Найти тему

Некрополь мастеров искусств. Где похоронена великая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. 23 февраля исполнилось 113 лет с того дня, как этот мир покинула одна из самых великих и всемирно знаменитых русских актрис

Комиссаржевская Вера Фёдоровна (1864 – 1910)

-2

Родилась в семье знаменитого оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского, много лет певшего на сцене Императорского Мариинского театра. Мама Мария Николаевна, в девичестве Шульгина, была дочерью командира Преображенского лейб–гвардии полка.
Вера и две её младшие сестры с детства росли в атмосфере творчества, ведь среди гостей родителей постоянно бывали самые знаменитые певцы, актеры, литераторы того времени.

Нужно сказать, что Вера не проявляла особого рвения к точным наукам и языкам и не получила систематического образования, хотя сменила несколько гимназий, но с детства испытывала непреодолимую тягу к сцене и всё своё свободное время проводила за кулисами Мариинского театра.

В 1891 году она дебютировала как актриса – любительница на сцене Морского собрания Флотского экипажа в Санкт-Петербурге. После переезда в Москву она принимала участие в театральных постановках Общества искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского.

Здесь на неё обратил внимание известный театральный режиссёр того времени Н. Н. Синельников, который пригласил Веру Федоровну в свою антрепризу в Новочеркасске. Таким образом, в 1893 году началась профессиональная карьера актрисы Комиссаржевской.
В 1894 – 1896 годах, она играла на сцене театра Незлобина в Вильно (нынешний Вильнюс).
За два года сыграла 58 главных ролей по пьесам из классического русского и зарубежного репертуара. В 1896 году влюбленный в неё историк и дипломат С.С. Татищев помог Комиссаржевской получить место в Александринском театре Санкт – Петербурга.
Её дебют в роли Ларисы в «Бесприданнице» Островского вызвал настоящий фурор среди столичной театральной публики.

17 октября того же года на сцене Александринки состоялась премьера "Чайки" Чехова.
Как известно, первое представление едва не окончилось провалом. Публика, мягко говоря, не поняла всей глубины чеховской драматургии, так же, как в прочем и актеры.
Вот, что писал об этом сам Чехов: "Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Фёдоровна... Чудесная актриса".
Впрочем, время все расставило по своим местам. Сегодня «Чайка» - это вершина не только русской, но и мировой драматургии, а Комиссаржевская навсегда останется в истории мирового театра, как первая исполнительница роли Нины Заречной

-3

Театральная карьера Веры Фёдоровны развивается стремительно. На рубеже 19 – 20 веков она считается не просто актрисой, а "особым движением в искусстве".
Однако саму Веру Фёдоровну всё меньше устраивает роль примы Императорского театра.
Она пишет Чехову:
"Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой—нибудь родничок, то он скоро иссякнет".

В 1902 году она оставляет Александринку и отправляется в двухгодичный гастрольный тур по России. Главная цель - собрать деньги на открытие собственного театра.

15 сентября 1904 года в помещении Санкт – Петербургского «Пассажа» открылся театр Комиссаржевской.

-4

Первой премьерой стала пьеса Горького "Дачники", вызвавшая нелестные отзывы в печати.
Прохладно был встречен и следующий спектакль, по пьесе того же Горького «Дети солнца», зато с огромным успехом шёл поставленный самой Комиссаржевской спектакль «Кукольный дом» по пьесе Ибсена, а Нора в исполнении Веры Фёдоровны стала одной из вершин её творчества.

