Найти тему
GOODWIN

Гараж особого назначения.

Всем привет! Вот я и добрался до давно запланированного к посещению музея Гаража особого назначения. Сказать, что я впечатлен, это значит ничего не сказать. Очень крутой музей! Если у Вас будет в Москве 2-3-4 часа свободного времени, настоятельно рекомендую к посещению. Благо, что находится он очень удобно — на ВДНХ (53 и 54 Павильоны).

Музей Гаража особого назначения.
Музей Гаража особого назначения.
Схема расположения объектов музея ГОН в 53 Павильоне.
Схема расположения объектов музея ГОН в 53 Павильоне.
Аналогичная информация о 54 Павильоне.
Аналогичная информация о 54 Павильоне.

В настоящее время к посещению доступен только 53 Павильон (54 на реконструкции). Но и этого вполне достаточно, чтобы поближе познакомиться с коллекцией автомобилей ГОНа. Кроме этого, вызывает огромный интерес история самого Гаража особого назначения. Поэтому предлагаю Вашему вниманию следующий формат рассказа — буду описывать историю создания и развития ГОНа и параллельно выкладывать фотографии интересных машин из музея.

Итак, поехали!

Днем рождения Гаража особого назначения принято считать 1 января 1921 года. Именно с этого дня, в соответствии с приказом № 13 по Управлению делами СНК РСФСР, Особый гараж автобазы СНК (Ленинский гараж), был выделен в самостоятельное подразделение. Однако история транспортного обслуживания первых лиц государства началась задолго до этого события…

При Императорском дворе средствам передвижения всегда уделялось первостепенное внимание, поскольку российские монархи всегда были достаточно мобильны. Первые автомобили в России появились в самом конце 19-го века и сразу привлекли к себе внимание царствующих особ. Отцами-основателями Императорского гаража принято считать двух сановных автомобилистов – министра императорского двора барона Владимира Борисовича Фредерикса и флигель-адъютанта Владимира Николаевича Орлова. Орлов сыграл ведущую роль в привлечении императора к новому виду транспорта, став фактически первым личным водителем Николая II. Первый автомобиль, купленный князем В.Н. Орловым, появился в Царском Селе в начале 1906 года. Им стал приобретённый во Франции Delaunay-Belleville с кузовом трипль-фаэтон. В автомобиле предусматривалось дорогое и редкое на тот момент новшество – фары, работающие от электричества.

В музее ГОНа представлен один из трех сохранившихся на территории РФ автомобилей Delaunay-Belleville — модели HB4, 1912 года выпуска.
В музее ГОНа представлен один из трех сохранившихся на территории РФ автомобилей Delaunay-Belleville — модели HB4, 1912 года выпуска.

Историческая фотография — Николай II у входа в Михайловский Манеж садится в автомобиль Delaunay-Belleville 70 S.M.T., за рулем А. Кегресс.
Историческая фотография — Николай II у входа в Михайловский Манеж садится в автомобиль Delaunay-Belleville 70 S.M.T., за рулем А. Кегресс.

Почти одновременно с покупкой автомобилей были построены гаражные здания в Царском Селе и Петергофе. На первом этаже размещались несколько боксов для автомобилей, мастерские и каретник, а также подсобные службы. Второй этаж использовался под жильё для служащих гаража.

Одновременно с появлением первых автомобилей, парк которых продолжал постепенно расширяться, возникла насущная необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять и ремонтировать царские авто. В середине 1906 года при гараже была открыта специальная Императорская школа шофёров. Фактически это была первая в России автошкола. Подбором личного шофёра для императора занимался князь В.Н. Орлов. Выбор пал на уроженца Франции Адольфа Кегресса.

Фотокарточки первых руководителей и водителей ГОНа. Слева — Адольф Кегресс — первый личный шофер императора Николая II, впоследствии первый руководитель ГОНа.
Фотокарточки первых руководителей и водителей ГОНа. Слева — Адольф Кегресс — первый личный шофер императора Николая II, впоследствии первый руководитель ГОНа.
Удостоверение одного из водителей ГОНа.
Удостоверение одного из водителей ГОНа.

К началу 1907 года основные принципиальные вопросы, связанные со становлением российского Императорского гаража, были решены. Де-факто он был практически создан. Оставалось оформить существование Императорского гаража де-юре. Министр императорского двора В.Б. Фредерикс 18 февраля 1907 г. подготовил на имя императора Николая II записку "О временной организации автомобильной части". Именно этот документ фактически положил начало превращению новой, официально ещё не оформленной структуры в постоянное самостоятельное подразделение Министерства императорского двора.

