Найти тему
Александр Дедушка

В чем суть молитвы Иисусовой? И для кого она невозможна? (по сл. Паисия Величковского)

Св. Паисий Величковский
Св. Паисий Величковский

Иисусова молитва, как известно, является главным монашеским деланием.

Впрочем, и мирянам она далеко не противопоказана.

Многие святые, в частности наш преподобный батюшка Серафим Саровский, прямо рекомендует ее мирянам, причем даже вместе обычных молитвенных правил.

Итак, в полном виде она звучит так:

« Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Иисусовой молитве посвящены тома богословских исследований.

Мы коснемся лишь одного высказывания св. Паисия Величковского.

Он известен тем, что возродил институт старчества в России, принеся его с Афона во второй половине 18 века.

А старцы, укрепившиеся в Саровском монастыре и Оптиной пустыни, придавали во внутреннем делании решающее значение именно Иисусовой молитве.

Итак, слова святителя звучат так:

«Величие Иисусовой молитвы открывает даже самая ее форма, которая состоит из двух частей: в первой из оных, т.е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» вводит разум в историю жизни Христа или, как выражаются св. Отцы, сокращает в себе все Евангелие, а во второй части, т.е. «помилуй мя грешного», представляет историю нашей немощи и греховности».

Итак, мы имеем две части Иисусовой молитвы: сокращенное Евангелие и сокращенная человеческая история.

Что ж – а разве есть что-либо важнее в окружающем нас мире? Нет ничего.

Есть действительно две самые важные вещи на свете – Евангелие и наша личная история. История нашей немощной и греховной жизни.

То есть – Христос и я. Спаситель и погибшее существо, нуждающееся в спасении.

Первая часть молитвы говорит о том, кто такой Иисус Христос.

Он есть:

- Господь
- Спаситель (Иисус)
- Мессия (Христос)
- Сын Божий, пришедший меня спасти.

Если я именую его самым первым словом – «Господь», то для меня открывается возможность спасения.

«Господь» - это не просто признание Христа Богом, это еще и признание его своим личным «господином».

Тем, Кто будет находиться на самом первом месте в моей душе. Тот, кто будет повелевать мною. Тот, кому моя жизнь отойдет в полное Его распоряжение.

Да – только так и никак иначе.

Только так можно спасти человека, когда он полностью отдает себя в руки Божественного Спасителя.

Именно этого требует Иисусова молитва, если только мы произносим ее искренне.

Теперь рассмотрим вторую часть.

Она состоит из одного короткого признания – «я грешный».

Всего-то, но – увы! – для стольких людей эти слова поистине стали «камнем преткновения». Ибо как хочется чувствовать себя «хорошими»! Да, может быть, не идеальными, но в целом вполне благополучными, здоровыми и преуспевающими…

А грешный означает «мертвый», ибо, как следует из Писания: «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6. 23).

Итак, я должен признать себя мертвым от грехов. Не просто «больным», «испорченным», «поврежденным», а именно – мертвым. Или, как минимум, умирающим.

Только в этом случае мне действительно нужен Спаситель, Тот, кто спасет меня от смерти и возродит к жизни.

И не просто к жизни – а жизни вечной, в полном соответствии с продолжением Евангельской цитаты от апостола Павла:

«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 6. 23).

Что ж, если есть такое признание, что я – мертвый или умирающий, осталась только обратиться за искомым спасением.

Для этого и есть маленькая связочка в Иисусовой молитве – «помилуй»

Это и есть обращение за помощью. За помощью в спасении. За помощью в спасении от неминуемой смерти, или, уже в мертвом состоянии – за помощью в воскресении из мертвецов.

И опять же для стольких людей это короткое обращение «помилуй» становится невозможным.

Именно в силу гордыни.

Как – меня миловать!?.. Кто там будет меня миловать? Я сам себя господин! Надо мной нет никаких повелителей. Рабом не был и никогда не буду. Я сам, кого захочу, буду карать, а кого захочу, миловать…

Увы, увы, увы, увы!..

Нет у таких людей никакой возможности спасения.

Они безнадежно мертвы и даже не сознают своей мертвости, как ничего не сознают лежащие в гробах трупы.

Они, будучи духовно мертвыми, будут и дальше смердеть по жизни своей гордыней, вплоть пока окончательно не перейдут в царство смерти по принципу: мертвое – к мертвому.

Что ж – им остается только посочувствовать.