автор: Jamie Yale
“Наследие, которое живет до сих пор”
1990-е можно назвать временем экономического процветания, культуры гранжа и хип-хопа. Это десятилетие с теплотой запомнилось всем как период быстрого технического прогресса и признанием и интеграцией мультикультурных течений.
Казалось, эра “точка-ком” [досл. “dot com” era] коснулась каждого аспекта жизни людей, и графический дизайн не стал исключением. Интернет и цифровые технологии представлялись для графического дизайна возможностью быстрого распространения своих работ на большие аудитории. Поддаваясь течению постмодерна, многие дизайнеры экспериментировали с типографикой*, и использовали ностальгический стиль; примером служит обложка 24-го выпуска журнала “RayGun”, на которой был изображен гитарист группы “Pearl Jam” Эдди Веддер. Основатель Ray Gun Дэвид Карсон использовал старый смешанный стиль, оказывающий в то время глубокое влияние не только на журнал “Ray Gun”, но и на весь графический дизайн в то время..
*в оригинале использовалась фраза deconstructed typography – деконструированная типографика, но мы так и не смогли адаптировать перевод.
Основанный в 1992, Ray Gun сочетал в себе абстрактные, нарочито неразборчивые и хаотичные дизайнерские ходы. Журнал повествовал об иконах поп-культуры и восходящих звездах в рок-н-ролл индустрии. Если говорить о жизни Дэвида Карсона до его карьеры в дизайне, то до этого он был лектором в колледже, а также стал восьмым в списке лучших серферов мира. Как дизайнер, Дэвид отрицал общепринятую иерархию и верил в “Не следует путать разборчивость с признаком хорошей коммуникацией; многие простые и понятные печатные сообщения совершенно не имеют визуальной привлекательности для читателей, при этом более экспрессионистский и агрессивный дизайн может действительно заинтересовать их.” Такой подход стал основой для многих обложек Ray Gun.
Социальная и политическая среда 90-х ярко отразилась на дизайне сразу в нескольких направлениях. Научная фантастика и игровая индустрия вдохновляли на эксперименты со стилями, а дизайнеры стали меньше полагаться на тяжелые растровые шрифты и фотографии низкого качества. С таким подходом к процессу работы дизайнеры смогли уйти от привычных “вылизанных” работ.
В 1994, Adobe представил миру концепт “слоев” в своих программах, эта революционная возможность позволила дизайнером искать разные варианты своих работ без страха потерять предыдущую версию. Также результатом цифровой эры стало быстрое распространение информации в обществе. Первое время, графический дизайн распространял новые культурные течения непосредственно сам из себя.
Целевая аудитория
Аудитория Ray Gun в основном состояла из Поколения Х*; так как журнал имел склонность бунтовать против принятых традиций. Хаотичность дизайна хорошо находила отклик у молодой аудитории, когда как остальные поколения находили дизайн Ray Gun тяжелым и необоснованно перегруженным и предпочитали более “прямолинейное” оформление, которое они обычно видели в The New York Times. Ray Gun в основном обращался к своей наибольшей аудитории, и в меньшей части рассчитывал на лояльность меньших групп, все равно поддерживающих их стилистические экспрессивные приемы. Можно сказать, что Ray Gun имел некую элитарную направленность, когда только определенные группы людей могли найти и понять для себя все вариативность уровней и смысловой нагрузки, которую включал в себя дизайн.
*Поколение Х – люди рожденные ~1965 - 1980 гг.. Ray Gun выходил с 1992 по 2000; Поколению Х в это время было в районе 20-30 лет.
Когда ray Gun нужно было обратиться к своей аудитории, не менее важным был контекст, в котором они использовали тот или иной дизайн. Например, когда дизайнеры журнала решили не использовать фото Брайана Ферри на обложке журнала потому что как музыкант, он стал популярен еще до наступления Поколения X. Когда же Ray Gun включил Брайана Ферри в выпуск журнала в 1994, редакторы видоизменили текст, изображения и символы чтобы статья находилась в рамках культурного и политического контекста и привлекала внимание основной аудитории к человеку, даже если он был в какой-то мере неуместным для нее. В 24-м выпуске Ray Gun, они поместили на обложку Эдди Веддер – рок-музыканта их Pearl Jam. Веддер сам по себе принадлежал Поколению Х и мог напрямую обращаться к своей возрастной группе. Дизайнеры Ray Gun знали о его популярности и целенаправленно сделали его центральной фигурой выпуска.