К тому времени в Собственном Его Величества гараже сложились четыре группы (или разряда) автомобилей. Первая группа в различных списках именовалась как "автомобили Его Величества", или "императорские", — этими автомобилями пользовались только Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети. Император отдавал предпочтение французским автомобилям Delaunay-Belleville.

Ко второй группе относились автомобили свитские, или "кавалерские". В третью группу входили автомобили, приобретённые для дворцового коменданта. Четвертую группу составлял грузовой автотранспорт.

Помимо Императорского гаража, значительный автомобильный парк имела дворцовая комендатура, отвечавшая за охрану и безопасность государя.

Во время поездок Николай II предпочитал открытые автомобили. Это решение диктовалось не только вкусовым, но и политическим выбором царя. Он считал, что монарх должен быть виден народу. И хотя охрана многократно убеждала его передвигаться по городу в закрытом автомобиле, Николай II, как правило, ездил именно в открытых лимузинах. Нужно отметить, что Николай II ездил в открытых машинах и зимой.

Мировая война, в которую вступила Российская империя летом 1914 года, изменила жизнь всей страны. Перемены затронули и Императорский гараж, который в годы военных действий приобрёл особое значение.

К этому времени Николай II окончательно пересел с лошади на автомобиль. Все поездки по прифронтовой полосе проходили на машинах. На первое место в их характеристиках вышли такие качества, как скорость и надёжность.

В эти годы гараж пополнился автомобилями Mercedes, Rolls-Royce, Turcat-Mery, Vauxhall.

В коллекция музея ГОНа представлен Mercedes 22/40PS, 1910 года выпуска.
В коллекция музея ГОНа представлен Mercedes 22/40PS, 1910 года выпуска.

Были созданы специальные вагоны для перевозки автомобилей по железной дороге для их доставки на дальние расстояния.

Два первых вагона-гаража изготовили в начале 1915 года и вскоре начали эксплуатировать. Каждый двадцатиметровый четырёхосный вагон мог вмещать пять автомобилей, подсобные помещения для ремонта, запчастей, масла и горючего. Машины въезжали и выезжали из него по специальным металлическим направляющим – пандусам, смонтированным в одном из торцов вагона. По сложившейся в те годы практике вагон-гараж подцеплялся к свитскому поезду, всегда следовавшему вместе с императорским.

Историческая фотография — погрузка императорского автомобиля в вагон-гараж.
Историческая фотография — погрузка императорского автомобиля в вагон-гараж.

Личным шофером царя по-прежнему оставался А. Кегресс. Замечательными профессионалами были и другие служащие Императорского Гаража. Помимо богатой практики вождения все они прошли обучение в Первой автомобильной школе, которая готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков. Кроме того, шофёры были обязаны обеспечивать безопасность членов императорской семьи в поездках.

2 марта 1917 г. император Николай II подписал свое отречение от престола. На этом закончилась история Собственного Его Императорского Величества гаража и началась история Особого гаража. Именно этим названием, а также другими — "гараж Председателя Совнаркома" или "гараж Ленина" называли к концу 1918 года автомобили, обслуживающие В.И. Ленина, которые перевели из Военной автомобильной базы СНК в Московский Кремль и разместили в гараже Потешного корпуса. Этот шаг положил начало созданию отдельной группы под руководством старшего шофёра С.К. Гиля.

Приказом по Управлению делами СНК РСФСР от 31 декабря 1920 г. № 13 Ленинский гараж выделен в самостоятельное подразделение, подведомственное Управделами Совнаркома.

Таким образом, 1 января 1921 г. стал днем образования Гаража особого назначения.

Гараж имел всего 5 машин и такое же количество водителей: С.К. Гиль, П.С. Космачев, Л.Т. Горохов, В.И. Рябов, П.О. Удалов. Кроме этого, в штате находились 3 помощника шоферов, слесарь и кладовщик.

Основным автомобилем, которым пользовался В.И. Ленин в 1921-1923 годах, был Rolls-Royce 1914 года выпуска.

