Если в СИЗО баня раз в неделю, то очевидно, что хотя бы раз в неделю нужно затевать стирку.
Условия для стирки в СИЗО – не самые лучшие.
Мы все уже избалованы автоматическими стиральными машинами: выбрал программу, добавил порошок – и все, машина все сделает сама….
Из предусмотренного для стирки в СИЗО гарантированно было только одно – старый, помятый, часто дырявый, алюминиевый положняковый таз.
Примерно такой, только выглядит похуже.
Все остальные принадлежности для стирки арестанты добывали сами.
Положняковый таз использовался редко в силу своей изношенности.
В качестве емкости для стирки арестанты (через механизм передач и родственников) затягивали пластмассовые тазы или пластмассовые ведра.
Народ на централе постепенно меняется, старички уходят (в основном отбывать срок), а затянутые ими емкости для стирки остаются в камерах и еще долго используются по прямому назначению.
Второй необходимый элемент – стиральный порошок. Попадал он тоже через передачи, посылки или приобретался в магазине при СИЗО. Обычно самый простой и недорогой, вроде "МИФ" -Свежесть белья – заслуга моя!".
Если передачи в камеру по разным причинам не заходили, то арестанты обычно просили у знакомых соседей, и немного порошка им присылали ночью по дороге. Такая вот взаимовыручка.
Третий необходимый элемент – горячая вода. В большинстве камер вода всегда холодная, поэтому приходилось ее греть кипятильником.
В 216-й камере у батареи отопления был кран. Народ спер где-то "барашек" и этим барашком открывал кран, из которого с октября по апрель текла отличная горячая вода для стирки. Барашек, как большая ценность, тщательно прятался, чтобы не отмели во время шмона.
Сам процесс стирки в камере выглядел так. Сначала грелась вода, и вещи заливались водой и порошком – для замачивания. Странно, но попадались арестанты, которые этот процесс видели впервые, и им приходилось объяснять, что после замачивания вещи лучше отстирываются.
Потом была обычная стирка руками, например, в тазике или ведре. Конечно же опять с нагреванием воды кипятильником.
Лично я, каждый раз про себя чертыхался – 21 век, а приходится стирать, как сто лет назад.
Потом полоскание – грязная вода выливалась в унитаз, новая грелась и заливалась. И так несколько раз.
В завершении – отжим – руками, естественно.
Если стиралась большая вещь (простыня), то на помощь с отжимом могли прийти сокамерники.
Потом сушка. В холодное время года помогали батареи. В теплое – вещи развешивались на заранее изготовленных веревочках – вязочках.
Веревки натягивались на уже известных удобных в камере местах, на них сушились вещи, добавляя в воздух камеры дополнительную лишнюю сырость.
Если в камере народу было много, то стирка шла постоянно, практически каждый день. Ну и сырость постоянная тоже.
Кое-кто стирал вещи прямо в бане, пользуясь тем, что горячая вода там есть по определению. Но мешало ограниченное время, которого часто было в обрез.
Продолжение следует.