Иисусова молитва, как известно, является главным монашеским деланием.
Впрочем, и мирянам она далеко не противопоказана.
Многие святые, в частности наш преподобный батюшка Серафим Саровский, прямо рекомендует ее мирянам, причем даже вместе обычных молитвенных правил.
Итак, в полном виде она звучит так:
« Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Иисусовой молитве посвящены тома богословских исследований.
Мы коснемся лишь одного высказывания св. Паисия Величковского.
Он известен тем, что возродил институт старчества в России, принеся его с Афона во второй половине 18 века.
А старцы, укрепившиеся в Саровском монастыре и Оптиной пустыни, придавали во внутреннем делании решающее значение именно Иисусовой молитве.
Итак, слова святителя звучат так:
«Величие Иисусовой молитвы открывает даже самая ее форма, которая состоит из двух частей: в первой из оных, т.е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» вводит разум в историю жизни Христа или, как выражаются св. Отцы, сокращает в себе все Евангелие, а во второй части, т.е. «помилуй мя грешного», представляет историю нашей немощи и греховности».
Итак, мы имеем две части Иисусовой молитвы: сокращенное Евангелие и сокращенная человеческая история.
Что ж – а разве есть что-либо важнее в окружающем нас мире? Нет ничего.
Есть действительно две самые важные вещи на свете – Евангелие и наша личная история. История нашей немощной и греховной жизни.
То есть – Христос и я. Спаситель и погибшее существо, нуждающееся в спасении.
Первая часть молитвы говорит о том, кто такой Иисус Христос.
Он есть:
- Господь
- Спаситель (Иисус)
- Мессия (Христос)
- Сын Божий, пришедший меня спасти.
Если я именую его самым первым словом – «Господь», то для меня открывается возможность спасения.
«Господь» - это не просто признание Христа Богом, это еще и признание его своим личным «господином».
Тем, Кто будет находиться на самом первом месте в моей душе. Тот, кто будет повелевать мною. Тот, кому моя жизнь отойдет в полное Его распоряжение.
Да – только так и никак иначе.
Только так можно спасти человека, когда он полностью отдает себя в руки Божественного Спасителя.
Именно этого требует Иисусова молитва, если только мы произносим ее искренне.
Теперь рассмотрим вторую часть.
Она состоит из одного короткого признания – «я грешный».
Всего-то, но – увы! – для стольких людей эти слова поистине стали «камнем преткновения». Ибо как хочется чувствовать себя «хорошими»! Да, может быть, не идеальными, но в целом вполне благополучными, здоровыми и преуспевающими…
А грешный означает «мертвый», ибо, как следует из Писания: «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6. 23).
Итак, я должен признать себя мертвым от грехов. Не просто «больным», «испорченным», «поврежденным», а именно – мертвым. Или, как минимум, умирающим.
Только в этом случае мне действительно нужен Спаситель, Тот, кто спасет меня от смерти и возродит к жизни.
И не просто к жизни – а жизни вечной, в полном соответствии с продолжением Евангельской цитаты от апостола Павла:
«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 6. 23).
Что ж, если есть такое признание, что я – мертвый или умирающий, осталась только обратиться за искомым спасением.
Для этого и есть маленькая связочка в Иисусовой молитве – «помилуй»
Это и есть обращение за помощью. За помощью в спасении. За помощью в спасении от неминуемой смерти, или, уже в мертвом состоянии – за помощью в воскресении из мертвецов.
И опять же для стольких людей это короткое обращение «помилуй» становится невозможным.
Именно в силу гордыни.
Как – меня миловать!?.. Кто там будет меня миловать? Я сам себя господин! Надо мной нет никаких повелителей. Рабом не был и никогда не буду. Я сам, кого захочу, буду карать, а кого захочу, миловать…
Увы, увы, увы, увы!..
Нет у таких людей никакой возможности спасения.
Они безнадежно мертвы и даже не сознают своей мертвости, как ничего не сознают лежащие в гробах трупы.
Они, будучи духовно мертвыми, будут и дальше смердеть по жизни своей гордыней, вплоть пока окончательно не перейдут в царство смерти по принципу: мертвое – к мертвому.
Что ж – им остается только посочувствовать.