В музее ГОНа представлен Rolls-Royce 40/50, 1922 г.в. Его отличительной особенностью была высокая максимальная скорость — 125 км/ч.
В музее ГОНа представлен Rolls-Royce 40/50, 1922 г.в. Его отличительной особенностью была высокая максимальная скорость — 125 км/ч.

После кончины В.И. Ленина в январе 1924 года гараж полностью перешел под контроль Политбюро ЦК ВКП(б), получив новое название: "Гараж особого назначения Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР" (ГОН). На подразделение возлагались задачи по обслуживанию автотранспортом Председателя СНК СССР и его заместителей, отдельных членов Политбюро и секретарей ЦК Компартии.

На август 1925 года в ГОНе числилось девять автомобилей и двадцать сотрудников. В это время основным водителем И.В. Сталина стал П.О. Удалов, который с 1923 года был заведующим гаражом. К 1 июля 1932 г. в Московском Кремле остался только один гараж по обслуживанию руководства государства – Гараж особого назначения. Он получил помещения в корпусе № 9 Московского Кремля.

Иосиф Сталин искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась Сталину после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. Вернувшись в столицу после Гражданской войны, Сталин сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Packard.

В середине 1936 года в Северо-Американских Соединенных Штатах были закуплены первые автомобили скрытого бронирования Packard. Базовым шасси был Packard в самой мощной версии – модели Twelve, в 1936 году он шёл под обозначением 1408, а в 1937-м – на шасси 1508.

Packard был основным автомобилем И.В. Сталина долгие годы. На этом автомобиле он приезжал на Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции, осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства плохой пример.

В музее ГОНа Packard Twelve 1408, 1936 г.в. — персональный автомобиль И.В. Сталина.
В музее ГОНа Packard Twelve 1408, 1936 г.в. — персональный автомобиль И.В. Сталина.

Поэтому ещё в 1935 г. руководством страны была утверждена производственная программа по выпуску отечественного легкового автомобиля ЗИС-101.

ЗИС-101 стал массовым автомобилем. Он эксплуатировался в автохозяйствах ряда наркоматов, таксомоторных парках, а также в качестве кареты "скорой помощи". За пять лет, с 1936 по 1941 год, было изготовлено 8752 автомобиля (включая все модификации).

28 июня 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение «Об организации производства легковых бронированных автомобилей на автозаводе им. Сталина», основой для которых должны были стать ЗИС-101. Это была первая разработка такого рода в Советском Союзе. Использование «броневиков», конечно же, предполагалось в ГОНе.

ЗИС-101А, 1941 г.в. — автомобиль эксплуатировался в Гараже особого назначения.
ЗИС-101А, 1941 г.в. — автомобиль эксплуатировался в Гараже особого назначения.

Сборка автомобилей ЗИС-101 на конвейере.
Сборка автомобилей ЗИС-101 на конвейере.

В том же 1940 году Гараж особого назначения вошел в состав 1 отдела НКВД СССР. Также была выделена особая автомобильно-гаражная группа, осуществлявшая обслуживание И.В. Сталина и располагавшаяся в Арсенале Московского Кремля в помещении бывшего конного манежа (эта постройка пострадала при бомбардировках Московского Кремля в 1941 году и впоследствии была разобрана).

Весной 1941 года руководство гаража и водители основных автомобилей ГОНа были аттестованы и получили специальные звания сотрудников НКВД СССР.

Конечно, война внесла свои коррективы в развитие отечественного автомобилестроения, и с началом Великой Отечественной войны производство автомобилей ЗИС-101 было приостановлено, но уже 6 января 1942 г. были начаты работы по созданию нового правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. Верховный заказчик пожелал взять за образец лимузин фирмы Packard. Первые два экземпляра были готовы в 1944 году, и после утверждения Государственным Комитетом Обороны коллектив специально созданного механосборочного цеха № 6 (МСЦ-6) начал сборку на Заводе имени Сталина первых автомобилей ЗИС-110.

ЗИС-110, 1950 г.в. из коллекции музея ГОНа.
ЗИС-110, 1950 г.в. из коллекции музея ГОНа.

Была разработана и бронированная версия автомобиля, которой присвоили индекс ЗИС-115. Сегодня такой тип бронирования, выполненный в заводских условиях на стадии сборки автомобиля, называют заводской бронекапсулой. Тогда бронекапсула, или "Изделие 100", производилась на военном заводе и доставлялась в условиях повышенной секретности на завод ЗИС, где на неё и навешивалось небронированное оригинальное оперение, делавшее бронеавтомобиль максимально неотличимым от обычного автомобиля.

