Найти тему

Философия йоги. Что такое йога. 8 ступеней Патанджали

Оглавление

В последнее время йога набирает обороты: всё большее количество людей проявляет интерес к этим практикам, открываются новые йога-студии, всё больше на виду йога-ретриты. С одной стороны — это прекрасно! Но в современном мире бОльшее внимание уделяется внешнему содержанию, то есть физкультуре. Далеко не всем известно, что йога имеет несколько иные цели, нежели красивое тело.

В своей статье я расскажу про 8 ступеней йоги Патанджали, чтобы раскрыть для вас эту практику с иной стороны.

Патанджали жил во II в. до н.э., он является основателем йоги и автором произведения "Йога-сутры". Там представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми ступеней или принципов: яма, нияма, асана пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Существует большое множество различных интерпретаций слова «ЙОГА», одно из толкований этого термина – «объединение», «соединение», а другое – «Связывание нитей ума», «достижение того, что было прежде недостижимо».

В йоге мы объединяем связи ума, тела, дыхания и достигаем то, что находится сейчас за пределами наших возможностей.

Также йога – это присутствие, концентрация, мы учимся быть здесь и сейчас. Можно выполнять асану и перебирать мысли в голове, а можно учиться быть в моменте. То есть, в йоге мы стремимся к достижению такого состояния, когда мы присутствуем в каждом своём действии, в каждом моменте и присутствуем по-настоящему.


НУЖНЫ ЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ?

Очень часто я слышала и читала, что необходимы специальные условия, чтобы заняться йогой – быть вегетарианцем, бросить курить/пить/есть сладкое и т.д. Если это искренне, и вы действительно чувствуете импульс внутри к этому, то это огромное дело. Но если вы пытаетесь притворяться – это не имеет никакого смысла и отношения к йоге.
Нам не нужно становиться «кем-то», чтобы заниматься йогой, мы должны идти именно к СЕБЕ через практику. И возможно, наши мысли, наше сознание и действия изменяется.

Необходимо начинать именно с того уровня сознания, мышления и тела, на котором СЕЙЧАС находимся. Честно смотреть в себя, а не ждать подходящего случая.

ЙОГА не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в том, кем мы становимся и кем являемся.

Невозможно полностью расслабиться в практике, почувствовать связь ума и тела без изменения мышления, без внутренней работы.

8 СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

-2

В "Йога-сутрах" Патанджали описаны 8 ступеней йоги которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления.

Первая ступень "Яма"
(отношение к внешним вещам, к миру и другим людям)

Первое, с чего следует начинать свой духовный путь в йоге – это «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания:

  • ненасилие (ахимса) - это больше, чем просто отсутствие насилия, это проявление доброты, дружелюбия, разумного и внимательного отношения к миру и к людям;
  • правдивость (сатья) - понимать ЧТО мы говорим, КАК мы это говорим и КАК эти сова могут повлиять на окружающих нас людей;
  • отказ от воровства (астея) - не брать того, что нам не принадлежит
  • умеренность, ненакопительство (апариграха) - с точки зрения энергии, чтобы какая-то вещи у нас появилась, человек затрачивает большое количество энергии для этого, а также ежедневно тратит энергию на её содержание и поддержание. Чем больше становится вещей в нашем пространстве (ненужных, сломанных, излишних), чем больше захламлен дом, тем меньше у нас энергии и внутренней гармонии;
  • целомудрие (брахмачарья) - отказ от потакания своим страстям, слабостям, зависимостям; самодисциплина; чистота мысли, речи и действий

Жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Мы учимся взращивать внутри каждый день сострадание к себе и к окружающим существам, честность – особенно с собой. Учимся видеть радость в мелочах, чувствовать себя, а не играть социальные роли.

Вторая ступень "Нияма"
(внутренние отношения с самим собой)

Научившись жить в контакте с внешним миром, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Существует 5 ниям:

  • чистота разума, речи и внешнего вида (шауча) - внешняя чистота - чистоплотность, забота о теле; внутренняя - связана как со здоровьем, естественным функционированием нашего тела, так и с чистотой ума;
  • удовлетворенность (сантоша) - умение принимать всё, как есть; самоценность, благодарность, принятие, любовь, удовольствие
  • дисциплина (тапас) - поддержание тела в хорошей форме; волевая и упорная работа над собой;
  • самопознание (свадхъяя) - приближение к истинному себе, к своей Душе
  • вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана) - признание Божественного в себе; посвящение своих поступков и заслуг во благо миру

Третья ступень "Асаны"

"Изменение энергии в теле меняет работу сознания, а работа сознания влияет на накопление энергии в теле"

Физическая работа важна, через асаны мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы, гармонизируем нервную систему и приносим невообразимую пользу своему организму. Асаны делают тело расслабленным, сильным, лёгким, послушным, свободным от болей и недомоганий, а это, в свою очередь, приносит эмоциональное и умственное спокойствие и уверенность в себе.

Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, это трудно назвать йогой.

Четвертая ступень "Пранаяма"

В широком понимании Пранаяма - это дыхательные упражнения, направленные на гармонизацию и снабжение организма жизненной энергией (праной). Чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум.

Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги.

Пятая ступень "Пратьяхара"

Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не смотреть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Эта ступень также заключается в том, чтобы не жить под властью эмоций, а быть управляющим своей собственной жизнью. Но не через подавление этих эмоций, а через их признание и умение проживать.

Шестая ступень "Дхарана"
(концентрация)

Стадия абсолютной концентрации. Цель практики - развить однонаправленность ума, убрать любые колебания.

Пример: концентрация на свечу/звук; на движение тела в практике; на дыхание

Седьмая ступень "Дхаяна"
(медитация)

Человек ощущает только то, что является предметом его медитации. (намерение в голове, концентрация на дыхании или на любом другом предмете своей практики)

Восьмая ступень "Самадхи"

Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.

Самадхи означает "слияние", т.е. во время самадхи наши личные характеристики - имя, профессия, вес, пол, статус и т.д. - полностью исчезают, мы полностью соединяемся с нашим Духом.

Дхарана переходит в дхьяну, а дхьяна переходит в самадхи.

Но все эти процессы невозможно практиковать. Нельзя просто сесть и сказать: «Сейчас я буду делать дхарану», но можно создать условия, которые будут способствовать возникновению состояния «дхарана», можно выполнять пранаямы и асаны, которые создадут благоприятные условия для вхождения ума в вышеописанные состояния. Для того, чтобы испытать это на себе, необходимо сначала достичь определенного состояния ума. Если ум слишком беспокоен, то войти в эти состояния невозможно.

Заключение: чем выше ступень, тем меньше ясности. Дело в том, что есть вещи действительно неподвластные уму, которые невозможно описать словами.

С одной стороны, существует некая последовательность, но с другой — все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим.

Чтобы достичь высших ступеней йоги, практик должен быть целостным, здоровым, устойчивым, гибким, спокойным. Он должен развивать в себе качества Духа (благодарность, любовь, мудрость, принятие, благородство и т.д.) и быть чутким к своему невероятному, красивому и очень глубокому внутреннему миру.

Всем желаю отличной практики и успехов на духовном пути!