Друзья, сегодня в нашей постоянной рубрике рассмотрим проекты советских монументов военного времени.
Начало 1942 года уже давало повод надеяться на перелом в ходе Великой Отечественной войны. Красная армия перешла в успешное контрнаступление по всему фронту под Москвой, отбросив немцев от столицы и освободив Московскую, Тульскую и несколько районов Калининской и Смоленской областей.
Поэтому весной 1942 года Союз советских архитекторов (ССА) СССР объявил Товарищеский конкурс на проекты-эскизы монументов, посвященных героям и событиям войны. Организаторы обозначили примерный список тем, в том числе монументы Героям, павшим за Родину, Бойцам Отечественной войны и 28 гвардейцам – героям великой обороны. На конкурс поступило около 70 проектов, работы показывали на специально организованной выставке, которую продлевали несколько раз.
Учитывая значительный интерес публики, в октябре 1942 года был организован уже Всесоюзный конкурс на составление проектов монументов героям Великой Отечественной войны.
Главными темами памятников стали Пантеон героев и Пантеон партизан, помимо них в программу также вошли проекты памятников героическим защитниками, а также памятников на братских могилах и личных погребениях.
“Монументы должны остаться в веках художественным свидетельствами величайших исторических событий, памятниками героического величия и мужества советских людей”.
На конкурс поступило более полутора сотен работ от скульпторов и архитекторов Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Свердловска и других городов. Порой эти проекты были необычными, странными и сильно отличались от архитектурных задумок предшествующего периода.
Например, в проекте Пантеона партизан Михаил Оленев использовал мотивы шатровых построек древнерусского зодчества, Яков Чернихов и Константин Бартошевич в своих проектах Пантеона как будто пытаются создать фантастический “абсолютный” монумент, который невозможно превзойти не только размерами, но и выразительностью.
В состав жюри помимо архитекторов входили историк зодчества Н. Брунов, скульпторы С. Лебедева и В. Мухина, художник Б. Иогансон, композитор В. Мурадели и даже писатели А. Корнейчук и И. Эренбург. Итоги конкурса были подведены в апреле 1943 года, 1-й премии удостоился проект Пантеона героям войны работы Г. Захарова, З. Чернышевой и скульптора И. Рабиновича — курганный мемориал с внутренним пространством.
А позже ССА расширил тематику - в конкурсе, помимо проектов монументов, стали участвовать проекты восстановления городов. 21 ноября 1943 г. в Третьяковской галерее открылась большая художественная выставка, где показывались конкурсные проекты. По сути, конкурс продлился до конца войны.
Большая часть смелых и неканонических конкурсных проектов так и осталась на бумаге. Некоторые послабления военных лет обернулись ужесточением контроля вскоре после победы, поэтому массово возводившиеся в послевоенное время памятники павшим в основном представляют собой монументы клишированных форм: пьедесталы со скульптурами и мемориальные доски.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #архитектура #история #россия #памятник