Прежде, чем мы с вами пойдем по тропе шамана, расскажу о сейдах. Без этого сложно будет уловить суть истории и мистики места.
«В классное место едете, увидите настоящие сейды», - загадочно сказал Евгений Куликов, директор туроператорской компании Краски Карелии и мой хороший знакомый, когда провожал нас на железнодорожный вокзал.
Про сейды я что-то когда-то слышала, но даже представить себе не могла, что «валуны с ножками» до сих пор считаются у местных жителей волшебными и очень почитающимися артефактами. О них карелы говорят уважительно и немного шепотом. Приехав домой, я отдельно поискала данные о сейдах по всему миру. Оказалось, что это фетиш именно Севера России и Финляндии, если быть точнее, остатки культуры древних поселенцев – саамов. Нигде в других регионах планеты подобных историй встретить нельзя.
По старинным преданиям сейды, это текущее воплощение шаман-нойдов, чьи души после физической смерти переселялись в камни. С их помощью осуществлялась связь мира живых с миром ушедших предков. Помните фразу из предыдущего видео? «В этом случае нужно поднимать народ Калмы», - вызывать духов мудрых предков, которые смогут ответить на вопрос и дать грамотный совет.
Считалось также, что сейд живет до тех пор, пока его почитают люди, иначе он теряет магические свойства. Сейды могли помогать человеку в обмен на жертвоприношения. Однако, кроме охранительных и вспомогательных функций, камни были еще и некими воротами между мирами. У местных ходит много рассказов о связи между мирами с помощью сейдов.
В книгах есть предание, которое рассказывает о таком “переходе”, когда заблудившийся в пурге охотник, обойдя скалу, внезапно оказывается в “другом мире”, населенном предками. Предки накормили и обогрели его. Находясь “в гостях”, охотник пережидает пургу, общается с прародителями, и вновь выйдя в “реальность”, видит что его завистливый спутник погиб.
Пока мы находились с гостях у Сан Саныча, он также рассказывал нам местные истории о таинственных перемещениях и пропаже жителей вблизи камней. Например, историю о том, что однажды уже в наше время местные ребятишки играли в прятки вокруг сейдов. Один из мальчиков подросткового возраста спрятался за сейд и… пропал. С тех пор его найти так и не смогли, несмотря на то, что жители нескольких деревень вели розыскные работы несколько дней по всему лесу. Останков или чего-то похожего также найти не смогли.
Интересно отметить, что священные камни и мегалиты в мифологии многих северных народов - скандинавов, кельтов, эскимосов, также несут в себе функции “ворот” в иной мир. Скорее всего, они указывают на общие корни традиций разных северных народов. Возможно, культа сейдов была заимствована саамами у более древнего общего народа, оказавшего влияние не только на финно-угров, но и кельтов, и скандинавов.
В саамских преданиях упоминается не только почитание камней-сейдов и духов живущих в них, но и наоборот – жертвоприношения могли забрать обратно, если сейд не выполняет просьбы.
В некоторых преданиях упоминаются человеческие жертвоприношения сейдам, в тех же преданиях говорится, что человеческие жертвы были заменены животными. Возможно, разнообразный подход говорит о том, что культ сейдов не принадлежал саамам, а являлся адаптированным заимствованием более древней веры.
Эти же предания уважительно упоминают сейды еще более древние, описывая мифологичные сюжеты. В любом случае, описывается, что герои, забирающие жертвоприношения у сейдов, всегда потом попадали в беду. Даже приближаться к некоторым камням можно было только до определенного расстояния.
Не растеряли камни своей магии и к нашему времени. В первую очередь, люди описывают аномальные явления, связанные с сейдами – субъективные ощущения , такие как необъяснимый страх или, наоборот, ощущение спокойствия и прострации. Часто в этих местах возникают странные проблем с фото и видео техникой.
Кроме этого еще совсем недавно Карелия, славившаяся на всю Европу своими шаманами, была известна “шаманской болезнью” - спонтанном впадении в транс при определенных условиях на своих землях вблизи каменных артефактов как отдельных людей, так и одновременно целых групп.
Сан Саныч рассказывал нам и о том, что были люди и на его памяти, которые специально на какое-то время специально приезжали к нему в деревню, чтобы получить расположение сейдов. Одному из них даже удалось «договориться» о помощи с очень древним и недружелюбным магическим сейдом. Дела у просителя стремительно пошли вверх. Он иногда возвращался к сейду, подолгу рассказывал о своих успехах, приносил еду на жертвоприношение. А потом перестал приезжать. Еще какое то время спустя до Сан Саныча дошли слухи о том, что проситель захворал неизлечимой болезнью и очень быстро ушел та тот свет. «Раз уж ты выпросил у сейда такую тесную связь, - говорил Сан Саныч,- то забывать его никак нельзя. Древние духи живут тысячелетиями и очень скучают от одиночества. А потому и становятся злыми и мстительными. Уж лучше их теперь совсем не беспокоить просьбами попусту».
Вот к таким сейдам в гости нам и предстояло пойти по тропе шамана. Что из этого получилось, читайте в следующих статьях.Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, пишите отзывы. Ведь именно так я понимаю,какие темы вам интересны, а какие нет.
В этой статье я использовала фотографии, взятые из открытых источников в интернете. Так как "тропу шамана" сильно замело , сейды оказались практически целиком в снегу, и мои готовые снимки получились не очень интересными. Надеюсь это поправить следующим визитом...