Несмотря на свое расположение в глубине бывшей имперской провинции Маньчжурия, Харбин обладает своеобразной русской атмосферой. Секрет кроется в его истории. Мы уже рассказывали как русские переезжали в Китай, а сегодня расскажем про русский город Харбин. Харбин – это город, где 12 миллионов китайских граждан живут своей жизнью среди архитектуры царского величия. Но всего лишь 150 лет назад территория вдоль реки Сунгари была набором сельских поселений. Сейчас это 8-й по величине городской район Китая и нынешнее население живет в городе, построенном в начале 20-го века предприимчивыми русскими в поисках процветания, пытались воссоздать свою родину на новом месте. Сегодня в городе практически нет русских (за исключением нескольких эмигрантов), но в начале прошлого столетия в Харбине жили предприниматели, беженцы и специалисты из России.
Начало переселения
Строительство Вокзала. Когда в 1896 году первые транссибирские поезда совершили успешное путешествие на восток, амбициозный министр финансов царя Николая II граф Сергей Витте не терял времени даром и субсидировал другой маршрут: Китайско-Восточную железную дорогу. Центральным элементом его грандиозного плана был новообразованный город Харбин, который, как он надеялся, соединит Байкал с Владивостоком, а затем проложит южные маршруты через Китай.
После официального получения статуса города в 1898 году этот район быстро стал самым оживленным мегаполисом северо-восточного Китая, и к 1917 году в нем проживало более 100 000 человек (около 40 000 из которых были русскими). Харбин стал раем для эмигрантов.
Переселение русских евреев
Задолго до того, как появилась Еврейская автономная область, многие российские евреи устремились на восток, в Харбин, чтобы начать новую жизнь. Поскольку Александр III и (в меньшей степени) Николай II находились под влиянием идей консервативного Константина Победоносцева, перспектива депортаций, квот на образование, ущемление прав делала переезд на восток более заманчивым для евреев. По оценкам, к 1913 году в Харбине проживало около 5000 русских евреев, а к 1920 году это число увеличилось примерно до 20 000 человек. Из еврейского наследия Харбина остались только две синагоги: одна построена в 1909 году, а другая в 1921 году, а также большое еврейское кладбище.
Центр белой эмиграции
Хотя большинство «белых» мигрантов бежало в Париж, Берлин и Прагу, роль Харбина в приеме преследуемых большевиками, приверженцев белого движения, часто игнорируется историками. Начиная с 1917 года в Харбине приветствовали процарских торговцев и бюрократов, и русское население города резко возросло с 40 000 до примерно 120 000 человек в ходе Гражданской войны. Хотя эти эмигранты в основном остались без гражданства после 1922 года, их община на короткое время процветала в Харбине благодаря созданию русской системы образования и русскоязычных СМИ.
Родина Русской фашистской партии
В 1931 году одним из руководителей русских эмигрантов Константином Родзаевским в Харбине была образована Русская фашистская партия (РФП), которая объединила в свой состав профашистскую молодежь. Целью партии была попытка сформировать антибольшевистский азиатский фронт с Японией. В 1934 году РФП, в результате слияния с Всероссийской фашистской организацией, преобразовалась во Всероссийскую фашистскую партию (ВФП). В середине 1930-х годов ВФП стала самой влиятельной организацией в марионеточном государстве - Маньчжоу-го и крупной организацией русского зарубежья.
С радостью соглашаясь на союз с имперской Японией, партия Родзаевского призывала к ликвидации евреев, восстановлению влияния православной церкви и построению корпоративистской экономической системы по итальянскому образцу. В результате усиления влияния ВФП, а также отсутствия защиты со стороны японского правительства после аннексии им Маньчжурии еврейское население города сократилось с 13 000 в 1931 году до 5 000 к 1935 году. ВФП была запрещена Японией в 1943 году, однако ее подразделения в Африке, Канаде и Европе действовали до окончания Второй мировой войны в 1945 году.
«Японский Освенцим»
Официально именуемая «подразделением по водоснабжению и предотвращению эпидемий» и расположенная всего в 24 км к югу от Харбина, Отряд 731 на самом деле несет ответственность за одни из самых жестоких военных преступлений, когда-либо совершенных. Отряд 731, созданное в 1935 году японскими военными, управляло лабораторией для живых экспериментов над людьми, которую не могут себе представить даже создатели фильмы ужасов. Лишь в 1984 году выяснилось, что японцы подвергали пленных живым вскрытиям, обморожению, голоданию, а также инъецировали их чумой. Русские в Харбине также стали мишенью японцев, и, по оценкам, около 30 процентов из 3000-12000 жертв отряда 731 были русскими.
Убыль русского населения
После продажи СССР Китайско-Восточной железной дороги Японии в 1935 году, а также в связи с случайным исчезновением людей с улиц (захваченных Отрядом 731) большинство харбинских русских, естественно, хотели уехать. К концу 1930-х число местных русских упало примерно до 30 000 человек. Часть русского населения было вынуждено уехать в СССР, а их имущество было конфисковано Японской администрацией. После взятия Харбина советскими властями в августе 1945 года, оставшиеся русские были репатриированы в Советский Союз, а по китайской переписи 1964 года в городе насчитывалось всего 450 русских. Последние двое харбинских русских умерли в 1980-х годах.
Постепенно современная китайская архитектура заменяет собой историческую русскую архитектуру, но местные жители стараются сохранить первозданный вид города как могут. Когда заговорили об уничтожении культового городского моста Цихун 1920-х годов строительства, местное движение боролось за то, чтобы его внесли в фонд культурного наследия.
Каждый год во время Харбинского международного фестиваля льда и снега организаторы заботятся о том, чтобы был построен Ледяной кремль. Один из исторических ресторанов города «Лючия» также сохранил свой неповторимый имперско-русский интерьер.
Если хотите больше узнать о Китае и китайском языке подписывайтесь на наш Telegram канал.