24 февраля исполняется 180 лет со дня рождения художника, силуэтиста, иллюстратора детских журналов "Игрушечка" и "Малютка" Елизаветы Меркурьевны Бём.
Именно она создала известнейшие альбомы "Азбука", "Поговорки и присказки в силуэтах", "Пословицы в силуэтах", "Силуэты из жизни детей".
Когда художник опережает своё время, мыслит нестандартно, это – гений. В своём роде Лизанька Эндаурова (Индигир), представительница древнейшего татарского рода, являлась именно гением.
Хотя, если окунуться в особенности того времени, так она "ничего особенного" не делала...
Родилась в Санкт-Петербурге, почти всю жизнь, до обучения на художественных курсах, что обычно барышням не предлагалось, прожила в родовом сельском имении Ярославской Губернии.
Семья у Эндауровых была большая, но мышление родителей было неформальным для того времени.
Многие барышни увлекались рисованием, но не все заканчивали курсы с медалью из серебра.
Чуть позже Елизавета выбрала себе мужа – преподавателя музыки Бёма; со скрипкой Страдивари и письмом Моцарта, полученных им от дядюшки в наследство.
Муж был старше на 18 лет, поддерживал обожаемую супругу во всём.
У них была единственная дочь – Лиза, которая не мешала Елизавете Бём старшей заниматься любимым ремеслом – литографией.
Феминизм невиданный, тогда названия такого не было, а Бёмы жили в этой парадигме.
Книга "Записки охотника" в "Лабиринте"
Елизавета делала не просто филигранные силуэты, резала их на камне под печать – литография.
У неё были заказы от Некрасова и Толстого.
Печатать книги Елизавета могла или на дядюшкиной мануфактуре, или в издательстве "Посредник". То есть, она была первым иллюстратором на фрилансе.
К 1890 году Елизавета начала терять зрение.
Может быть, кто-то другой сдался бы.
Художница перешла к работе акварелью. Она начала делать авторские открытки, рисуя деревенских ребятишек, которые звали её "бёмиха", но получали вкусняшки, а Елизавета огромные тиражи своих карточек.
Люди любили отправить весточку по почте на открытках с забавными надписями.
В этот же период Бём сделала первый комикс "Пирог".
Елизавета Меркурьевна Бём активно иллюстрировала детские печатные журналы.
К началу 20 века Бём видела очень слабо, но она снова нашла себе занятие.
Другой дядюшка художницы имел фарфоровый завод, на котором прекрасные сервизы по её эскизам делали в штучных экземплярах.
Всё, что когда-либо делалось, придумывалось Елизаветой Меркурьевной, знали не только в России, но даже в Америке!