Читал о еврейских погромах на границе 19-20 веков. Такое впечатление, что это были какие-то похожие технологии, как теперь с донецкими. Наслушавшись украинского телевидения, мой собеседник говорил, что донецкие - это алкоголики и наркоманы все. Ну, и этим оправдывались их обстрелы после 2014 года, и возможная последующая зачистка этих территорий. Демонизировать можно кого-угодно. Читал о погромах в воспоминаниях православного священника Вениамина Федченкова. Он писал, что погромы были связаны в основном с желанием пограбить. Священники становились на защиту евреев. И прятали евреев у себя от толпы. И кстати, примерно в то же время происходили погромы помещиков. Крестьяне сообщали барину, что будет погром, и просили его вместе с семьей на это время уехать. Причём крестьяне своих не грабили. Устраивали погром у соседей, а соседские крестьяне - у них.
На настоящий момент в своем окружении я никакого негатива по отношению к евреям и близко не наблюдаю. На работе у меня евреи есть, отношение к ним хорошее. У нас тут сплошной интернационал. Национальных противоречий нет совсем. Ну, и я никогда ничего такого не встречал и близко. То есть никаких отголосков этой, существовавшей когда-то проблемы, не вижу. Есть даже знакомый парень, который уехал с семьей в Израиль и вернулся. Точную причину возвращения не знаю. Мне кажется, я спрашивал, а он ответил, что просто не прижился.
На границе 19-20-го веков в России было серьезное падение веры из-за пропаганды атеизма. Революция произошла именно из-за этого. Думаю, и погромы были результатом этого падения. Где-то в районе 1900 года с о.Иоанном Кронштадтским, который был известным и уважаемым священником в то время, произошел такой случай. В храм, где он служил, пришел какой-то парень и начал прикуривать от лампадки. О.Иоанн сделал ему замечание, а этот парень ударил его так, что о.Иоанн упал, и в дальнейшем у него были проблемы с лицом - произошла деформация костей. На мой взгляд, этот случай говорит об очень плохой ситуации с верой в народе.
Возвращаясь к теме закона и благодати, эту тему можно не знать, но при этом жить или по закону, или по благодати. И это не зависит от уровня образованности. Есть люди очень простые и при этом очень добрые. И наоборот - есть люди, которые знают просто всё, и при этом злые.
Добрый человек никогда ни в каком погроме участия принимать не будет.