На автомобиле имелись два аккумулятора, основной и резервный, оба шестивольтовые. Были установлены: двух- и трёх тональные звуковые спецсигналы и дополнительная фара посередине бампера, используемая как дальний свет при выключенных основных и включенных габаритах в условиях плохой видимости. Все жизненно важные функции автомобиля дублировались. Например, резервная вибрационная система зажигания при выходе из строя основной системы зажигания позволяла плавно двигаться со скоростью 80-90 км/ч в течение 30 часов. К другим особенностям относились пулестойкие стёкла толщиной 70 мм с гидроподъёмниками во всех дверях, поворотные форточки передних дверей. Бронеавтомобили выпускались с 1947 по 1956 год, было изготовлено примерно 55 экземпляров.

По свидетельству очевидцев, любимым местом Сталина в автомобиле было откидное (жёсткое) сиденье, справа по ходу движения, где больше пространства, чем даже на заднем сиденье. Когда с ним ехали гости, они садились только на заднее кресло.

На момент своего создания автомобиль ЗИС-115 скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту модель, как основной служебный автомобиль, но и от Паккарда не отказывался.

Бронированный ЗИС-115, 1954 г.в. из коллекции ГОНа. Такой же автомобиль использовал И.В Сталин в 1950-1953 г.г.
Бронированный ЗИС-115, 1954 г.в. из коллекции ГОНа. Такой же автомобиль использовал И.В Сталин в 1950-1953 г.г.

После смерти И.В. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущёва, в стране наступила "оттепель". При этом активно проводилась реорганизация органов государственной власти СССР. Изменялась и организационная подчинённость ГОНа. С 1954 года он вошёл в состав 9 управления КГБ при Совете Министров СССР.

Перемены в стране коснулись и принципов обеспечения безопасности при автотранспортном обслуживании руководства государства. Никита Хрущёв считал, что ему нечего опасаться в своей стране, и потому с конца 1953 года автомобили со специальной защитой кузова практически перестали использоваться.

ЗИМ (ГАЗ-12), 1956 г.в.
ЗИМ (ГАЗ-12), 1956 г.в.

Большую популярность у нового руководства страны приобрели открытые автомобили. Например, полноприводный ЗИС-110П с кузовом фаэтон использовался для поездок Н.С. Хрущёва по колхозным полям и на охоте.

В коллекции музея ГОН есть вот такой нарядный ЗИС-110Б, 1947 г.в. Этот автомобиль был персональным у Н.С. Хрущева в период 1953-1964 г.г.
В коллекции музея ГОН есть вот такой нарядный ЗИС-110Б, 1947 г.в. Этот автомобиль был персональным у Н.С. Хрущева в период 1953-1964 г.г.
Архивная фотография — Н.С. Хрущев выступает перед тружениками сельского хозяйства с автомобиля ЗИС-110Б.
Архивная фотография — Н.С. Хрущев выступает перед тружениками сельского хозяйства с автомобиля ЗИС-110Б.

В 1955 году на сменившем имя автозаводе имени Лихачёва началась работа над новой машиной – ЗИЛ-111. Первые опытные образцы 111-й модели собрали в начале 1957 года, а уже с ноября началось мелкосерийное производство. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе ЗИЛ-111 получил почётный диплом. В конце того же года машина с небольшими изменениями пошла в серию.

По своей конструкции ЗИЛ-111 был не просто шагом вперёд по сравнению с ЗИС-110, это был рывок. Впервые на серийный отечественный автомобиль была установлена двухступенчатая автоматическая коробка передач. Семиместный лимузин имел карбюраторный восьмицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объёмом 6 литров, мощностью 200 л.с. Максимальная скорость составляла 170 км/ч при контрольном расходе топлива 19 л/100 км. Новый, современный автомобиль изобиловал хромом и изогнутыми линиями. Этот автомобиль не имел специальной защиты кузова.

В музее ГОНа — ЗИЛ-111А, 1966 г.в. Аналогичный автомобиль использовал как служебный Н.С. Хрущев в 1959-1963 г.г.
В музее ГОНа — ЗИЛ-111А, 1966 г.в. Аналогичный автомобиль использовал как служебный Н.С. Хрущев в 1959-1963 г.г.