-5

В своем стремлении создать новый театр Комиссаржевская привлекает к сотрудничеству Всеволода Мейерхольда, который в 1906 – 1907 годах поставил на сцене её театра 13 спектаклей, что едва не привело к финансовому краху. Ни публика, ни критика не понимали новаторских идей Мейерхольда. Особенно негативную реакцию вызвал его спектакль «Балаганчик», по пьесе … Александра Блока.
Вот, что писал по этому поводу журнал "Театр и искусство":

"Г-н Мейерхольд довёл театр г-жи Комиссаржевской в буквальном смысле до степени "Балаганчика", где актёры превратились в говорящих кукол и где на наших глазах гибнет своеобычное, задушевное дарование г-жи Комиссаржевской. "

В итоге два великих деятеля русского театра расстались. В начале 1908 года Комиссаржевская с частью своей труппы едет в Америку. Несмотря на то, что американские журналисты называли Комиссаржевскую одной из величайших актрис мира, в общем и целом гастроли прошли неудачно и только ухудшили материальное положение Веры Фёдоровны.
В 1909 году она оставляет свой театр. Теперь у неё новая идея и цель в жизни – она хочет создать собственную театральную школу – студию. Для того чтобы заработать необходимые средства, она вновь отправляется в большой гастрольный тур по Российской Империи.
В январе 1910 года в Ташкенте актриса заразилась оспой. 23 февраля того же года великой русской актрисы не стало.

5 марта того же года была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

-6

Памятник

В 1912 году по инициативе Московского литературно – художественного кружка была открыта подписка по сбору средств на изготовление и установку памятника великой актрисе.
«Комитет по увековечению памяти артистки В.Ф. Комиссаржевской при Императорском Русском Театральном обществе», который возглавил режиссер Александринского театра Е.П. Карпов, объявил конкурс проектов памятника Комиссаржевской. В конкурсе победила
первая российская женщина – скульптор Мария Диллон, которая была лично знакома с Верой Фёдоровной.
Между прочим, её соперниками в конкурсе были Паоло Трубецкой, Леонид Шервуд и Константин Крахт. Однако предпочтение было отдано, как я уже сказал, М. Диллон.

Мария Леонидовна немедленно приступила к работе и в марте 1914 года макет памятника из глины в натуральную величину был выставлен на всеобщее обозрение в мастерской скульптора.

Мария Диллон и её шедевр
Мария Диллон и её шедевр

Вот что написал журналист «Петербургской газеты» после посещения мастерской:

«Всем, кто хоть раз видел Комиссарскую, прежде всего бросается в глаза громадное сходство. «Совсем как живая!» - слышались вокруг меня восторженные голоса. Действительно, совсем как живая! Глаза Комиссаржевской, в которых было столько грусти, типичные складки возле губ, выдвинутые скулы, ее характерная, немного падающая поза, скромный туалет - все это чрезвычайно верно передано скульпторшей. Лучше всего смотреть в профиль. При известном освещении получается полная иллюзия. Редко бывает, чтобы глина так живо воплощала человека! В чисто художественном смысле, главное достоинство этой статуи в её необыкновенно простой композиции. Насколько сама Комиссаржевская была проста, как в жизни, так и на сцене, настолько и памятник её далёк от какой-либо претенциозности. Ничего лишнего».

17 сентября 1915 года состоялось торжественное открытие памятника. В оригинале композиция выполнена из бронзы и лабродорита.

-8

Бронзовая фигура актрисы стоит на фоне чёрной полированной стелы, на которой выделяется рельефный крест. Постаментом служит скошенный подиум с двумя вазами. На верхнюю грань подиума нанесена надпись

Вера Фёдоровна Коммиссаржевская Скон. 1910 г. 10 Февр.

Хочу обратить ваше внимание на надпись. Фамилия актрисы до 1917 года писалась с двумя М, а потом одно М «потерялось». Возможно, это связано с широким вхождением в обиход слова комиссар? Как вы думаете мои уважаемые читатели?
У ног актрисы лежит пальмовая ветвь, на которой можно прочесть «отл. Миглинник» (фамилия мастера литейщика). По первоначальному замыслу Марии Диллон у ног Комиссаржевской должна была лежать мёртвая чайка, но этому категорически воспротивилось духовенство.

В 1936 году захоронение и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.

-9

Могила Веры Фёдоровны Комиссаржевской является одной из самых посещаемых в музее под открытым небом, несмотря на то, что со времени её ухода минуло уже 113 лет.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова работает по адресу Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д.15 корп.2 с 1996 года. Мы лучшие выпускники Академии художеств готовы воплотить в жизнь скульптурный проект любой сложности.