Найти тему

Живописные предтечи великого фильма "Бен-Гур"

Вам конечно известно, что выдающийся голливудский фильм Уильяма Уайлера «Бен-Гур» (1959) завоевал «Оскары» в 11 номинациях. Я всегда был уверен в том, что между кинематографом и изобразительным искусством существует прочная и неразрывная связь. Сегодня вашему вниманию предлагаются два замечательных произведения изобразительного искусства на тему фильма «Бен-Гур», а если быть точнее, на тему знаменитой сцены гонок на колесницах.

Рафаэлло (имя то какое!) Сорби родился в 1844 году во Флоренции, и провёл в ней всю жизнь, до 1931 года. Работал в основном в жанрах исторической живописи и портрета. Во второй половине XIX века эти жанры по академической инерции ещё считались «большими» и «престижными». В 26 лет стал академиком Академии изящных искусств во Флоренции. Да и живопись, надо сказать у него была довольно академичной. Но только не эта картина

Рафаэлло Сорби. Гонки на колесницах. 1894
Рафаэлло Сорби. Гонки на колесницах. 1894

Великолепные цвета. Сочетание красного и золотого просто приводит меня в полный восторг. А лошади! Необыкновенно хороши как четвёрка фаворита, так и те, чьи поводья спутались и это привело к падению. Я думаю, что под этой картиной с удовольствием подписались бы и Жерико и Дега.

Раз уж мы начали про ипподромы, то можно вспомнить о том, что в Риме Втором (Константинополе-Стамбуле) был знаменитый ипподром. Там тоже устраивали гонки на колесницах. Один раз доустраивались до восстания и пожара. Про гонки на колесницах в Риме Третьем мне ничего не известно, а вот в Риме версии 3.2. - пожалуйста, да ещё и с полным соблюдением правил противопожарной безопасности (учли опыт Византии).

А.Авнатамов «Зимние бега на Неве». Государственный Эрмитаж
А.Авнатамов «Зимние бега на Неве». Государственный Эрмитаж

Даты, к сожалению, нет, но можно установить диапазон (голосом Василия Ливанова): «Я датирую эту литографию периодом между 1856 и 1911. Это элементарно, Ватсон, именно в этот период Дворцовый мост существовал в том виде, в каком он изображён».

Кстати, ипподром ничем не хуже римских (и Константинопольского). Форма та же, классическая. Какой-то намёк на обелиски по центральной оси также имеется. Зато в плане противопожарной безопасности даст даже не 100, а 200 очков вперёд. А ещё, настоящая русская зима. И не где-то там «у леса на опушке, в избушке», а в самом центре. Под носом у царей живых и мёртвых (живые слева – в Зимнем дворце, мёртвые справа в Петропавловке).

Осталось только разобраться с загадочным «А.Авнатамов». Несложная поисковая операция выводит нас на интересного армянского художника Агафона Мкртумовича Овнатаняна (1816-1893). Именно он является автором произведения. Между прочим, художник в пятом (!) поколении. В нашей Википедии содержатся сведения о его прапрадеде, прадеде, деде, отце, старшем брате. А всего о семи (!) художниках Овнатанянах. Даже Рим 2.0 не в состоянии предъявить такого, а уж про Голливуд я и вовсе молчу.

В общем, сплошная гордость за державу. Одно только печалит. Вопиющая безалаберность органов охраны правопорядка. У них народ по льду Невы шатается как на первомайской демонстрации, а они хоть бы хны. Нет бы протоколы составлять за незаконный выход на лёд, и по пятёрке с каждого, по пятёрке, как положено. А тут прямой убыток казне.

Предупреждение: Выход на лёд может быть сопряжен с риском причинения вреда здоровью и влечёт за собой административную ответственность согласно действующему законодательству, или как говорила моя бабушка моему отцу: «Утонешь, домой можешь не приходить»