Найти тему
[оживки вещают]

«Выход из себя». Интервью с Кирой Апрельской

Кира
Кира

Жила-была в Москве художница Кира Апрельская. А потом взяла да переехала в Петербург — и в Москве стало меньше красоты и доброты. Зато в Петербурге их стало больше. Кира ответила на наши вопросы.

— Кира, помнишь ли ты момент, в который поняла, что будешь художницей? Что-то «подтолкнуло» к рисованию, или всё случилось «само собой»?

— Я рисовала, сколько себя помню. Когда мои руки научились держать предметы, я начала рисовать на всём и всем подряд: палочками, камушками или травой на асфальте и стенах домов, карандашами и фломастерами дома. У меня всегда было достаточно арт-материалов (благодарю моих родителей за это). Но больше всего меня привлекали обои в коридоре. Они были однотонные и казались мне очень пустыми. Меня влекло к ним со страшной силой, никакие наказания не могли отбить охоту украсить их.

Момент, когда я поняла, что художник — это не только моя профессия, но и смысл жизни, наступил во время учёбы. Мне всегда нравилось учиться, но не нравились техники и приёмы, которые нам преподавали. Мне хотелось всё делать так, как я это себе представляю. Поэтому отличные оценки у меня были только по композиции, по остальным предметам первые два курса — полный провал. Я не могла себя заставить полюбить академический рисунок и живопись. Чтобы получить диплом и не вылететь, пришлось приспосабливаться и рисовать то, что мне интересно, параллельно учёбе. К концу обучения у меня накопилось 15 картин, которые я показала своему преподавателю по композиции и пластической анатомии Виктору Николаевичу Пуховскому. Именно он поверил в меня как в художника со своим стилем и предложил провести выставку картин. Первая из них прошла в Доме-музее Булгакова в 2008 году, через год после окончания учёбы.

— Как рождаются картины? Ведь, наверно, все по-разному? Или есть определённое сходство появления шедевров на свет?

— Сходство появления определённо есть. Я часто мыслю сериями. Мне кажется, мои картины чем-то напоминают комикс — они всегда объединены единой идеей. И пока я её полностью не выплесну, серия не закончится.

— Для чего вообще нужно искусство? Что оно даёт лично тебе? Мне очень нравилась в своё время твоя фраза: «Я могу нарисовать что угодно — и оно станет быть».

— В разное время искусство давало мне физическую реализацию моих эмоций. Таким способом я выражала своё внутреннее состояние — от любви и восторга до страха и полного неприятия. Я очень эмоциональный человек, но с выходом эмоций наружу раньше были проблемы. Творчество в этом плане спасало и не давало поехать кукухой.

— Спасало ли тебя рисование? Насколько часто?

— Частично ответила в предыдущем вопросе. Когда была моложе, творчество порой было единственным спасением от переполняющих меня эмоций. Тогда мне казалось, что самое страшное, что со мной может случиться, это ослепнуть или лишиться рук.

— А есть ли у искусства тёмная сторона? Наносило ли оно тебе какой-либо урон?

— Безусловно, есть и тёмная сторона. Но эта тёмная сторона — исключительно моя. Иногда наступал момент «растворения» и потери себя в другом человеке или идее, потому что эта идея полностью меня поглощала. Тогда на сцену выходила «тёмная сторона», это была и я, и не я одновременно. Я очень сильный эмпат, можно сказать человек-хамелеон. И мне это всегда нравилось. Но сейчас я понимаю, что самое главное — сохранение индивидуальности. Всё прекрасное в мире в себя не впитаешь, только потеряешь себя. Хорошо, если частично.

— Кого из художников любишь больше всего? За что именно?

— Мои любимые художники — это Здзислав Бексиньски и Дэвид Линч. Эти люди носят в себе целые вселенные, и в их вселенные просто хочется провалиться. Они захватывают сознание своим гротеском и одновременно нежностью и тонкостью. Хрупкие миры на грани жизни и смерти.

— Есть ли что-то общее у всех искусств? Что?

