Продолжу рассказывать о Сродниках Господних.
Итак, Спаситель встретился в Еммаусе со своими Сродниками — дядей Клеопой и его сыном Симеоном, Своим кузеном. Оба они срочно вернулись в Святой Град.
Пешего пути из Иерусалима в Еммаус три часа, а обратно, в ночную пору, по плохим дорогам и с крутым подъемом на гору — вдвое дольше. Солнце зашло в шесть: значит, не могли вернуться в столицу раньше полуночи. В Сионском доме прятались Одиннадцать, в той же верхней горнице-хиллите, где проходила Тайная Вечеря.
Там «…нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
Которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк.24:33-35).
И вот тут-то Искупитель явился любимым ученикам! Сквозь закрытые двери на тайное их сборище прошел! Это событие показано на картине над заголовком.
«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам.
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа;
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
И сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда;
И взяв ел пред ними» (Лк.24:36-43).
Расскажу подробнее о Сродниках Господних, которые встретили Его в Еммаусе.
Клеопа («перемена, прохождение» – вот что означает на иврите это имя) упоминался также Иоанном Богословом: в числе свидетельниц Распятия была «сестра Матери Его Мария Клеопова» (Ин.19:25). Правда, Лука употребляет греческий вариант этого имени – Клеопас, сокращенное от Клеопатрос, а Иоанн – арамейский, происходящий от слова Халпай (в русскоязычной Библии Алфей – «ученый, вождь»). Клеопа, он же Алфей – брат Иосифа Обручника; его жена Мария, таким образом, по иудейским понятиям считалась сестрой Богоматери. Предположение, будто Мария была родной сестрой Девы, несостоятельно: престарелые Иоаким и Анна имели всего одну дочь (и то только благодаря чуду!), да если бы у них и родилась вторая, ее никогда не назвали бы именем первой. Апостол Иаков Алфеев (Мт.10:3; Мк.3:18; Лк.6:15) был ее сыном.
В сочинениях поздних христианских писателей содержится мнение, будто Мария Клеопова — дочь Иосифа Обручника и вышла замуж за его брата Клеопу (т.е. за своего родного дядю), поэтому и именовалась «Клеоповой». Богородица, войдя в семью Наггара, застала его дочь еще девочкой, подружилась с ней и считала ее Своей сестрой.
История фантастическая: если Иосифу во время женитьбы на Марии было 80 лет, то его брат Клеопа, пусть даже самый младший, тоже был в тот момент старцем, возрастом не менее 60 лет; значит, на пути в Еммаус ему было 95 лет! Вряд ли еще одну девочку отдали бы за старца (ведь Обручник понимал всю нелепость своего брака с Марией и противился ему), де еще за собственного дядю!
О кончине Клеопы мы ничего не знаем.
Другим еммаусским путником был Симеон (по-арамейски «слышание») – второй сын Клеопы, двоюродный брат Христа, как и его отец, тоже входивший в число Семидесяти учеников Спасителя. После мученической кончины Иакова, брата Господня, он был единодушно возведен единоверцами на престол Иерусалимской церкви (члены ранее правящего триумвирата уже не руководили ею: Иаков забросан камнями в 62 году; Петр казнен в Риме в 64 году; Иоанн Богослов путешествовал, был сослан на остров Патмос, конец жизни провел в Ефесе; остальные апостолы разошлись проповедовать по ойкумене; так что Симеон оказался самым достойным после них). Он был христианским первосвященником в Святом Граде сорок лет до времени императора Траяна. Дожив до глубочайшей (120 лет) старости, Симеон был схвачен, по доносу двух иудеев, проконсулом Аттиком за исповедание Христа и принадлежность к «царскому дому Давидову» в 107 году. Перенеся многодневные пытки с удивлявшим самих палачей мужеством, кузен Спасителя был распят на кресте.
Сыном Клеопы был также апостол Иаков Алфеев. Его часто путают с Иаковом Праведником — братом Господним, в то время как на самом деле он был двоюродным братом и Христа, и своего тезки по прозвищу Оплот народа. Еще его назвали Божественным семенем и Меньшим — по возрасту. Помимо Симеона у него имелись еще два брата (имя одного из них Иосия — Мк. 15:40) и три сестры. После Распятия Иаков Алфеев сопровождал апостола Андрея в Эдессу, проповедывал в Газе, затем посетил Египет и в городе Острацине был распят или забит до смерти. К сожалению, больше о нем ничего не известно. Память его отмечают с 4 по 27 января.
Продолжение читайте в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3897/