Найти тему

Что нового в путевых листах с 1 марта 2023г.

Порядок оформления или формирования путевых листов (ПЛ) приведен в п. п. 9 - 14 Состава сведений и порядка оформления путевого листа.

На каждое транспортное средство (ТС) оформляется один ПЛ.

Если одно ТС используется посменно разными водителями, допускается оформить несколько ПЛ - раздельно на каждого водителя (п. п. 10, 11 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

Законом не установлено, в какой последовательности при оформлении

ПЛ требуется проводить предрейсовый медосмотр и предрейсовый или предсменный технический контроль (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ). Можно проводить их в любой очередности.

Отметки в ПЛ о дате, времени и результате предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медосмотров водителей делает медработник. Когда оформляется бумажный документ, он заверяет данные собственноручной подписью, если формируется электронный ПЛ, для заверения требуется УКЭП или УНЭП. Указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) медработника, наименование медорганизации (если он состоит в штате), серия, номер, дата выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение медосмотров (п. 12 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

По результатам медосмотров медработник выносит заключение о состоянии водителя.

Если по результатам предсменного, предрейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и его остаточных явлений, проставляется отметка «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

Если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работника, острого профзаболевания, отравления или признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

По мнению Минтранса России, если рейс длится более одного дня, отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах ставятся перед рейсом и после него. Если водитель совершает один рейс и более в течение рабочего дня, отметки ставятся перед первым рейсом и после последнего рейса (Письмо от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ). Эти разъяснения касаются утратившего силу Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152, но эксперты полагают, что ими можно руководствоваться и в настоящее время.

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию. Его назначает руководитель своим решением. Ответственный работник указывает в путевом листе дату и время выпуска транспортного средства на линию, дату, время и результат предрейсового или предсменного контроля. Если готовится документ на бумажном носителе, работник заверяет данные собственноручной подписью, а если формируется электронный путевой лист, он использует УКЭП или УНЭП. Кроме того, работник указывает свою фамилию, имя и отчество (при наличии). По результатам контроля проставляется отметка «выпуск на линию разрешен» или «выпуск на линию не разрешен» (п. 13 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

Если водители работают посменно на одном ТС, контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки (п. 5 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств).

Показания одометра в ПЛ, даты и время при выезде ТС с парковки и заезде на нее проставляет уполномоченное лицо, назначенное руководителем. Если документ составляется на бумажном носителе, это лицо заверяет его собственноручной подписью, а если формируется электронный ПЛ, потребуется УКЭП или УНЭП. Кроме того, ответственное должностное лицо указывает фамилию, имя и отчество (при наличии).

Если на одно ТС оформлено несколько ПЛ (на каждого водителя), при его приеме-сдаче последующему водителю дату, время и показания одометра проставляет и заверяет собственноручной подписью уполномоченное лицо или водитель, принимающий транспортное средство. Они должны указать свои ФИО. Если формируется электронный ПЛ, отметки заверяются УКЭП или УНЭП уполномоченного лица с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) (п. 14 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

 Журнал учета путевых листов

Обязанность вести журнал учета движения ПЛ не предусмотрена нормативными актами. Вместе с тем, целесообразно регистрировать их выдачу и возврат. Делать это можно как на бумаге, так и в электронном виде. Если вы ведете журнал регистрации на бумажном носителе, его страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы.

Журнал учета ПЛ в электронной форме рекомендуем заверять УКЭП. Также целесообразно предусмотреть возможность распечатать его на бумажном носителе.

 Исправление ошибок в путевом листе

Исправить ошибки в путевых листах, допущенные при их составлении в бумажном варианте, можно в следующем порядке:

 ошибочную запись зачеркнуть одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;

 внести корректную запись;

 сделать надпись «Исправлено» и указать дату исправления;

 заверить исправление подписями лиц, составивших путевой лист, с указанием их должностей, фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации). Обычно это диспетчер (иное лицо, ответственное за составление путевых листов) и водитель.

 Нумерация путевых листов

Порядок нумерации путевых листов не установлен НПА. Номер документа не относится к обязательным реквизитам.

Нумерацию может быть удобно вести для организации учета ПЛ.

Как заполнить путевой лист легкового автомобиля

В завершение рассмотрим пример ПЛ по новым правилам с 01.03.2023 для легкового авто, которое используется для собственных нужд. Далеко не все занимаются коммерческими перевозками, но у очень многих есть «служебные» легковые машины.

ПЛ легкового автомобиля заполняется с учетом общих правил оформления и изменений с 01.03.2023. За основу своей формы в примере взяли форму № 3, дополнив ее всеми недостающими сведениями и обязательными реквизитами.

Рекомендуем указывать в таком в документе все пункты следования автомобиля, а расход горючего отражать в полном объеме исходя из показателей приборов.