В 1959 году в серию пошла модификация с полностью отечественной установкой для кондиционирования, названная ЗИЛ-111А.

На военных парадах место ЗИСов также заняли автомодели нового поколения – ЗИЛ-111В, которые выезжали на Красную площадь вплоть до 1967 года. Наибольшую известность этот автомобиль получил благодаря своей работе во время встреч высоких зарубежных гостей и советских космонавтов. Именно на автомобиле ЗИЛ-111В водители ГОНа 14 апреля 1961 г. встречали первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина в аэропорту Внуково и доставили его в сопровождении Почётного эскорта в Московский Кремль. В дальнейшем торжественные встречи космонавтов стали традицией. Было обеспечено восемь таких мероприятий, последнее из которых состоялось в октябре 1969 года.

В декабре 1962 года на базе ЗИЛ-111 была выпущена автомашина, которая конструктивно осталась идентична своей предшественнице, но получила полностью изменённый дизайн передней и задней частей – ЗИЛ-111Г.

В 1964 году у руля государственной власти в СССР встал новый лидер – Леонид Ильич Брежнев. Руководством страны, как и ранее, использовались автомобили, не имевшие специальной защиты кузова, хотя вопрос повышения защищённости охраняемых лиц всегда был на первом месте в работе ГОНа.

Серия ЗИЛ-111 представлена в музее ГОНа сразу двумя машинами — ЗИЛ-111Г, 1963 г.в. (в 1963-1964 г.г. — персональный автомобиль Н.С. Хрущева, в 1964-1967 г.г. — персональный автомобиль Л.И. Брежнева), кабриолет ЗИЛ-111Д, 1966 г.в. (в период 1964-1976 г.г. — персональный автомобиль Л.И. Брежнева).
Серия ЗИЛ-111 представлена в музее ГОНа сразу двумя машинами — ЗИЛ-111Г, 1963 г.в. (в 1963-1964 г.г. — персональный автомобиль Н.С. Хрущева, в 1964-1967 г.г. — персональный автомобиль Л.И. Брежнева), кабриолет ЗИЛ-111Д, 1966 г.в. (в период 1964-1976 г.г. — персональный автомобиль Л.И. Брежнева).

История преподала печальный урок. 22 января 1969 г. при въезде правительственного кортежа в Боровицкие ворота Московского Кремля террорист В.И. Ильин произвёл 16 выстрелов из двух пистолетов по автомашине кортежа ЗИЛ-111Г. Террорист хотел совершить покушение на Л.И. Брежнева, но ошибся, обстреляв автомобиль, в котором находились следовавшие в Кремль космонавты.

В результате 11 пуль попали в машину. При этом был смертельно ранен водитель автомобиля ГОНа Илья Ефимович Жарков, который скончался 31 января. Вовремя среагировавший и перекрывший террористу сектор обстрела мотоциклист почётного эскорта В.А. Зацепилов получил ранение.

Автомобиль ЗиЛ-111Г, подвергшийся нападению террориста. На фотографии отмечены места попадания пуль.
Автомобиль ЗиЛ-111Г, подвергшийся нападению террориста. На фотографии отмечены места попадания пуль.

Однако даже неудавшееся покушение не заставило руководство страны пересесть на защищённые автомобили. И вновь создаваемый правительственный автомобиль, получивший название ЗИЛ-114, опять не получил специальной защиты кузова. Заводчане подготовили новый лимузин к 50-летию Октябрьской революции. В 1967 году первые автомобили поступили в ГОН.

ЗИЛ-114, 1967 г.в., персональный автомобиль Л.И. Брежнева в период 1967-1978 г.г.
ЗИЛ-114, 1967 г.в., персональный автомобиль Л.И. Брежнева в период 1967-1978 г.г.

Архивная фотография — Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев садится в автомобиль ЗИЛ 114.
Архивная фотография — Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев садится в автомобиль ЗИЛ 114.

