Давным-давно, в самом начале 80-х годов прошлого века попала ко мне каким-то образом большая фотография лицевой стороны обложки альбома "Come Taste The Band". Я её долго изучал, рассматривал, а потом понёс показать друзьям. Фотография большая, неплохого качества - такой ни у кого не было. И вот я с важным видом знатока всем рассказывал - где на фотографии Гиллан, а где - Блэкмор. Все кивали и внимательно смотрели на фото. Сейчас без улыбки тот случай вспоминать невозможно. Западные пластинки тогда стоили очень дорого и были большой редкостью, видео ещё не появилось, а на советском телевидении правили бал Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.
Это потом я узнал, что DEEP PURPLE - это группа, в которой постоянно меняется состав. В отличие, например, от LED ZEPPELIN, QUEEN или BLACK SABBATH. Правда, в BLACK SABBATH с 1980 года тоже начались перемены в составе. Но в 1990-х годах Озии со своей жёнушкой через суд доказал, что BLACK SABBATH без него - никакой не BLACK SABBATH. Если его в группе заменяет Дио, то она должна называться HEAVEN AND HELL, а всякие сборища с Тони Мартином за микрофонной стойкой - вообще и названия никакого не достойны. Но вернемся к DEEP PURPLE.
Идентифицировать их музыку с одной стороны легко, а с другой стороны - не очень. Ведь любой их поклонник знает, что образовалась эта группа в 1968 году, а в 1976 - распалась. Причем, сначала музыканты были в поиске своего стиля, а с 1970 года начали выпускать свои лучшие, - так сказать, канонические творения. Подавляющее большинство согласно и с тем, что музыка, которую они пишут сейчас, после воссоединения в 1984 году - не совсем то, что они издавали раньше. Облегчает поиск "истинного" DEEP PURPLE и тот факт, что между распадом и воссоединением группы прошло около 8 лет, в течение которых её участники организовали аж три группы, которые параллельно записывали альбомы, гастролировали, имели массу поклонников. В отличие от URIAH HEEP или тех же BLACK SABBATH, где переход из одного состояния в другое произошел достаточно плавно, с небольшим промежутком времени.
Но, с другой стороны, необходимо признать, что выпущенный после воссоединения в 1984 году альбом "Perfect Strangers" очень хорош. И в отличие от подавляющего большинства других реюнионов никак нельзя сказать, что музыканты вновь собрались только для того, чтобы срубить бабок, и записали при этом всякую лабуду. Да, звучит этот альбом совсем по-другому, но музыка на нем великолепная, настоящая классика хард-рока. И никто меня в этом не переубедит. Может быть, посвящу этому альбому как-нибудь отдельную статью.
Итак, можно ли сказать, что с 1984 года перед нами всё тот же DEEP PURPLE, а не какая-то другая группа, записывающая в том же составе совсем другую музыку, как это (увы) случилось со многими другими великими коллективами? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить одного человека, без которого обойтись ну никак нельзя. Думаю, что все уже догадались, о ком идет речь. Ну конечно же, о "человеке в черном" - Ричи Блэкморе.
Итак внимание! Сейчас я приведу несколько общеизвестных, но очень важных для понимания того, что я хочу сказать, фактов.
Всем известно, что Ричи Блэкмор - один из основателей и, так сказать, основной автор музыки DEEP PURPLE. Но в 1975 году он из состава группы выходит. Причем, ещё находясь в DEEP PURPLE, он с Дио и его "эльфами" начал записывать свой сольный альбом, который выйдет в том же году под названием "Rainbow". После его ухода DEEP PURPLE в том же году записывают свой последний альбом и в 1976 году распадаются. В том же 1976 году Блэкмор увольняет всех "эльфов" кроме Дио, собирает золотой состав группы, которой он дал название RAINBOW, и записывает сногсшибательный и зубодробительный альбом "Rainbow rising". После этого он постоянно тасует состав своей группы, но продолжает записывать прекрасную музыку - альбомы выходят один за другим. Последний - в 1983 году. Остальные участники DEEP PURPLE занимаются своими проектами. В 1984 году Блэкмор распускает RAINBOW, воссоздает DEEP PURPLE в классическом составе 1970-1973 гг. В 1990 году в составе этой группы появляется солист RAINBOW Джо Линн Тёрнер, с ним выходит только один альбом. Однако вскоре после ухода Тёрнера DEEP PURPLE покидает и Ричи Блэкмор. После его ухода DEEP PURPLE (как будто умирающий на одре издающий последний вздох) записывают очень интересный оригинальный альбом "Purpendecular", после чего приступают к штамповке альбомов с добротным техничным хард-роком.
Чтобы больше не доставать читателя общеизвестными фактами скажу кратко - на мой чисто субъективный взгляд RAINBOW были как бы перевоплощением DEEP PURPLE в период распада последних (ну как тут не вспомнить индийские народные сказки о переселении душ из одного тела в другое). Если сказать ещё более прямо и кардинально - с 1976 по 1983 год RAINBOW и были теми самыми DEEP PURPLE, пока последние не возобновили свою деятельность. Понимаю, что звучит это смело, если не сказать - дико. Но давайте попытаемся в этом разобраться хладнокровно.
