Найти тему
Блог Ивана Козлова

ЧИТАЛ ЛИ ГАЛИЛЕЙ ГАМЛЕТА?

Поспорим?

Нет-нет, мы с вами будем рассуждать не о преданьях старины глубокой, а о днях сегодняшних: о нашей литературе, о наших театральных репертуарах. Хотя оттолкнемся, конечно, от старины. Ровно 410 лет назад вышла в свет книга с названием, которое вам вряд ли что подскажет: «Письма о солнечных пятнах». В этом же, 1613 году, днями раньше, автор книги написал своему хорошему знакомому письмо, в котором были строки о том, что Священное писание предназначено для воспитания души, в научных же вопросах оно не авторитетно. Остается сказать, что книга была написана в защиту научной системы Коперника, и вы теперь без труда назовете имя ее автора. Да, правильно: Галилео Галилей.

О гонениях на ученого со стороны инквизиции знают все. Тут надо только прояснить одну немаловажную деталь. В категорической форме отказываться от убеждений его никто не заставлял. Условие перед ним поставили только одно: пиши, мол, что ты не утверждаешь, а лишь предполагаешь, что система мироздания устроена иначе, чем принято на сегодняшний день. Предположения – они же сродни фантазий, какой с них спрос. Если согласишься на это, то мы забудем и о письме, в котором ты бросаешь тень на основы Веры…

Перед таким вот выбором поставили Галилея: или взойти на костер, или отречься от своих убеждений и продолжать спокойно жить, или… Или что там положено бунтарю при любом царствовании? В данном случае, бежать из Рима, сидеть в тихой конуре и уповать на то, что когда-то тебя поймут правильно, а сейчас лучше молчать…

Вопрос вопросов: как относиться к несправедливости, к злу. Не знаю, читал ли Галилей Гамлета. По времени вполне бы мог. Шекспир написал пьесу в 1599 году, ученому в то время стукнуло 35, и он ведь был не только астрономом, но и философом, а значит, следил на литературными процессами. Это я к тому, что знаменитое «Быть или не быть» - как раз и есть поиск решения того, как относиться к злу, стоит ли в борьбе с ним жертвовать своей жизнью…

Всё, экскурс в историю заканчиваем, возвращаемся в день сегодняшний. Ну, скажем так, не совсем сегодняшний, а в конец шестидесятых годов прошлого века, когда Москва считалась театральной столицей страны. Во всяком случае мне, школьнику, так казалось. Достать билеты в любой театр – это надо постараться, а уж в «Таганку»…

В «Таганке» ставили «Жизнь Галилея». Со сцены звучали сумасшедшие по смелости слова: «Истина – дитя времени, а не авторитета. Наше невежество бесконечно». (По-моему, А. Битов потом чуть перефразирует это у себя: «Правда – дитя времени, а не власти»). Это было смелым тогда, да остается смелым и сейчас. ТОГДА – к примеру, спор Ломоносова и немецких профессоров об истоках Руси, о том, в самом ли деле нас «создали» варяги Рюрика. Победили немцы, продиктовав Карамзину «Историю государства Российского». Дитя власти это или истина - споры продолжаются. СЕЙЧАС – сейчас тоже, мягко говоря, дорого иметь особое мнение. Все наши поступки и слова рассудит завтрашний день, но надо ли при этом сражаться за свои убеждения сегодня? - вот в чем был смысл «Жизни Галилея».

В «Таганке» Галилея играли двое: Высоцкий и (могу запросто ошибиться) Калягин. Они должны были себе и зрителю доказать, что кратчайшим расстоянием между двумя пунктами может оказаться… кривая, если при этом ты сохраняешь внутреннюю свободу и веру в свою правоту.

Нет, я категорически неправ: не доказать, а показать, что и такой путь возможен. И это вовсе не диктуется трусостью. Ты не предал ни себя, ни свою идею. Идею свою ты уже высказал и сохранил в последователях, книгах, но просто не захотел идти на костер, потому что костром не все можно доказать. Позволю лишь одну цитату, да и ту по памяти, из этой пьесы. Андреа говорит: «Наука сделает землю такой благоустроенной, что можно будет отказаться от неба». Галилео грустно улыбается в ответ. Он наверняка знает, что совершенным мир никогда не станет, но стоит ли спорить об этом?

Пора переходить к эпилогу: зачем, собственно все это написано.

«Жизнь Галилея» сочинил Бертольд Брехт, считаю его лучшим драматургом прошедшего века. Он пробуждал зрителя, стучал ему пальцем по виску: соображаешь, что ты слышишь, что ты смотришь? Я очень хочу, чтоб ты был человеком мыслящим, человеком разумным, и, глядя на мои работы, чтоб ты, образно говоря, не жрал поп-корн!

Брехт был совестью, колоколом. Вот почему он взялся за удивительную пьесу «Турандот»…

-2

Не смейтесь, не тюкайте, не показывайте на меня пальцем. «Принцесса Турандот» - это, и ребенок знает, Карло Гоцци, наш прекрасный Шварц его немного адаптировал к местным условиям и она стала визитной карточкой вахтанговцев. Все так. Но была и другая Турандот, вовсе не сказка. Там император, доведший до великих бед свою страну, призывает ученый люд ответить на вопрос, кто виноват, и если ответ кажется ему неправильным, - голова долой. Это написал Брехт. Ставил – Ю. Любимов. Ставил в то время, когда в Китае Мао Дзедун проводил велику чистку рядов…

Так, для затравки, пожалуй хватит, мне правильно подсказали: когда много текста, читатель скучает. Вкратце лишь скажу, что дальше хочется поговорить о том, почему так беззубы, так ни о чем наши нынешние творения, почему закрываются книжные магазины и пустеют театральные залы… У вас есть на это свои ответы?

Да, если нетрудно, не забудьте подписаться. Приятней работать, зная, что тебя кто-то читает.