На период 70-х — 80-х годов пришлась разработка, изготовление и эксплуатация ЗИЛ-117 — первого в истории советского автомобилестроения седана представительского класса. Эта модификация была принята в ГОН 7 июля 1971 года, а годом спустя новинка демонстрировалась широкой публике на выставке "Автопром-1972" на ВДНХ. Несмотря на то, что основная роль машины заключалась в сопровождении правительственных кортежей, это была не единственная специальность машины. По уровню комфорта ЗИЛ-117 являлся вполне самодостаточной машиной высшего класса и почти не уступал в этом лимузину. Поэтому он выполнял работу там, где удлиненный лимузин ЗИЛ-114 не проходил или не мог развернуться. С меньшей колесной базой и внешними габаритами, с достаточно мощным двигателем и дисковыми тормозами на всех колесах ЗИЛ-117 был практически идеален для горных дорог Крыма и Кавказа, обслуживая черноморские резиденции руководителей страны.

ЗИЛ-117, 1976 г.в., один из представительских седанов ГОНа.
ЗИЛ-117, 1976 г.в., один из представительских седанов ГОНа.

В 1976 году на укомплектование ГОНа поступили автомобили ЗИЛ-115 (другое обозначение ЗИЛ-4104). Новая машина, являясь глубокой модернизацией ЗИЛ-114, хотя и сохранила конструктивную преемственность, но по всем показателям превосходила своего предшественника, получив модернизированный кузов, новый интерьер и двигатель с увеличенным до 7,7 литра рабочим объёмом, мощностью 315 л.с.

Именно в семействе "4104" возобновилась практика постройки бронированных версий правительственных лимузинов. Бронированный автомобиль был готов к 1982 году и получил индекс ЗИЛ-4105. Основой кузова являлась бронекапсула, поднявшая полную массу машины до 5700 кг. Внешне выглядевший как стандартный ЗИЛ-4104, "броневик" мог противостоять стрелковому оружию, а также защитить пассажира от осколков гранаты.

ЗИЛ-4104, 1982 г.в., в 1978-1982 г.г. персональный автомобиль Л.И. Брежнева, в 1982-1983 г.г. персональный автомобиль Ю.В. Андропова.
ЗИЛ-4104, 1982 г.в., в 1978-1982 г.г. персональный автомобиль Л.И. Брежнева, в 1982-1983 г.г. персональный автомобиль Ю.В. Андропова.

В 1983 году автозавод имени Лихачева, путём модернизации 115-й серии, создал очередную генерацию правительственных лимузинов, автомобиль ЗИЛ-41045, который использовался при транспортном обслуживании Ю.В. Андропова.

ЗИЛ-41045, 1986 г.в. в коллекции музея ГОН. Аналогичный лимузин обслуживал в 1983-1984 г.г. Ю.В. Андропова, в 1984-1985 г.г. — К.И. Черненко, в 1985-1986 г.г. — М.С. Горбачева.
ЗИЛ-41045, 1986 г.в. в коллекции музея ГОН. Аналогичный лимузин обслуживал в 1983-1984 г.г. Ю.В. Андропова, в 1984-1985 г.г. — К.И. Черненко, в 1985-1986 г.г. — М.С. Горбачева.

В 70-е-80-е годы в гараже особого назначения эксплуатировалась еще одна интересная модель — ГАЗ-14. Этот автомобиль большого класса, выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1977 по 1988 год, пришел на смену модели ГАЗ-13. Седан горьковского производства обычно полагался министрам, первым секретарям обкомов, командующим военными округами, руководителям крупных стратегических предприятий. в ГОНе ГАЗ-14 "Чайка" использовался как для сопровождения правительственных кортежей, так и для выполнения представительских функций.

ГАЗ-14 Чайка, 1984 г.в., один из представительских автомобилей в Гараже особого назначения.
ГАЗ-14 Чайка, 1984 г.в., один из представительских автомобилей в Гараже особого назначения.

В 1986 году в ГОН поступили новые автомобили ЗИЛ-41047, которые снова оказались результатом модернизации предыдущей машины (ЗИЛ-41045). Также было начато производство бронированной модели с внешностью базового ЗИЛ-41047.

ЗИЛ-41047, 1997 г.в., в 1986-1991 г.г. — персональный автомобиль М.С. Горбачева.
ЗИЛ-41047, 1997 г.в., в 1986-1991 г.г. — персональный автомобиль М.С. Горбачева.

Эти автомобили со специальной защитой кузова получили наименование ЗИЛ-41052 и обслуживали М.С. Горбачёва.

По европейскому стандарту степень защиты автомобиля ЗИЛ-41052 — это среднее между высшими уровнями В6 и В7, а по российскому ГОСТу — это 5 класс защиты. Стоит отметить, что на момент начала выпуска автомобиля ЗИЛ-41052 он не имел аналогов в мире. ЗИЛ-41052 стал последним советским бронированным правительственным лимузином. Последнее заводское шасси под номером 013 было передано в ГОН 4 декабря 2003 г.

