и я собрала снимки по ходу. Это вновь очень простенькая и очень милая, трогательная богородичная икона, Смоленская на это раз. Её было отчаянно жаль - совсем нехорошие люди поступили с ней бесчестно, опилили краешки и _замазали_ плотными базарными красками прямо по грязи, по нежным ликам сверху своё, злое и агрессивное. Про безобразную каллиграфию даже говорить ничего не стану.
Смотреть на это было больно, физически. Люди выдают себя за профессионалов, реставраторов и иконописцев, ничего и никого не боясь. За такие пострадавшие от самоделкиных иконы берусь всегда.
Бедняжку после дикой раскраски наклеили прямо по живому на тыльную сторону киота (который тоже выдали за красное дерево) воооот таким жестоким образом, повредив дереву непоправимо.
Всё это пришлось разбирать, отделять погибшее микродозами, спасать и лечить раны. После общей обработки рассмотрела головки. Чудесные, хоть и совсем несложно написанные. Нежные, с замечательным выражением глаз. Вот на этот флёр серых полупрозрачных грязей сверху намазали дряни.
Все эти меленькие кракелюры надо вычищать - осторожно, под лупами, крошечными инструментами.
Но это чуть позже, а первым делом - удалить страшный слой толстой кричаще-красной краски, которой выкрасили мафорий. Вот он удаляется понемногу; а внизу открывается совершенно сохранный, легко прописанный авторский слой. Грязь его и спасла, к счастью.
У Младенца тут виден ещё не снятый жутковатый белый хитон, видите? Грубый, неумно написанный, без трепета и умения.
Вот так открывается израненное поле - со вставками чуть не цементными. И ещё - изготовленными из высохшей из зубной пасты. Ничего, ничего люди не боятся, инторнетик им сказал - делайте сами, не кормите жадных реставраторов.
Убрав всё страшное с поля, продолжаю снимать грязь и записи с обоих ликов: ушли серые оттенки, теперь видны замечательно нежные розоватые оттенки светлой кожи. И Боже мой, какой у Неё взгляд.
Вот так икона выглядит после удаления всего агрессивного и непрофессионального, с аккуратно нарощенными полями из возрастной древесины схожего возраста и структуры:
Теперь пора заниматься тонировками, собирать икону визуально. Каждый слой наносится ооочень тонким, высушивается, выравниваются оттенки, лессировками постепенно решаются все цветовые задачи.
Легко восполняется утраченный рисунок , очень точечно заполняются лакуны на ликах.
Итог - как обычно: вроде бы и непонятно, куда время ушло )
*Спасибо за чтение и смотрение; за сердечко, как вы помните - спасибо ещё одно )
А записи об иконах в моей мастерской собраны здесь.