность энергии 160 Втч/кг. И это в то время, как литиевые элементы уже имеют плотность энергии от 200 до 300 Втч/кг в зависимости от технологии. И тут есть естественный вывод, что пока натриевые аккумуляторы уступают по энергетике литиевым, то их будут применять в сегментах бюджетных легковых авто и, вероятно, в спецтехнике.

А теперь возвращаемся к электромобилю на натриевом аккумуляторе.

HiNa Battery совместно с электромобильным брендом Sehol создали тяговую батарею на основе натриевых аккумуляторов
HiNa Battery совместно с электромобильным брендом Sehol создали тяговую батарею на основе натриевых аккумуляторов

HiNa Battery совместно с электромобильным брендом Sehol, являющегося дочерним в JAC (Anhui Jianghuai Automobile Group Corp), разработали и установили тяговую батарею на основе натриевых аккумуляторов на бюджетный электромобиль сити-класса Sehol E10X. В базовой комплектации с литиевым аккумулятором этот электромобиль, в зависимости от ёмкости тягового аккумулятора (19.7 - 31.5 кВт*ч) стоит от 46 900 ¥ (508 396 рублей) до 76 400 ¥ (828 176 рублей). Причём диапазон варьируется от 200 км до 302 км.

Sehol E10X
Sehol E10X

Установленная на Sehol E10X тестовая натриевая батарея имеет ёмкость 25 кВт*ч и даёт диапазон пробега на одной зарядке в 252 км. Для автомобиля этого класса вполне себе нормальный показатель. Бортовое зарядное устройство поддерживает быструю зарядку от 3С до 4С.

Sehol E10X
Sehol E10X

Сейчас HiNa Battery в провинции Аньхой строит свой аккумуляторный завод гигаваттного класса, на котором будут выпускаться цилиндрические и призматические натриевые аккумуляторные элементы. По словам Генерального директора HiNa Battery Ли Шуцзюнь натрий-ионные аккумуляторы займут своё место в электромобилях малого класса, а также в системах накопления энергии, в том числе и домашних.

Генеральный директор HiNa Battery Ли Шуцзюнь
Генеральный директор HiNa Battery Ли Шуцзюнь

Констатируем, что натриевые аккумуляторы уже не эксперимент, а рабочая технология, которая начала свою обкатку в реальных условиях. И как мы видим, одними из первых кто применил их на своём серийном электромобиле, пусть и в тестовом варианте, стала компания JAC. При этом выходные характеристики практически не уступают варианту электромобиля с литиевым аккумулятором, а вот при серийной начинке электромобиля натриевым аккумулятором его цена, вероятно, будет ещё доступнее.

___________________________

Уважаемые читатели, следите за нашими новостями в Дзене, не забывая кликнуть кнопку "Подписаться".

Также можете подписаться и на наш Телеграм-канали делиться ссылками на наши новые материалы со своими друзьями в мессенджерах. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!