ЗИЛ-41052, 1999 г.в. в музее ГОН. Такие же автомобили обслуживали в 1988-1991 г.г. — М.С. Горбачева, в 1991-1999 г.г. — Б.Н. Ельцина.
ЗИЛ-41052, 1999 г.в. в музее ГОН. Такие же автомобили обслуживали в 1988-1991 г.г. — М.С. Горбачева, в 1991-1999 г.г. — Б.Н. Ельцина.
Архивная фотография — М.С.Горбачев и Р.М. Горбачева после посещения резиденции Папы Римского проходят к автомобилю ЗИЛ-41052.
Архивная фотография — М.С.Горбачев и Р.М. Горбачева после посещения резиденции Папы Римского проходят к автомобилю ЗИЛ-41052.

С приходом к власти Б.Н. Ельцина была перевёрнута еще одна страница в истории государства, и началась история современной России. Однако задачи по обеспечению безопасности и автотранспортному обслуживанию высшего руководства страны не утратили свою актуальность.

25 октября 1991 г. было создано Главное управление охраны Российской Федерации, в состав которого вошёл, в том числе и Гараж особого назначения. О создании и принятии в эксплуатацию каких-либо новых отечественных автомобилей представительского класса уже не могло быть и речи.

С середины 1990-х годов ГОН вынужденно перешёл на комплектование преимущественно автомобилями иностранного производства. Для использования в качестве основных автомобилей были выбраны машины марки Mercedes-Benz. Идея перехода на германские автомобили была вызвана экономическими и техническими соображениями.

Автомобили Mercedes-Benz заводского бронирования начали поставляться в ГОН в 1995 году. Вначале это были модели S500L, а затем S600L и шестиместные S600 Pullman Guard. Машины были защищены по высочайшим европейским стандартам, кузов был удлинен на 100 см.

В августе 1996 г. Главное управление охраны было преобразовано в Федеральную службу охраны Российской Федерации, в составе которой Гараж особого назначения функционирует и поныне.

В коллекции музея ГОНа почетное место занимают представительские Mercedes-Benz. Но честно говоря, особо много про них рассказывать не хочется — не интересно.
В коллекции музея ГОНа почетное место занимают представительские Mercedes-Benz. Но честно говоря, особо много про них рассказывать не хочется — не интересно.
Машины сопровождения с середины 90-х годов также перешли на иномарки. На данном фото одна из модификаций всем известного Гелика — G55 AMG XXL, в кузове G463. Конкретно этот автомобиль 2011 года выпуска.
Машины сопровождения с середины 90-х годов также перешли на иномарки. На данном фото одна из модификаций всем известного Гелика — G55 AMG XXL, в кузове G463. Конкретно этот автомобиль 2011 года выпуска.

В 2017 году на укомплектование Гаража особого назначения поступили новые автомобили семейства "АУРУС", изготовленные специалистами ФГУП "НАМИ" в рамках проекта "Кортеж". Это новые отечественные автомобили представительского класса. Все автомобили семейства АУРУС выполнены на единой модульной платформе, в состав которой вошли седаны "Аурус Сенат" и "Аурус Сенат Лимузин", а также микроавтобус "Аурус Арсенал".

При разработке стиля автомобилей был использован дизайн автомобиля ЗИС-110, первого советского послевоенного автомобиля представительского класса. Названия моделей были выбраны по названиям башен Московского Кремля. В планах ФГУП "НАМИ" производство внедорожника "Аурус Комендант".

Центральное место в главном холле музея ГОН занимает ходовой прототип НАМИ-Лимузин, 2013 г.в. Этот автомобиль был представлен Президенту РФ В.В. Путину в январе 2014 года как концепция облика будущего представительского лимузина АУРУС.
Центральное место в главном холле музея ГОН занимает ходовой прототип НАМИ-Лимузин, 2013 г.в. Этот автомобиль был представлен Президенту РФ В.В. Путину в январе 2014 года как концепция облика будущего представительского лимузина АУРУС.

7 мая 2018 года прошла инаугурация Президента Российской Федерации В.В.Путина, на которую он прибыл на автомобиле "Аурус Сенат Лимузин". Впервые за многие годы президентским автомобилем стал отечественный лимузин, сделанный в России из российских комплектующих и руками российских специалистов.

