Найти тему
Все дома

Фотография советского солдата 1976 года, вызвавшая широкий резонанс во всем мире вот ее история

В этой фотографии есть что-то такое, что не кричит "советское". Это молодой солдат, его волосы аккуратно разделены, глаза смотрят вдаль, а на лице выражение, которое не встретишь на агитационных плакатах или военных парадах. Он выглядит так, будто ему место на обложке романтического романа или голливудского фильма, а не в рядах Советской Армии. Но в этой фотографии есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

-2

Только в 1976 году эта фотография впервые попала в поле зрения общественности - и не в Советском Союзе, а в Великобритании. Сделавший ее фотожурналист Владимир Вяткин отправил ее на выставку у себя на родине, но советские цензоры сочли ее непригодной для публичного использования. Тогда Вяткин тайно вывез фотографию из страны и выставил ее в британской галерее, где она быстро привлекла к себе внимание.

-3

Фотография с надписью "Советский солдат, который не хочет идти на войну" попала на первую полосу газеты Daily Mail и мгновенно стала символом советской жизни. Люди были очарованы выражением лица солдата, которое, казалось, свидетельствовало о более глубокой и сложной внутренней жизни, чем можно было ожидать от военного человека.

-4

Вяткин, который сделал фотографию во время командировки в 1972 году, позже узнал, что солдата звали Владимир Кусеров. Он был на год старше большинства других солдат в своей части, обладал спокойным, почти мудрым характером, что делало его авторитетной фигурой среди сослуживцев. После окончания службы Кусеров вернулся к своей прежней работе - артистом в цирке.

Как позже выяснил Вяткин, Кусеров был не только акробатом, но и дрессировал медведей и был воздушным гимнастом. Он был на гастролях в Чили, когда погиб, упав с большой высоты во время репетиции нового трюка. Но на протяжении многих лет фотография Кусерова в военной форме оставалась сильным образом молодого человека, оказавшегося между долгом и желанием, между требованиями государства и тоской сердца.

Для Вяткина фотография Кусерова стала его самой известной и признанной работой. Он продолжал выставлять ее на выставках на протяжении всей своей карьеры, всегда помня о солдате, который неосознанно позировал ему все эти годы. И для многих людей фотография "советского солдата, который не хочет идти на войну" остается пронзительным и тревожным напоминанием о сложности человеческой натуры, даже в разгар войны и конфликта.

Фотография Владимира Кусерова не только запечатлела момент времени, но и символизировала большую правду о Советском Союзе времен холодной войны. Несмотря на приверженность страны коммунизму и милитаризму, все еще существовали индивидуальные человеческие желания и мечты, которые невозможно было стереть. Фотография Кусерова бросила вызов упрощенной пропаганде советской жизни, которая часто изображала солдат безликими автоматами, служащими государству.

Влияние фотографии распространилось не только на Советский Союз и Великобританию. В США она стала популярным изображением в антивоенном движении 1970-х годов. Выражение солдата о нежелании идти на войну нашло отклик у тех, кто выступал против войны во Вьетнаме, и фотография часто использовалась на акциях протеста и на обложках антивоенных изданий. Это было напоминание о том, что солдаты, независимо от того, в какой стране они служат, часто оказываются в центре конфликтов, которые они не создавали.

Фотография Кусерова также оказывала личное воздействие на тех, кто ее видел. Многие люди могли сопереживать внутреннему конфликту солдата, поскольку они испытывали подобные чувства в своей собственной жизни. Фотография опровергла представление о солдатах как о безэмоциональных машинах и напомнила людям, что даже во время войны у людей остаются свои надежды и страхи. Она также напомнила людям о том, что одна фотография способна передать суть момента и донести универсальную истину.

История путешествия фотографии от цензуры в Советском Союзе до международной славы также подчеркнула силу средств массовой информации и трудности, с которыми сталкиваются журналисты, работающие в деспотических режимах. Решение Вяткина тайно вывезти фотографию из страны было рискованным шагом, но в конечном итоге оно привело к широкому признанию снимка. Он также продемонстрировал ограничения государственной цензуры и важность свободной прессы в раскрытии реалий жизни в репрессивных режимах.

Во многих отношениях фотография Владимира Кусерова представляла собой триумф индивидуализма над государственным контролем. Несмотря на попытки Советского Союза сделать из своих граждан идеальных коммунистических солдат, Кусеров остался верен себе и своим желаниям. Его решение вернуться к карьере в цирке после службы в армии было маленьким актом бунта против ожиданий государства, но это также было напоминанием о том, что индивидуальные желания и мечты не могут быть полностью подавлены.

В заключение хочу сказать, что фотография "советского солдата, который не хочет идти на войну" запечатлела момент времени и большую правду о человеческой природе. Она бросила вызов упрощенной пропаганде советской жизни и напомнила людям, что солдаты - это отдельные люди со своими надеждами и страхами. Влияние фотографии вышло за пределы Советского Союза и стало символом антивоенных движений по всему миру. Она также подчеркнула силу средств массовой информации и трудности, с которыми сталкиваются журналисты, работающие в репрессивных режимах. В конечном итоге, фотография стала триумфом индивидуализма над государственным контролем и напоминанием о том, что человеческие желания и мечты не могут быть полностью подавлены даже в разгар войны и конфликта.