Первыми интерес к изучению дворца Диоклетиана проявили итальянцы. Художники, скульптуры и архитекторы эпоха Ренессанса черпали свое вдохновение у античных творцов. В начале XVI века резиденцию в Сполетто обследовал архитектор Андреа Палладиа. Наследие Палладиа составляют всего три чертежа-плана: незавершенный общий план дворца со стенами, башнями и мавзолеем, сам мавзолей и деталь интерьера мавзолея. На сегодня это самые древние известные изображения дворца. Австрийский архитектор Йохан Бернгард Фишер фон Эрлах в 1721 г. опубликовал в Вене книгу «Entwurff einer historischen Architectur», в которой впервые появились рисунки-реконструкции античной резиденции Диоклетиана.
В 1764 г. в Лондоне вышла монография Роберта Адама «Ruins Of The Palace Of The Emperor Diocletian At Spalatro In Dalmatia», богато иллюстрированное гравюрами и чертежами. Рисунки из этого труда по сей день украшает разнообразные исследования и статьи, посвященные дворцу Диоклетиана: от докторских диссертаций до путеводителей и Википедии. Адам, с присущей британским ученым, скрупулёзностью описал все особенности сохранившейся античной архитектуры дворца и сделал попытку реконструкции строений.
В конце 70-х гг. XIX века по Балканам путешествовал дипломат, «действ. членъ Импер. Русск. Геогр. Общества и др. ученыхъ обществ», Л.В. Березин, а в 1879 г. в Санкт-Петербурге в двух томах вышла его книга «Хорватия, Славония, Далмация и Военная Граница». Березин, возможно, первым из соотечественников описал Сплит:
- Вообще Сплит расположен в живописнейшей местности. Недаром Диоклетиан построил в этом уголке Далмации свой грандиозный дворец, чтобы отдохнуть в нем хоть под старость, чтобы хоть с плугом в руке вкусить тот благодатный мир, которого не мог найти, имея в руках бразды правления. Со времени постройки дворца прошло более 1500 лет, однако и до сих пор сохранившиеся развалины этой грандиозной постройки представляют особый интерес для любознательного путешественника. Стены дворца Диоклетиана, которые окружают с четырех сторон внутреннюю часть города, местами сохранились замечательно. Главным входом во дворец были так называемые «Золотые ворота» (Porta aureа), которыя, в недавнее время, были восстановлены по инициативе окружного капитана Ивана Бурата и при содействии архитекторов Андрича и Ланце. Одна из башен дворца, которая, в былое время, служила храмом, посвященным богине Диане, назад тому 1200 лет переустроена в римско-католический собор во имя св. Доймы, первого солинского епископа, ученика апостола Петра. [имеется в виду мавзолей] Итак в том месте, где некогда шумно приносились жертвы Диане, теперь римско-католический священник мирно отправляет обычную мессу. Особого внимания заслуживает колоколня: она весьма высока; постройка ее относится к XV веку. У подножия колокольни стоит сфинкс, по преданию, привезенный сюда по приказанию императора Диоклетиана. Церковныя двери крайне замечательны по своей художественной отделке, на них находится до 28 изображений из жизни Иисуса Христа – образцовое произведение Андрея Гувине, уроженца Сплита. Эта работа была выполнена в 1214 г. …. Вот бывший храм Эскулапа, который в Х веке переустроен был в часовню. В ней находится высеченная из камня в форме креста купель; на ней изображение хорватского короля в плаще, держащего в руках крест и носящего на голове корону.
Чем не путеводитель? Книга Березина представляет собой довольно подробное историческое, географическое, экономическое и этнографическое описание современной Хорватии. Книгу рекомендовалось покупать «въ Географическом магазине Коммиссионера Главного Штаба А.А. Ильина, въ здании Главного Штаба на Адмиралтейской площади». Подобные, очень толковые, книги, посвященные различным странам мира, издавались ЦРУ США, как с грифом «секретно», так и без оного.
Вторая половина ХIХ века отмечена интересом «верхних» слоев европейского общества к преданиям, сохранившимся в народной глубинке. Собиратели легенд и сказок, промышлявшие в то время в окрестностях Сплита, вероятно удивились количеству историй, главным действующим лицом коих был царь Диоклетиан. Славяне предпочитали называть императора царем. Диоклетиан в народных преданиях предстает жестоким властителем, далеким от растиражированного облика уставшего человека, занятого капусторазведением. Важно отметить, что все собранные предания о Диоклетиане относятся к периоду, когда император удалился в хижину доживать свой век.
- Царь Диоклетиан осуждал на смерть всякого мастера, брившего ему голову. Царь не хотел, чтобы кто-нибудь рассказал людям о форме его головы. Уши царя были как у свиньи, а голова – как у осла. Настал черед одному молодцу брить царю голову. Узнала о том его мать. Дала она сыну погачу (лепешку) и сказала: «Когда будешь брить царя, ешь эту погачу». Тесто для погачи мать замесила на своем молоке. Молодец приступил к бритью, не забывая откусывать от погачи. «Что ешь? Погачу?», - спросил царь: «Дай и мне кусок». Погача оказалась на удивление сладкой.