Первое возражение против этой версии: музыка DEEP PURPLE всё-таки отличается от музыки RAINBOW. Отвечу - да, отличается. Но не так кардинально, как музыка тех же DEEP PURPLE образца 1968 и, например, 1974 года. Да и в музыке RAINBOW образца 1976 и 1983 годов столько различий, что впору утверждать, что это - две разные группы. Что, кстати, недалеко от истины, если посмотреть на состав музыкантов.
Второе возражение - в RAINBOW никогда не играли ни Джон Лорд, ни Ян Пэйс. Отвечу - зато оба они играли в WHITESNAKE, от чего "Белая змея" в DEEP PURPLE не превратилась.
В пользу же моей версии говорит и то, что в 1984 году DEEP PURPLE пользовались услугами менеджмента RAINBOW, пластинки их выходили на фирме "Полидор", с которой до этого работал и Блэкмор с RAINBOW. Что касается звукоинженеров и продюсеров... Мартина Бёча, который записывал всю их классику, группа в 1984 не пригласила. Значит - звучание должно было быть иное.
Да и состав DEEP PURPLE образца 1990 года что-то очень напоминает.
Как вам такой ряд вокалистов - Род Эванс - Ян Гиллан - Дэвид Кавердэйл - Ронни Джэймс Дио - Грэм Боннет - Джо Линн Тёрнер - опять Ян Гиллан - опять Джо Линн Тёрнер...
Все они пели в группе Ричи Блэкмора в период самого расцвета его творчества. Он находился в прекрасной форме, и в 1984 году продолжил создавать музыку с другим составом музыкантов.
Нет, я ни в коем случае не утверждаю, что DEEP PURPLE - это такой же проект Ричи Блэкмора, как RAINBOW. Тем более, что права на название были у Джона Лорда, а после его ухода по всей видимости - у Яна Пэйса. И Джон Лорд в группе имел вес никак не меньший, чем Ричи Блэкмор. Я говорю о другом.
Никто не будет спорить, что Блэкмор творческий, если не сказать гениальный, музыкант. Он постоянно находился в поиске, постоянно менял стиль музыки, звучание, а как следствие - и своих партнеров по группе. RAINBOW не записали ни одного (!) альбома в одном и том же составе. Да и в DEEP PURPLE тоже - если состав был стабилен более двух лет - тут же начинались проблемы - либо следовала смена состава, либо уход самого Блэкмора. Думаю, что в 1975 году он ушел из группы именно потому, что не хотел считаться с другим мнением, хотел записывать и исполнять ту музыку, которая наиболее отвечала его взглядам. Другими словами - в RAINBOW он творил то, что хотел делать в DEEP PURPLE, но ему это по разным причинам не удавалось. Более того - считаю, что если бы Лорд пошел на поводу у Блэкмора, в DEEP PURPLE к 1976 году появился бы и Дио, и Джимми Бэйн...
Понимаю, что эта версия достаточно спорная и дискуссионная. Поэтому завершаю статью.
Добавлю только, что на рубеже 21-го века DEEP PURPLE были чуть ли не единственной группой, которая почти полностью сохранила свой золотой состав, и не только состав - но и направление, в котором работала. Поэтому я категорически не согласен с теми, кто считает, что нынешний DEEP PURPLE - это Ян Гиллан Бэнд современного разлива. Да, Джона Лорда с нами уже нет. Однако приход Дона Эйри на его место сильно на музыку группы не повлиял. Замена была очень удачная. Другой вопрос, что по своим музыкальным качествам творения группы, мягко говоря, сильно уступают их работам 70-х годов. Но здесь уже ничего не поделаешь - время берет своё. Так что от DEEP PURPLE я никаких бурь уже не жду. Лишь бы в полный штиль старички как-нибудь не затонули бы. А их последние альбомы с очень хорошим хардроком я бы рекомендовал слушать только тем, кто знаком с их творчеством вплоть до 1987 года.
А в заключение - притча. Жили-были старик со старухой. У самого синего моря. Но старик не всегда был стариком. Когда он был ребенком, то любил собирать ракушки. И это увлечение он сохранил на всю свою жизнь. К старости весь его дом был завален разными ракушками. Старуха иногда часть их собирала и выбрасывала. Старик этого и не замечал - слишком много их было. А когда замечал и спрашивал - старуха делала вид, что ничего не знает и не понимает. Старик не настаивал на своем. Да и старуха хоть и ворчала, но сильно старика не доставала, потому что знала, что он её любит, да и дом, хозяйство он содержал в полном порядке (если не считать засилья всяких ракушек). Так и жили старик со старухой, и ракушки им в этом нисколько не мешали. Давайте и мы будем помнить, что кроме наших увлечений много есть чего-то более важного. Тем более, что наши ракушки со временем очень даже ветшают и портятся.
Эта статья является продолжением предыдущей публикации -