Оформление Ray Gun требовало терпения и самоотдачи от зрителя, для того чтобы понять эти странные формы и текст. В ранние годы существования журнала, спорный дизайн Ray Gun частенько становился поводом для обсуждений. Дэвид Карсон много времени провел в разговорах со студентами и дизайнерами именно о его уникальном стиле дизайна, стилей, которые так быстро прижился во многих выпусках журнала и рекламе внутри. Во время выступление в Мэрилендском Институте Искусств [The Maryland Institute of Art] один студент спросил Карсона: “Вы целенаправленно способствуете безграмотности молодежи в Америке ?”. Многие американцы думали, что хаотичные и бесструктурные сообщения были не провокационными мыслями авторов, а просто продвигали в массы безграмотность и легкомыслие.
Влияние тогда и сейчас
Даже не понятый всеми, Ray Gun встретился в большим количеством восхищения за его уникальный мятежный стиль. Если верить The Christian Science Monitor, всего за год публикаций журнала, количество читателей увеличилось больше чем в двое: с 55 тыс. до 120 тыс.. Из этого можно сделать вывод, насколько люди были очарованы провокативными текстами и визуальной составляющей журнала.
Сегодня, исследователи рассматривают Дэвида Карсона как одного из самых влиятельных графических дизайнеров того времени. Его вклад в журнал “Ray Gun” и его тяга к вызова и переосмыслению устоявшегося дизайна никому и никогда не встречались ранее. Работы Карсона даже несколько раз появлялись в музеях за пределами Америки; так, например, его работы можно было увидеть в Галерее Мáльборо [Marlborough Fine Art Gallery] в Лондоне. Они были представлены вместе с работами шести других современных художников и скульпторов и послужили причиной для разговоров, так как все остальные артисты были британцами и выходцами Norart-college*, а Дэвид не относился ни к одному из этих пунктов.
*Вероятно имелся в виду The Northern School of Art, т.к. этот вариант единственный подходит под сокращение “Norart”; это колледж искусств на северо-востоке Англии, действующий в 1974-1996 гг.
“Сегодня, исследователи рассматривают Дэвида Карсона как одного из самых влиятельных графических дизайнеров того времени.”
Основные принципы Ray Gun
На обложке 24-го выпуска Ray Gun практически отсутствовало пустое пространство, что создавало стойкое ощущение полноты композиции и характерной небрежности. С помощью черно-белой размытой фотографии Эдди Веддера, которая занимала всю страницу, была создана четкая презентация его рок-н-рольной группы. Основной текст же располагался сверху фотографии и создавал динамику и менее четкую структуру.
Расположение элементов, их масштаб и иерархия использовались сразу в качестве нескольких дизайнерских решений. Малое количество пустых мест и большое количество текста создавало гармоничную визуальную структуру. Жирный, тяжелый текст сверху быстро привлекал внимание зрителя и служил акцентом композиции. Рядом с надписью “24 ray gun” находились еще две: “by eddie vedder” “the mudhoney interview”. Такое близкое расположение текстов давало читателю возможность интуитивно перейти с прочтения заголовка на выжимку из основных тем выпуска. Далее, по закону иерархии, глаза читателя скользили вниз по фотографии к следующей важной точке: белыми неразборчивым рукописным надписям; они были написаны прямо поверх фотографии и общей картине взгляд человека естественным образом скользил сверху вниз по обложке выпуска.
“Малое количество пустых мест и большое количество текста создавало гармоничную визуальную структуру.”
Дополнительный контраст также достигается при помощи игры цветовых и текстовых решений. Громоздкий текст сверху является большим акцентом как в плане начертания шрифта, так и в цветовой композиции обложки. Наслаивание разных ориентаций текста друг на друга режет глаз, из-за чего оформление выглядит хаотичным и дополнительно обращает на себя внимание. В это же время текст внизу обложки бесцветный и хорошо контрастирует с темный фоном. а чередование выступов создает динамику и периодичность черных и белых цветовых пятен.
Сочетание симметрии и асимметрии используется во всех элементах дизайна обложки. Симметричная фотография с лицом Эдди Веддера по центру пересекается нарочито хаотичным заголовком журнала. Вдобавок нижняя часть фотографии более тяжелая сама по себе, но разрезается светлым текстом в тон световым пятнам на фото. Это и позволило дизайнерам добиться полного баланса в данной композиции.
Заключение
Журнал “Ray Gun” и работы Дэвида Карсона в целом до сих пор считаются революционными. С 90-х годов, начиная как журнал о гранже и хип-хопе, Ray Gun отразил в себе все политические и культурные изменения того времени. Даже при том, что работы Дэвида до сих пор не понимают, они произвели огромное влияние на работы многих дизайнеров, изменили их понимание композиции и оформления на многие десятилетия.
первоисточник: https://jamieyale.files.wordpress.com/2016/11/ray-gun-magazine.pdf