Помилуйте, королева!
Спорить, что осетрина не бывает второй свежести, может только жуликоватый буфетчик. Не в меньшей мере это относится к художественным фильмам. Большинство зрителей вообще смотрит лишь две категории картин – новинки и любимые. А, если кино попало на слом разных периодов, оно стареет с повышенным ускорением. Одно дело посмотреть экранизацию Юрия Кары в пост-советские девяностые на фоне комедий Эйрамджана и разных криминальных серостей, вроде «Ноктюрна для барабана и мотоцикла», другое – в сытые десятые, когда уже на трилогию «Властелина колец» снисходительно посматриваешь, как на уверенное ретро. И не находишь прощения примитивным комбинированным съёмкам, вроде статичного показа головы на блюде, где даже сквозь прикрытые веки видишь бутафорское отверстие.
Но ведь многим интересен не сиюминутный сюжет, а изучение некоего культурного пласта. Ведь «Мастер и Маргарита» - самый знаменитый советский роман со множественными перекрёстками рассуждений. А тут ещё и скандалы с якобы правообладателями и распределением потенциальных денежных средств. Но, увы, вышел сериал Бортко, и жажда прикосновения к Булгакову была утолена. Надежда, что козыри девяностых окажутся сильнее тузов нулевых, была небольшая, ибо в узких кругах с картиной ознакомились и восторга не высказали. И когда уже особо никто и не ждал, где-то порешали вопросики, и запустили версии разной урезанности в широкий прокат. Остановимся на театральном варианте и включим режим ослика Иа, добивая безнадёжно постаревшего бойца.
Как и следовало предположить, «Мастер и Маргарита» по версии Юрия Кары оказалась кастрированной. И, если не знать фабулы романа, то придётся вкушать изрядный винегрет не сочетающихся друг с другом эпизодов. Многие не последние персонажи показаны в виде номеров эстрадного огонька – вышел разок, отбарабанил репризу и исчез до титров, хоть запускай короткие видео на ютуб. Вот эпизод с домоуправом, вот эпизод со швейцаром, вот с Игорем Верником, считающим, что он Иуда, вот эпизод с Лиходеевым. К чему – почему, читайте первоисточник. Со специями (музыка, монтаж, операторские находки) полный дефицит. Выступление с карточными фокусами – обнять и плакать от бедности. Ну хоть голые девки, все как одна на одну стандартно модельную фигуру, оживляж внесли и заслонили собой непотребство с балом сатаны. Куда приглашены вместе с пресловутой Фридой ещё и Гитлер со Сталиным, кстати, во времена происходящего вполне здравствующие). А уж музыкально, всё равно придется сравнивать, поп-композитор Игорь Корнелюк полностью переиграл классических Шнитке, отца и сына.
Исчерпав все археологические чаяния, осталось только любование весьма мощным актерским ансамблем. Но либо кастрирующий монтаж тому виной (видно, что многие сцены кроили и вдоль, и поперек), либо актеры выдохлись как двухтысячелетнее фалернское, но любоваться пришлось немногим. Иешуа Бурляев, однозначно, плюс – канон философа-назаретянина. Левий Дуров – верю. И всё, печально. Россыпь второстепенных персонажей вполне сносна – Каиффа, буфетчик, Аннушка, но ведь с основными героями гораздо хуже получилось. Воланд застрял в Сатанееве, Понтий Пилат в маршале Жукове, Фагот в эстраднике передачи «Вокруг смеха», Варенуха, гляди, у Афони, маскирующегося под домоуправа, рубль попросит. Но они хоть из ряда не выпадали. А, ершалаимские фарисеи, что это за Бегемот, демон-убийца Азазелло, молодой поэт Бездомный. И главное – почему такие варёные заглавные герои – непосредственно Мастер и Маргарита. Ну как за них переживать, если в одном ни капли безумия, а в другой – ведьминского огня. Если до просмотра продукции фирмы «ТАМП», у меня было много претензий к бортковской версии, то путем сравнительного анализа, приходишь к выводу, что она «Барселона» на фоне камышинского «Текстильщика».
Войдя в азарт, можно и дальше укатывать под асфальт огрехи ровесника «Побега из Шоушенка», но волевым решением напоминаешь себе, что середина российских девяностых по определению в кино вторая, а то и третья свежесть. И, если, не отравился просмотром приключений Гафта и Вертинской – уже неплохо. И, если штрафник Левченко или ворошиловский стрелок себе в портфолио заносить роли не торопятся, то для Виктора Ракова, Александры Захаровой или Вадима Захарченко здесь больше позитива, да и лишний раз пообсуждать версии видения знаменитейшего романа – это лучше, чем заколебываться ненастным летом в пионерских галстуках.