— Мне кажется, не одну меня эмоции подталкивают к созиданию. Творчество — это всегда «выход из себя», твоя «чистая» эмоция, не сдержанная никакими оболочками. Люди могут видеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Возможно, общее — это стремление быть понятым.

— В какую сторону будут двигаться визуальные искусства, можешь предположить?

— Я думаю, в сторону технологий. Мы всё больше переходим в цифровое измерение. Нейросети, например, меня абсолютно покорили. Я двумя руками за развитие искусственного интеллекта. Может, и мы подтянемся с помощью ИИ до его уровня, кто знает.

— Какие темы в искусстве для тебя главные?

— Для меня всегда на первом месте стояли музыка и литература. В последние годы к ним присоединился театр. В 2016 году я начала работать с театром «Лицедеи», благодаря которому я начала один из моих самых любимых проектов — «Маленькие истории Лунного Принца». Принц родился совершенно случайно, как открытка на День рождения актёру Леониду Лейкину. Он вышел такой трогательный и детский, что сразу всеми полюбился. Лунный Принц — это самая светлая часть меня, стремление к радости и детской непосредственности. Даже если он грустит, эта грусть лёгкая, как тёплый летний дождь, который смывает всё плохое и оставляет после себя радугу. Я не теряю надежды когда-нибудь сделать такой мультфильм или даже мульт-сериал.

Какой совет можешь дать начинающим художникам?

— Главный совет — всегда сохранять "себя", не давать никому и ничему форматировать свой стиль. Уникальность — это главное. Никогда не стоит подстраиваться под "тренды" в искусстве, это убивает мышление и стирает вашу индивидуальность. Невозможно создать что-то по-настоящему интересное, подражая кому-то.

— Как человечеству спастись? Я знаю, ты знаешь.

— Найти себя, понять себя, принять себя и доработать до сверхчеловека. Я уверена, это возможно.

— Ты счастливый человек?

— Могу ответить с полной уверенностью: да. Я цельный человек, понимающий и принявший себя. Иногда мне жаль, что к этому состоянию я пришла довольно поздно. Но я счастлива, что я к нему всё-таки пришла.

***

Ниже — некоторые из работ Киры Апрельской.

Кира Апрельская "Чудо"
Кира Апрельская "Чудо"
Кира Апрельская "Страна чудес"
Кира Апрельская "Страна чудес"
Кира Апрельская "Карусель"
Кира Апрельская "Карусель"
Кира Апрельская "Вещица"
Кира Апрельская "Вещица"
Кира Апрельская "Сон о волосах"
Кира Апрельская "Сон о волосах"
Кира Апрельская "Пробуждение" (2023)
Кира Апрельская "Пробуждение" (2023)
-8
-9

Апрельская Кира Александровна — художник, графический дизайнер, иллюстратор (Санкт-Петербург, Москва)

Образование:

Издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова (МИПК) '07
Москва, 2004–2007 (графический дизайн)

Школа телевидения «Останкино» '09
Москва, 2008–2009 (фотохудожник)

Участие в выставках:

- персональная выставка графических работ «Тайны Старого городка», дом-музей Булгакова, Москва, октябрь-ноябрь 2008;
- участие в выставке «Паркия», ТО «Аркада». Болотная пл., парк им. Репина, Москва, сентябрь 2009;
- участие в выставке «Путешественники миров», деловой центр «Москва-Сити», Башня Федерации Mirax Group, Москва, апрель 2009;
- персональная выставка в «Салоне Всех Муз» Анны Коротковой, «Cofemax» на Новослободской, Москва, май 2009;
- участие в выставке в деловом центре «Москва-Сити», художественная галерея «37 этаж» Башня Федерации Mirax Group, Москва, июнь 2009;
- персональная выставка в клубе «Корс», Москва, июнь 2011;
- участие в выставке «Время лететь», К. Апрельская, В. Лотоцкий, арт-клуб «Гарцующий Дредноут», Москва, сентябрь 2011;
- персональная выставка «Дети неба», «Муми-кафе», Москва, 2014.