Жила-была в Москве художница Кира Апрельская. А потом взяла да переехала в Петербург — и в Москве стало меньше красоты и доброты. Зато в Петербурге их стало больше. Кира ответила на наши вопросы.
— Кира, помнишь ли ты момент, в который поняла, что будешь художницей? Что-то «подтолкнуло» к рисованию, или всё случилось «само собой»?
— Я рисовала, сколько себя помню. Когда мои руки научились держать предметы, я начала рисовать на всём и всем подряд: палочками, камушками или травой на асфальте и стенах домов, карандашами и фломастерами дома. У меня всегда было достаточно арт-материалов (благодарю моих родителей за это). Но больше всего меня привлекали обои в коридоре. Они были однотонные и казались мне очень пустыми. Меня влекло к ним со страшной силой, никакие наказания не могли отбить охоту украсить их.
Момент, когда я поняла, что художник — это не только моя профессия, но и смысл жизни, наступил во время учёбы. Мне всегда нравилось учиться, но не нравились техники и приёмы, которые нам преподавали. Мне хотелось всё делать так, как я это себе представляю. Поэтому отличные оценки у меня были только по композиции, по остальным предметам первые два курса — полный провал. Я не могла себя заставить полюбить академический рисунок и живопись. Чтобы получить диплом и не вылететь, пришлось приспосабливаться и рисовать то, что мне интересно, параллельно учёбе. К концу обучения у меня накопилось 15 картин, которые я показала своему преподавателю по композиции и пластической анатомии Виктору Николаевичу Пуховскому. Именно он поверил в меня как в художника со своим стилем и предложил провести выставку картин. Первая из них прошла в Доме-музее Булгакова в 2008 году, через год после окончания учёбы.
— Как рождаются картины? Ведь, наверно, все по-разному? Или есть определённое сходство появления шедевров на свет?
— Сходство появления определённо есть. Я часто мыслю сериями. Мне кажется, мои картины чем-то напоминают комикс — они всегда объединены единой идеей. И пока я её полностью не выплесну, серия не закончится.
— Для чего вообще нужно искусство? Что оно даёт лично тебе? Мне очень нравилась в своё время твоя фраза: «Я могу нарисовать что угодно — и оно станет быть».
— В разное время искусство давало мне физическую реализацию моих эмоций. Таким способом я выражала своё внутреннее состояние — от любви и восторга до страха и полного неприятия. Я очень эмоциональный человек, но с выходом эмоций наружу раньше были проблемы. Творчество в этом плане спасало и не давало поехать кукухой.
— Спасало ли тебя рисование? Насколько часто?
— Частично ответила в предыдущем вопросе. Когда была моложе, творчество порой было единственным спасением от переполняющих меня эмоций. Тогда мне казалось, что самое страшное, что со мной может случиться, это ослепнуть или лишиться рук.
— А есть ли у искусства тёмная сторона? Наносило ли оно тебе какой-либо урон?
— Безусловно, есть и тёмная сторона. Но эта тёмная сторона — исключительно моя. Иногда наступал момент «растворения» и потери себя в другом человеке или идее, потому что эта идея полностью меня поглощала. Тогда на сцену выходила «тёмная сторона», это была и я, и не я одновременно. Я очень сильный эмпат, можно сказать человек-хамелеон. И мне это всегда нравилось. Но сейчас я понимаю, что самое главное — сохранение индивидуальности. Всё прекрасное в мире в себя не впитаешь, только потеряешь себя. Хорошо, если частично.
— Кого из художников любишь больше всего? За что именно?
— Мои любимые художники — это Здзислав Бексиньски и Дэвид Линч. Эти люди носят в себе целые вселенные, и в их вселенные просто хочется провалиться. Они захватывают сознание своим гротеском и одновременно нежностью и тонкостью. Хрупкие миры на грани жизни и смерти.
— Есть ли что-то общее у всех искусств? Что?
— Мне кажется, не одну меня эмоции подталкивают к созиданию. Творчество — это всегда «выход из себя», твоя «чистая» эмоция, не сдержанная никакими оболочками. Люди могут видеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Возможно, общее — это стремление быть понятым.
— В какую сторону будут двигаться визуальные искусства, можешь предположить?
— Я думаю, в сторону технологий. Мы всё больше переходим в цифровое измерение. Нейросети, например, меня абсолютно покорили. Я двумя руками за развитие искусственного интеллекта. Может, и мы подтянемся с помощью ИИ до его уровня, кто знает.
— Какие темы в искусстве для тебя главные?
— Для меня всегда на первом месте стояли музыка и литература. В последние годы к ним присоединился театр. В 2016 году я начала работать с театром «Лицедеи», благодаря которому я начала один из моих самых любимых проектов — «Маленькие истории Лунного Принца». Принц родился совершенно случайно, как открытка на День рождения актёру Леониду Лейкину. Он вышел такой трогательный и детский, что сразу всеми полюбился. Лунный Принц — это самая светлая часть меня, стремление к радости и детской непосредственности. Даже если он грустит, эта грусть лёгкая, как тёплый летний дождь, который смывает всё плохое и оставляет после себя радугу. Я не теряю надежды когда-нибудь сделать такой мультфильм или даже мульт-сериал.
— Какой совет можешь дать начинающим художникам?
— Главный совет — всегда сохранять "себя", не давать никому и ничему форматировать свой стиль. Уникальность — это главное. Никогда не стоит подстраиваться под "тренды" в искусстве, это убивает мышление и стирает вашу индивидуальность. Невозможно создать что-то по-настоящему интересное, подражая кому-то.
— Как человечеству спастись? Я знаю, ты знаешь.
— Найти себя, понять себя, принять себя и доработать до сверхчеловека. Я уверена, это возможно.
— Ты счастливый человек?
— Могу ответить с полной уверенностью: да. Я цельный человек, понимающий и принявший себя. Иногда мне жаль, что к этому состоянию я пришла довольно поздно. Но я счастлива, что я к нему всё-таки пришла.
***
Ниже — некоторые из работ Киры Апрельской.
Апрельская Кира Александровна — художник, графический дизайнер, иллюстратор (Санкт-Петербург, Москва)
Образование:
Издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова (МИПК) '07
Москва, 2004–2007 (графический дизайн)
Школа телевидения «Останкино» '09
Москва, 2008–2009 (фотохудожник)
Участие в выставках:
- персональная выставка графических работ «Тайны Старого городка», дом-музей Булгакова, Москва, октябрь-ноябрь 2008;
- участие в выставке «Паркия», ТО «Аркада». Болотная пл., парк им. Репина, Москва, сентябрь 2009;
- участие в выставке «Путешественники миров», деловой центр «Москва-Сити», Башня Федерации Mirax Group, Москва, апрель 2009;
- персональная выставка в «Салоне Всех Муз» Анны Коротковой, «Cofemax» на Новослободской, Москва, май 2009;
- участие в выставке в деловом центре «Москва-Сити», художественная галерея «37 этаж» Башня Федерации Mirax Group, Москва, июнь 2009;
- персональная выставка в клубе «Корс», Москва, июнь 2011;
- участие в выставке «Время лететь», К. Апрельская, В. Лотоцкий, арт-клуб «Гарцующий Дредноут», Москва, сентябрь 2011;
- персональная выставка «Дети неба», «Муми-кафе», Москва, 2014.