- Мать пекла? Что в тесто положила?
- На своем молоке замесила.
Царь отказался от намерения убить парня:
- Мы с тобой теперь братья. Не стану тебя губить, но ты никому не скажешь о моей голове. Если же вдруг не сможешь сдержаться, тогда расскажи самой земле.
Парень не сдержался и рассказал земле-матушке о голове и ушах царя. На том месте выросла зовика [змеевик живородящий, Bistorta vivipara]. Дети из той зовики понаделали дудочек. Дунешь в дудку, она отзовется:
- U cara Dioklecijana
- Uši ko u magarca
- Rozi ko u jarca
- A glava ko u prasca
У царя Диоклетиана уши как у осла, рога как у козы, а голова как у поросенка.
Эта притча скорее смешная, а были и страшные:
- У царя Диоклетиана была единственная дочь. Многие к ней сватались. Отец пообещал выдать дочь за одного королевича. Не люб королевич был дочери. Прогневался отец на дочь и заточил девушку в темницу, в Сплите по край моря. Девица, милостью Божией, раз в год на Страстную Пятницу в золотых одеяниях на золоченой колеснице покидала темницу. Разъезжала девушка и просила всех встреченных парней поцеловать ее. Только поцелуй освободит красавицу. Не нашлось героя. По сей день жива царская дочь. Больше тысячи лет раз в год разъезжает она по Сплиту и окрестностям в золотой колеснице, запряженной великолепными конями.
У Диоклетиана действительно была единственная дочь – Валерия. Нормально вышла в Риме замуж за тетрарха Галериуса. Галереус скончался. Вдове пытались навязать в новые мужья племянника Галериуса. Валерия уперлось и за свою упертость была выслана в Сирию, где ее в 314 г. убили. Диоклетиан, по одной из версий, покончил с собой, не перенеся гибели дочери. Еще одна легенда? Валерия, кстати, как и жена Диоклетиана Приска, по ряду свидетельств, исповедовали христианство. Что ж, христианство не мешает Валерии до сих пор рассекать по Сплиту в золоченой колеснице, тем более существует и версия убийства Валерии не в далекой Сирии, но в близкой Салоне.
Реставрацией дворца Диоклетиана первыми в конце XIX века озаботились австрийцы. За почти два десятка лет была обновлена, точнее достроена, колокольня и порушено большое количество средневековых строений с целью расчистить античные руины. Неизвестно чего больше, пользы или вреда, принесла та реставрация. В 1903 г. памятниками объявили все строения, находившиеся на территории бывшего дворца. Объявить – объявили, но многовековый процесс одновременного строительства и разрушительства отнюдь не прервался.
Реставрационно-восстановительные работы, по большому счету, начались лишь после окончания II мировой войны. Были расчищены и реконструированы городские ворота. Дворец в эти годы наконец обзавелся канализацией (точнее она была восстановлена в новом облике, исходный проект канализацию предусматривал), что дало возможность приступить к расчистке подземелий. Подземелья, что не удивительно, являются самой сохранившейся частью дворца. Реконструкции исходного облика резиденции Диоклетиана во-многом основаны на материалах, полученных при изучении подвалов. Археологи приступили к планомерному изучению подземелий лишь в 1945 г. Высота некоторых подземных коридоров достигает 8 м. Часть подвалов стала доступна для туристов, работы по расчистке «Авгиевых конюшен» продолжаются.
Дворец продолжает хранить свои тайны. В 1960 г. при раскопках пересечения Кардо и Декумануса в 75 см ниже римской мостовой нашли крестообразный камень. Камень, по одной из версий, служил геодезическом знаком, реперной точкой, от которой строители переносили на местность план резиденции. Исследователей давно настораживают несообразности геометрии дворца. В плане резиденция представляет собой неправильную трапецию со стенами разной длинны, в то время как римляне отлично умели переносить на местность хоть квадрат, хоть прямоугольник. Дворец ориентирован по странам света с ошибкой порядка 20 град., огромно для римлян погрешностью. Возможная причина банальна: желание сделать южную стену более-менее параллельной берегу. Отдельные конспирологи, тем не менее, усматривают связь между ориентацией дворца по странам света и прецессией Земной оси. Звездные теории, увязанные с римскими богами и парадом планет, придуманы для обоснования расположения мавзолея и вестибюля. Во дворце инопланетян не замечали, но – лишь пока. Вопрос времени… Легендами окутано таинственное исчезновение в V веке из мавзолея саркофага с телом царя Диоклетиана. Может саркофаг до сих пор находится под дворцом, может скрыт в мифологическом подземном ходе, некогда соединявшим резиденцию и Салону, а может пылится саркофаг в запасниках Лувра или Британского музея…
Включение дворца в 1979 г. в список всемирного наследия ЮНЕСКО принципиально ничего не поменяло. Разве, что небоскребов не построили и теперь уже не построят. Хотя… На Балканах возможно все.