В настоящее время в Гараже особого назначения проводится эксплуатация автомобилей «Аурус» и плановая замена автомобилей иностранного производства.

Аурус Сенат Лимузин, 2018 г.в. — персональный автомобиль Президента РФ В.В. Путина. Премьера автомобиля состоялась 7 мая 2018 г. во время торжественной церемонии встпупления В.В. Путина в должность Президента России. С этого момента модели Сенат и Арсенал работают в кортеже главы государства.
Аурус Сенат Лимузин, 2018 г.в. — персональный автомобиль Президента РФ В.В. Путина. Премьера автомобиля состоялась 7 мая 2018 г. во время торжественной церемонии встпупления В.В. Путина в должность Президента России. С этого момента модели Сенат и Арсенал работают в кортеже главы государства.

Уффф, на этом про музейные автомобили все!) Но за кадром осталась великолепная коллекция масштабных моделей, коих в музее ГОНа наберётся на одна сотня. Я в своё время тоже увлекался подобным хобби. Судите сами — лично я надолго завис за разглядыванием этих моделек.

В музее ГОНа выделана целая комната для экспонирования большой коллекции масштабных моделей лимузинов и представительских седанов.
В музее ГОНа выделана целая комната для экспонирования большой коллекции масштабных моделей лимузинов и представительских седанов.
Качество изготовления масштабных моделей очень высокое!
Качество изготовления масштабных моделей очень высокое!
Представлены даже такие модели — с фигурами политических деятелей.
Представлены даже такие модели — с фигурами политических деятелей.

Пожалуй, на этом месте поставлю точку в сегодняшнем повествовании. Как Вам этот музей? Повторюсь, что лично мне очень здесь понравилось!

С нетерпением жду весну и готовлюсь к новым интересным путешествиям и открытиям. И традиционно:

Каждый сам выбирает для себя направления движения. Главное, чтобы это было в кайф и приносило удовольствие. Путешествуйте с нами, путешествуйте сами, путешествуйте лучше нас!

P.S.

 В рассказ не вошли еще парочка очень любопытных автомобилей из музея ГОН. Речь о полноприводной Волге ГАЗ-24-95 и микроавтобусе ЗИЛ-3207 (118) "Юность". Собираюсь в ближайшее время выпустить о них отдельный рассказ — уж очень меня заинтересовали эти автомобили. Особенно Юность! Однажды именно такую машину я даже встречал вживую в нашем городе…

Полноприводная Волга ГАЗ-24-95 из коллекции музея ГОН.
Полноприводная Волга ГАЗ-24-95 из коллекции музея ГОН.
ЗИЛ-3207 (118) из коллекции музея ГОН.
ЗИЛ-3207 (118) из коллекции музея ГОН.

В своё время в Перми был один из таких микроавтобусов, но это уже совсем другая история…

-40

#музеи #музеимосквы #музейиллюзий #музейкосмонавтики #музеймосквы #музеипаркиусадьбы #музеймировогоокеана #музейфаберже #музейсовременногоискусства #музейгараж #музейпобеды #музеимира #музейоптическихиллюзий #музейпушкина #музейподоткрытымнебом #музейдарвина #музейвосковыхфигур #музейэмоций #музейвостока #музейвосстаниямашин #музейрусскогоимпрессионизма #музейвоеннойтехники #музейдеревянногозодчества #музейссср #музейавиации #музейэрарта #музейводы #музейонлайн #музеикремля #музейсоветскихигровыхавтоматов

#авто #автомобиль #автомобили #автосервис #авторскаяработа #автозвук #автозапчасти

#автосалон #автомойка #автотюнинг #автоподбор #авторскаякукла #автоледи #автор #подборавто #тюнингавто #авторемонт #авторынок #автопутешествие #автошкола #автоизсша

#автоаксессуары #автовинил #автозвукболезнь #автоспорт #автоновости #автобус #автопробег #автомагазин #автолук #авторскийнадзор #авторскаяигрушка #автолюбитель #автопродажа #автопати #авточехлы #автоклуб #автотовары #автоподключ #автобазар #автоприколы #авторитет #автоэлектрик #автоателье #автоматизация #автономер #авторадио #авторскийтур #авторскийбукет #автодом #авторскиекуклы