«Он украл мои идеи! Он украл моих сивилл и пророков! Это вы открывали Рафаэлю капеллу?!! Ключ есть только у меня и у вас!», в запальчивости кричал он в лицо папе Юлию 2.
Это фреска Рафаэля
А это фреска Микеланджело.
Не правда ли, похоже?))
Вся долгая жизнь Микеланджело проходила в борьбе с миром и с собственной гордыней.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони был сыном обедневшего флорентийского дворянина и купца, ставшего нотариусом.
Отец не придавал особого значения таланту сына, как и потом не понял, на какую высоту тот поднялся. В сущности, у Микеланджело было два отца – родной Лодовиико и Лоренцо Медичи.
Лоренцо Великолепный взял под свое крыло двенадцатилетнего Микеланджело, так как верил, что только одаренные юноши благородного происхождения могут приумножать славу Флоренции.
В коллекции Медичи юный Микеланджело увидел рисунки Боттичелли. В "Давиде" и "Пьете" читаются его плавные линии.
Скульптор Бертольдо ди Джованни, куратор Сада скульптур Медичи и сам ученик Донателло, давал первые уроки Микеланджело и определил главное творческое направление будущего мастера.
В библиотеке Лоренцо Микеланджело прочитал «Божественную комедию» Данте, позднее иллюстрировал «Ад» и вел мысленный диалог с поэтом: «Я грешник, но чертовски талантливый грешник!»
Главный грех Микеланджело – гордыня, был одновременно главным двигателем его творчества.
Он всегда хотел показать, что его потрясающий дар от природы (или от бога), а не от обучения. По крупицам можно собрать сведения о его учителях.
Джорджио Вазари лил воду на эту мельницу тщеславия: "Микеле свой дар скульптора получил от кормилицы из Каррары, дочери каменотеса. Он был вскормлен молоком, перемешанным с мраморной крошкой"
Каково!)))
Доменико Гирландайо - один из ведущих флорентийских художников Высокого Возрождения, давал Микеланджело уроки живописи.
Это была тайна, которую Микеланджело тщательно охранял, а Вазари выдал.
Откровения Вазари вызвали его гнев. Он даже заказал новую версию свей биографии у другого автора - Асканио Кондиви, а Вазари обвинил во лжи. Бедному Вазари пришлось пойти на крайность, чтобы защитить свою репутацию: он выкрал копию контракта на обучение между Микеланджело и Гирландайо и выборочно цитировал во втором издании своих «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев».
Живопись Микеланджело не любил и не ценил, считал побочным продуктом своего творчества. Однако не уставал обвинять Рафаэля в копировании своих фресок. С ним же и постоянно конкурировал.
Будучи от природы замкнутым, нелюдимым, почти всегда работая в одиночку (современные психологи даже ставят ему заочный диагноз - синдром Аспергера))), он тем не менее вступил в творческий союз с Себастьяно дель Пьомбо в борьбе против Рафаэля и круга. В результате получилось прекрасное "Оплакивание Христа (Пьета)" на фоне ночного неба.
Заказ на роспись Сикстинской капеллы Микеланджело получил как утешение.
Папа Юлий 2 вызвал Микеланджело из Флоренции, где тот создал статую Давида, которая, по словам Вазари, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Копию "Давида" можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина.
В коллекции Государственного Эрмитажа находится скульптура Микеланджело Буонарроти "Скорчившийся мальчик" (оригинал).
Возвращаемся к папе Юлию 2: он заказал Микеланджело свою гробницу в Ватикане.
Полтора года прошли в Карраре в поисках подходящего мрамора. И вот теперь глыбы мрамора лежал на улице, а Юлий 2 отменил заказ.
Решено, что из его мрамора будет строить новый собор архитектор Браманте. Микеланджело в ярости убегает в Поджибонси.
Его догоняют папские слуги и передают новый заказ папы - расписать Сикстинскую капеллу.
Но он не художник, а скульптор. И в капелле он пишет скульптуру на фресках.
Поначалу папа хотел видеть на сводах небо и звезды и совсем немного аллегорических фигур, но Микеланджело предложил свою версию Сотворения мира.
Нижние уровни уже были расписаны сценами из жизни Моисея и Христа, Микеланджело пишет на сводах сцены Сотворения мира. Получилась библейская история.
Работа заняла 4 года. Специалисты считают, что он написал фреску сотворения богом человека в самом конце, когда его живописное мастерство достигло вершины гениальности. Он писал бога для бога, которому служил.
Он придумал летящий образ Творца в развевающемся красном плаще. И, наконец, он придумал символ обращения Создателя к своему творению.
Пальцы рук создателя и его творения не могут соединиться. Этим Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.
Посмотрите фильм Андрона Кончаловского «Грех» о человеке Микеланджело Буонарроти. Поделитесь своим мнением в комментариях.