Первые цари из династии Романовых вообще не разделяли государственного и личного имущества, считалось, что все и так принадлежит им. Первой, кто стал разделять личное и государственное, была Анна Иоанновна. Остальные правители последовали ее примеру.
А вот император Павел I распорядился, что все ценное имущество семьи должно значиться на балансе государства, а члены правящей династии имеют право на получение средств из казны на личные траты. Например, Николай II ежегодно получал на личные траты 200 000 рублей. Не всегда этих денег ему хватало, и бывало, что к концу года приходилось экономить.
Состояние Романовых было поистине огромным, они владели вкладами в иностранных банках, ценными бумагами, имениями по всей территории империи, включая рудники и заводы, немалым количеством драгоценностей и предметов искусства, а также императорскими резиденциями и недвижимостью за границей.
После отгремевшей в 1917 году революции декретом об имуществе, подписанным Лениным и Бонч-Бруевичем, имущество Романовых, которое они не смогли вывезти с собой в эмиграцию, было объявлено достоянием республики и передано в ведение Министерства финансов.
Для первой супруги император Александр II приобрел виллу «Пейон» с огромным парком с водопадом и оранжереями на Лазурном берегу Франции. Там же недалеко располагалось другое имущество Романовых – имение «Бермонд», где свои последние дни провел старший сын Александра II и Марии Александровны.
Императрица пожелала уничтожить виллу и поставить на ее месте собор Святого Николая Чудотворца. После революции права на виллу «Пейон» были переданы Франции. Ныне на ее территории располагается медицинское учреждение.
Любимый охотничий дворец Александра III в Беловеже в годы Первой мировой войны был разграблен немцами. Когда империя развалилась, резиденция оказалась во владениях Польши, поэтому с 1922 года этот комплекс использовался как административные здания (полиция, тюрьма, музей, библиотека, школа лесничих). А главный дворец стал служить резиденцией президента Польши.
Во время Второй мировой войны в Беловежском охотничьем домике расположился германский разведывательный штаб. В 1944 году немцы устроили во дворце пожар. В 1961 году руины на месте пожара были взорваны.
Мария Федоровна, супруга Александра III, в 1906 году купила в родной Дании виллу «Видере» недалеко от столицы вместе со своей сестрой, английской королевой Александрой. На эту покупку из казны выделили 280 000 золотых. Обставляла вдовствующая императрица виллу за свой счет.
Именно в этой вилле Мария Федоровна поселилась в эмиграции и доживала свои последние годы. После ее смерти «Видере» было продано за не очень большие деньги. Сегодня вилла используется для проведения научных конференций.
Александр III тоже в свое время приобрел виллу в Дании, она называлась «Кайзер Вилла». Российскому императору бывало тесно в датском королевском дворце, когда семья подолгу гостила у родителей Марии Федоровны, потому что дворец действительно был небольшой.
Когда Александр III скончался, на содержание виллы выделялось 24000 крон ежегодно из российской казны. После революции «Кайзер Вилла» перешла в собственность Дании.