Так началась шпионская история, которая в годы холодной войны нанесла самый крупный ущерб военному потенциалу США.
Ранним осенним вечером 1967 года в калитку советского посольства в Вашингтоне как-то боком неуверенно проскользнул человек. Отворив массивную дверь диппредставительства, он на английском обратился к дежурному:
– Хочу встретиться с человеком, который у вас отвечает за безопасность. За спиной посетителя тут же вырос посольский охранник и выжидательно посмотрел на дежурного. Тот кивнул. Затем гостя проводили в маленькую комнату рядом с входом и велели ждать.
– Какова цель вашего визита к нам? – улыбаясь, спросил его вошедший сотрудник посольства. – Если вы из службы безопасности, тогда я отвечу на этот вопрос, – явно нервничая, сказал гость. – И все же?
– Хотел бы предложить вам сделку. Деньги взамен на материалы, которые могут заинтересовать ваше правительство. Дипломат оставался невозмутимым.
– Это очень ценная информация военного характера, – с нажимом продолжал посетитель.
– Я принес с собой коды от шифровальной машины. – Он вынул из кармана и протянул листок с какими-то цифрами. – Посидите пока здесь, а я скоро вернусь, – ответил дипломат, забрав с собой листок.
Минут через пятнадцать он действительно пришел обратно, однако на сей раз не один, а в сопровождении хмурого человека средних лет, который явно был здесь большим начальником. Он внимательно оглядел гостя с ног до головы, а затем спросил торговца секретами, как его зовут. – Джеймс, – ответил тот. – Джеймс Харпер.
– Ну допустим, – недоверчиво ответил русский. – А у вас есть с собой какой-то документ, удостоверяющий личность?
– Зачем вам? – И все же, – дипломат был явно настроен настоять на своем. После некоторой заминки американец достал бумажник и вынул оттуда свое военное удостоверение.
– Джон Энтони Уокер-младший, – прочел вслух дипломат. И, вернув гостю его документ, добавил с издевкой:
– Благодарю вас, мистер Харпер. Затем похожий на начальника русский пригласил гостя за стол и спросил, каким временем тот располагает.
– Ровно таким, чтобы меня не засекли агенты ФБР, – нервно ответил американец.
– О’кей, – согласился неулыбчивый дипломат. – Но мы должны задать вам несколько вопросов. – Валяйте, но только побыстрее.
– Вам придется набраться терпения, – опять осадил его хмурый.
– Слишком высоки ставки в этой игре, не так ли? Затем он, стараясь быть максимально доброжелательным, стал задавать посетителю свои вопросы. Его интересовала служба Джона Уокера на американском военном флоте, степень его допуска к секретным документам, семейное положение американца, его домашний адрес. Он спросил, думал ли тот заранее над условиями их будущих встреч и какие мотивы лежат в основе его поступка.
– Деньги, вот и весь мотив, – выпалил Джон Уокер.
– Хочу прилично заработать. Я приношу вам информацию, вы мне платите. Русский, кажется, остался доволен этим ответом, но все равно продолжал свой нудный допрос, словно выполняя какую-то неведомую, но обязательную процедуру. Так он спросил Джона, знаком ли тот с трудами Маркса, что думает о жизни в Советском Союзе и как относится к войне во Вьетнаме.
– Я пришел к вам исключительно ради бизнеса, – наконец с раздражением прервал гость дипломата. – Никакой политики. Только деньги. Если вы согласны, то мы можем ударить по рукам, если нет, то – до свидания.
Посреди этого долгого разговора дверь в кабинет открылась, и в комнату вошел еще один сотрудник советского посольства. Он с явным почтением наклонился к уху «хмурого начальника» и что-то прошептал ему. Босс кивнул, не выразив ни малейших эмоций. Однако дело после этого, кажется, по- шло быстрее. Они без особых проблем обговорили условия сделки: американец обязуется регулярно поставлять русским ключи к шифрам и другую секретную информацию, а те гарантируют ему еженедельную плату в размере от 500 до 1000 долларов на- личными. Русский сказал, что в целях безопасности личные контакты надо будет свести к минимуму, а все передачи производить через тайники: информацию от Джона и деньги от КГБ. Американец не возражал.
– Вам виднее, – приободрился он, услышав согласие на- счет долларов.
– Тогда будем считать, что сделка состоялась, – тоже слегка размяк «хмурый начальник». – Вот вам первый гонорар, – он вручил Джону конверт. – Здесь ровно 2000 долларов. Следующая встреча с нашим человеком состоится через две недели в торговом центре города Александрия, штат Вирджиния. – Знаю это местечко, – кивнул Джон.
– Только не могу взять в толк: вы же сказали, что в целях моей безопасности контакты будут через тайники. – Вот именно, – опять нахмурился русский.
– На этой встрече наш коллега познакомит вас с местами и условиями за- кладки тайников, вы сообща оговорите даты, а также все другие вопросы. Я сейчас расскажу вам, как и где точно вы сможете встретиться…
– Я могу это записать? – Джон полез в карман за блокнотом. – Ни в коем случае, – грубо оборвал его русский. – Никаких записей. Никаких следов. Так будет лучше для вас и для нас тоже. А теперь мы должны попрощаться. Вам помогут покинуть здание посольства так, чтобы агенты ФБР ничего не заметили. В соседнем помещении на Джона натянули длинный плащ, на голову нахлобучили шляпу. Затем вывели в глухой посольский двор, где прямо у подъезда уже стоял «под парами» легковой автомобиль. Его усадили на заднее сиденье, так чтобы с улицы не было видно лица американца, а затем машина долго кружила по вашингтонским кварталам. Наконец в каком-то глухом тупике она остановилась, и Джона довольно бесцеремонно вытолкали наружу. Так началась шпионская история, которая в годы холодной войны нанесла самый крупный ущерб военному потенциалу США. Она продолжалась почти восемнадцать лет и в нее прямо или косвенно оказались втянуты самые разные люди по обе стороны океана.
Чем закончилась эта и другие истории Вы можете узнать, прочитав книгу «Генерал невидимого фронта».
Книгу Вы можете приобрести в книжном интернет-магазине AmazingBook.ru
https://amazingbook.ru/index.php?route=product/product&path=66&product_id=111