Пару лет назад, проезжая это село, я обратила внимание на памятник. Я даже вышла из машины и долго его рассматривала. Это памятник В. И. Ленину, установленный к 100-летию его рождения. Сегодня этот памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
Село находится в долине между гор у трех речек, одна из них имеет одноименное селу название.
В селе 6 улиц и 3 переулка, около 200 дворов. Население составляет 727 человек (2016 г).
Первыми русскими жителями были переселенцы из села Тарханское (Быстрянка).
Название села трактуется как «место, откуда брали точильные камни, оселки».
Есть и другие значения, а именно «волчья яма», «волчье логово».
Склоны в районе села покрыты лесом, состоящим из сосны, пихты, березы с примесью лиственницы. В крутых бортах логов развиты ниши и гроты, а в долинах исчезающие и вновь появляющиеся ручьи и речки. Карстовые источники – характерная картина здешних мест.
Берега рек заросли тальником, черемухой, калиной, шиповником, в изобилии обвитые хмелем.
В этих местах немало пасек.
Годом основания села считают 1852 год.
В 1856 году здесь три семьи жили в домах, пять в юртах.
По утверждению В. И. Верещагина деревушка эта основана в сороковых годах 19 века. Но датой принято считать 1852 год, указанный основателем селения, начальником Алтайской Духовной миссии протоиереем Стефаном Ландышевым.
В 1882 году в селении располагался миссионерский стан, была церковь и школа.
Местное население занималось, в том числе выделкой седел. Один человек мог выделать одно седло за два дня. На обшивку седла кожей требовалось полдня.
В 1885 году было закончено строительство церкви. Храм получил имя Святого Целителя Пантелеимона и просуществовал до 1930 г. Строительство шло на средства жены умершего зайсана Александра Барабоша ее вторым мужем – бийским купцом второй гильдии Я. И. Окуловым. Храм освещал протоиерей Василий Вербицкий.
Церковь целителя Пантелеимона частично сохранилась с дореволюционных времен. В свое время она была разобрана на две части. Верхний этаж, который стоит рядом с ныне построенной церковью, использовался как жилой дом, а первый этаж – как склад.
В те времена службы в храме велись на русском языке. Несмотря на то, что половину населения села составляли старообрядцы, церковь посещали вместе.
В 1899 году в селе отмечены: деревянная церковь, церковно-приходское училище, воскобойный завод. Имелось пять дворов крестьянских, 64 некрестьянских, 211 мужчин, 212 женщин.
23 января 1903 года в село прибыл Его Преосвященство, Преосвященнейший Макарий, Епископ Томский и Барнаульский. У ворот храма жители его встречали с хлебом и солью. Владыка обратился к народу с назиданием и говорил о христианском воспитании детей.
«…Не церковь и школа разоряют народ, а кабак. Туда, в кабак уходят тысячи рублей из народного достояния и пропадают безвозвратно, принося болезни телу и гибель душе. Всякая же копейка, затраченная на храм и школу, с избытком возвращается дающему… »
В начале декабря 1919 года, при отступлении колчаковцев в Монголию, в этих краях вспыхнула партизанская борьба. Партизанский отряд под командованием Ф. И. Усольцева освобождает это село от каракорумцев, ликвидируя колчаковский отряд.
В селе были коммуны: «Свободный труд», «Красный Алтай». Причем, первая была разгромлена белогвардейцами и кулацкими элементами. Бандиты сожгли постройки коммуны, перерезали скот, разграбили имущество.
Село очень славилось своими сырами. Сегодня здание маслосырзавода разрушено почти полностью.
Как доходная отрасль развивалось и хмелеводство.
21 ноября 1931 года в селе открылся колхозный институт имени М. Горького, как отделение Омского колхозного института по подготовке низовых колхозных кадров. В 1933 году он реорганизован в двухгодичные постоянно действующие сельскохозяйственные курсы.
Места эти очень интересные с точки зрения истории, но сегодня проезжая село и глядя на него, становится грустно.
Но, на мой взгляд, возможным стимулом для развития села может стать одноименный селу карстовый участок. В окрестности села находятся пещеры. Они известны с конца 19 века. В 60 – 70 гг. прошлого века они изучались географами Горно-Алтайска.
О них было известно и ранее.
В 1893 году к югу от села в горе была отмечена «…пещера с подземным ходом. На стенах пещеры имелись сталактиты. Порошки, приготовленные из них, по отзыву местных инородцев, скоро излечивают раны от порезов и ушибов. У инородцев есть предание, что прежде, до покорения калмыков русскими, один из главных их представителей, скрывался в этой пещере…
Друзья, это село Бирюля.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора