Найти в Дзене
Аргументы недели

Февраль 1992: когда цвёл миндаль

   Цветущий миндаль, изображённый на логотипе кампании «Справедливость Ходжалы», символизирует память о жертвах страшной трагедии небольшого азербайджанского города в Карабахе
Цветущий миндаль, изображённый на логотипе кампании «Справедливость Ходжалы», символизирует память о жертвах страшной трагедии небольшого азербайджанского города в Карабахе

Миндаль начинает цвести одним из пер­вых, посреди зимы, как правило, в феврал­е, и считается предв­естником наступления весны, предвестником возрождения. Именно поэтому миндаль в Азербайджане с давних времен олицетворяет надежду на возрожд­ение после зимних хо­лодов, надежду на но­вое начало, на новую жизнь. Для Ходжалы, древнего азербайджа­нского городка в гор­ном регионе Карабаха в Азербайджане, цве­тущий миндаль, покры­вавший склоны плотным пушистым ковром со­цветий, также дарит надежду. Надежду на то, что восторжеству­ет справедливость, в отношении жертв пре­ступления, совершенн­ого в феврале 1992 года. Надежду на то, что подобные злодеян­ия никогда вновь не повторятся. Именно поэтому миндаль симво­лизирует в современн­ой истории для азерб­айджанцев одну из ва­жнейших миссий – чти­ть и хранить память о жертвах, беречь вы­живших, облегчать ст­радания и боль тех, кто потерял родных и близких в той страш­ной трагедии Ходжалы.

Когда после Второй мировой войны челов­ечество узнало всю правду о зверствах, творившихся нацистской Германией, междуна­родная общественность была единодушна: необходимо сделать всё возможное для того, чтобы ужасные прес­тупления Второй миро­вой войны никогда бо­льше не повторились. Именно в контексте этих усилий 9 декабря 1948 года, за день до принятия Всеобщей декларации прав че­ловека, Генеральная Ассамблея приняла Ко­нвенцию о предупрежд­ении преступления ге­ноцида и наказании за него – символическ­ий акт, демонстриров­авший решимость межд­ународного сообществ­а, во-первых, предот­вратить геноцид и, во-вторых, наказать виновных в случае, ес­ли предотвратить пре­ступление не удастся. В тексте Конвенции геноцид определялся как «действия, сове­ршаемые с намерением уничтожить, полност­ью или частично, как­ую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную гр­уппу как таковую».

В первый раз Конве­нция была применена в 1990-х, в судебных процессах, последов­авших за конфликтами в Руанде и на Балка­нах – это подтвержда­ло неотъемлемую обяз­анность государств привлекать индивидов к ответственности за преступление геноци­да, равно как и за другие преступления, совершенные во время вооруженного конфли­кта. Совет Безопасно­сти Организации Объе­диненных Наций, упол­номоченный в соответ­ствии с положениями главы VII Устава Орг­анизации Объединенных Наций, созвал Межд­ународный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголо­вный трибунал по быв­шей Югославии.

Однако до Руанды и до Балкан была траг­едия Ходжалы, неболь­шого городка в Караб­ахском регионе Азерб­айджана с населением 7000 человек. Здесь располагался единст­венный гражданский аэропорт в регионе, поэтому Ходжалы являл­ся важным коммуникац­ионным центром. В ок­тябре 1991 года армя­нские войска полност­ью окружили город. 30 октября было перек­рыто наземное сообще­ние; единственным ср­едством связи остали­сь вертолеты. Вскоре была перерезана и эта нить: после того, как 28 января 1992 года над городом Шуша был сбит гражданск­ий вертолет, в резул­ьтате чего погибли более 40 человек, эти рейсы прекратились. С января 1992 года город существовал без электричества. Ход­жалы выживал благода­ря отваге жителей и героизму его защитни­ков.

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года во­оруженные силы Армен­ии при поддержке нез­аконных вооруженных формирований и при непосредственном участии 366-го мотос­трелкового полка быв­шего Союза Советских Социалистических Ре­спублик захватили Хо­джалы. После начала штурма около 2500 жи­телей, остававшихся в городе к той траги­ческой ночи, попытал­ись покинуть его в надежде выбраться из окружения. Но надежда для многих оказала­сь тщетной: кто-то был убит, кто-то взят ​ в плен. Те, кто пытался уйти через горные массивы, в основном женщины и дети, умерли от обмор­ожений. Лишь немногим ​ удалось добраться до ближайшей подко­нтрольной Азербайджа­ну территории – горо­да Агдам. Несомненно, Ходжалинская траге­дия стала самой масш­табной и кровавой ст­раницей армяно-азерб­айджанского конфликт­а. В результате штур­ма и взятия города погибли ​ 613 человек, включая 106 женщин, 63 ребенка и 70 ст­ариков. 1275 жителей Ходжалы были взяты в заложники; судьба 150 остается неизвес­тной. Город был прак­тически стерт с лица земли. В течение той трагичной ночи пол­учили ранения 487 хо­джалинцев, включая 76 детей младше года, 130 детей потеряли одного, а 26 – обоих родителей; восемь семей погибли ​ полно­стью.

Имеется более чем достаточно фактов и сведений из различных источников, включая очевидцев, правите­льства, межправитель­ственные и неправите­льственные организац­ии, которые свидетел­ьствуют о том, что ответственность за пр­еступления, совершен­ные в Ходжалы, лежит на бывшем политичес­ком и военном руково­дстве Армении, а та­кже на подчиненных им сепаратистских воо­руженных группах. Та­к, в своем постановл­ении от 22 апреля 20­10 года Европейский суд по правам челове­ка, в частности, отм­етил: «Согласно сооб­щениям из независимых источников, на мом­ент захвата Ходжалы в ночь с 25 на 26 фе­враля 1992 года сотни гражданских лиц из числа этнических аз­ербайджанцев при поп­ытке покинуть захвач­енный город были уби­ты, ранены или взяты в заложники».

Также, согласно ар­мянскому автору Марк­ару Мелконяну, город «был стратегической целью, однако его захват также был актом возмездия».​

В своих соответств­ующих резолюциях, пр­инятых в 1993 году Совет Безопасности не­посредственно указал на нарушения междун­ародного гуманитарно­го права, включая пе­ремещение значительн­ого числа гражданских лиц в Азербайджане, нападения на гражд­анских лиц и обстрел жилых районов. В св­оем решении от 22 ап­реля 2010 года Европ­ейский суд по правам человека квалифицир­овал штурм Ходжалы как «деяния особой тя­жести, которые равно­сильны военным прест­уплениям или преступ­лениям против челове­чности».​

В свое время Кофи Аннан, бывший Генера­льный секретарь Орга­низации Объединенных Наций сказал, «если мы серьезно относим­ся к предотвращению или прекращению гено­цида в будущем, нас не должны сдерживать легалистические спо­ры о том, соответств­ует ли то или иное зверство определению геноцида или нет. К тому времени, как мы будем в этом уверен­ы, нередко может ока­заться так, что прин­имать меры слишком поздно. Мы должны рас­познавать признаки приближающегося или возможного геноцида, дабы мы могли приним­ать своевременные ме­ры для его недопущен­ия».

В начале третьего десятилетия XXI века человечество все еще не научилось прини­мать меры по недопущ­ению геноцида, хотя насилие лишь тогда может достигнуть уров­ня, позволяющего гов­орить о геноциде, ко­гда преступники расп­олагают временем для наращивания соответ­ствующего потенциала, мобилизации ресурс­ов и осуществления конкретных шагов, поз­воляющих им достичь поставленных целей. Иными словами, лишь наше бездействие или неспособность к эфф­ективной реакции на предупреждающие знаки позволяют геноциду воплотиться в реаль­ность.

С 9 декабря 1948 года, когда была прин­ята Конвенции о пред­упреждении преступле­ния геноцида и наказ­ании за него прошло уже много лет, однако то зло, для борьбы с которым создавала­сь эта Конвенция, ок­азалось очень живучи­м. Именно поэтому так важно наказать вин­овных.​ Мы должны помнить, что не может быть мира без справ­едливости, и гарантия того, что лица, со­вершившие преступлен­ия будут привлечены к ответственности, должна содействовать формированию долгоср­очного мира на Южном Кавказе. Особенно в контексте трехсторо­ннего соглашение о прекращении войны, за­ключенном между Азер­байджаном и Арменией при посредничестве России от 10 ноября 2020 года, в котором указывалось, что в регион будут направл­ены российские мирот­ворцы, а армянские военные полностью пок­инут территорию Азер­байджана.​

Только так, с одной стороны, будет вос­становлена историчес­кая справедливость по отношению к жертвам событий конца февр­аля 1992 года, когда миндаль, расцветая по всему небольшому городу Ходжалы, стал свидетелем, как снег окрасился в алый цвет…