Найти в Дзене
Чтение детям

Книжные иллюстраторы: Елизавета Бём

24 февраля исполняется 180 лет со дня рождения художника, силуэтиста, иллюстратора детских журналов "Игрушечка" и "Малютка"  Елизаветы Меркурьевны Бём.

Именно она создала известнейшие альбомы "Азбука", "Поговорки и присказки в силуэтах", "Пословицы в силуэтах", "Силуэты из жизни детей".

Когда художник опережает своё время, мыслит нестандартно, это – гений. В своём роде Лизанька Эндаурова (Индигир), представительница древнейшего татарского рода, являлась именно гением.

Хотя, если окунуться в особенности того времени, так она "ничего особенного" не делала...

Родилась в Санкт-Петербурге, почти всю жизнь, до обучения на художественных курсах, что обычно барышням не предлагалось, прожила в родовом сельском имении Ярославской Губернии.

Семья у Эндауровых была большая, но мышление родителей было неформальным для того времени.

Многие барышни увлекались рисованием, но не все заканчивали курсы с медалью из серебра.

Чуть позже Елизавета выбрала себе мужа – преподавателя музыки Бёма; со скрипкой Страдивари и письмом Моцарта, полученных им от дядюшки в наследство.

Муж был старше на 18 лет, поддерживал обожаемую супругу во всём.

У них была единственная дочь – Лиза, которая не мешала Елизавете Бём старшей заниматься любимым ремеслом – литографией.

Феминизм невиданный, тогда названия такого не было, а Бёмы жили в этой парадигме.

Книга "Записки охотника" в "Лабиринте"

Елизавета делала не просто филигранные силуэты, резала их на камне под печать – литография.

У неё были заказы от Некрасова и Толстого.

Печатать книги Елизавета могла или на дядюшкиной мануфактуре, или в издательстве "Посредник". То есть, она была первым иллюстратором на фрилансе.

К 1890 году Елизавета начала терять зрение.

Может  быть, кто-то другой сдался бы.

Художница перешла к работе акварелью. Она начала делать авторские открытки, рисуя деревенских ребятишек, которые звали её "бёмиха", но получали вкусняшки, а Елизавета огромные тиражи своих карточек.

Люди любили отправить весточку по почте на открытках с забавными надписями.

В этот же период Бём сделала первый комикс "Пирог".

Елизавета Меркурьевна Бём активно иллюстрировала детские печатные журналы.

К началу 20 века Бём видела очень слабо, но она снова нашла себе занятие.

Другой дядюшка художницы имел фарфоровый завод, на котором прекрасные сервизы по её эскизам делали в штучных экземплярах.

Всё, что когда-либо делалось, придумывалось Елизаветой Меркурьевной, знали не только в России, но даже в Америке!