По свидетельствам иностранных купцов, путешественников и дипломатов, этот обычай был распространен в Древней Руси. Его также можно найти в первоисточнике знаний о Древней Руси — «Повести временных лет» Нестора и других неизвестных авторов.
Интересно отметить, что и название традиционного русского свадебного обряда — первая брачная ночь, и место, где оно происходит, звучат одинаково — подклет. Это пристройка, полуподвал, реже подвал, где содержался скот и продовольственные запасы. Главное отличие этой пристройки от остальной части жилого дома – низкая температура, так как это помещение, как правило, не отапливалось.
Интересно, что, несмотря на то, что обычаи проведения торжеств различались в зависимости от географического ареала, например, и на Русском Севере, и в Вологодской области, и в Архангельской области, долгое время существовал обычай (видимо, сохранившийся от языческих раз) провести первую совместную ночь жениха и невесты в доме родителей невесты. Но молодых людей все же уложили спать в подвал (сарай).
Подробнее о различиях обычаев брачной ночи на Севере и в других областях Руси можно прочитать в книге Д. Чирцова "Свадебные обычаи в Пинежском уезде Архангельской губернии". Впрочем, это скорее исключение, в большинстве районов в брачную ночь молодые приходили в дом жениха, и там им обустраивали подвал.
С точки зрения современной медицины, этот обычай имеет веское обоснование. Дело в том, что прохлада, низкая температура благоприятно влияет на сперматогенез, и издревле главной задачей семьи было рождение как можно большего количества сильного и здорового потомства. К тому же прохлада амбара заставляла молодых быть более энергичными и активными в любовных утехах.
Кроме того, эта традиция также имела символическое значение, представляя новую совместную жизнь пары, начавшуюся в скромной и практичной обстановке, вдали от роскоши основного жилища, готовя их к испытаниям и тяжелой работе супружеской жизни.
По мере того, как мы углубляемся в историю и обычаи наших предков, мы начинаем понимать мудрость и логику их традиций, а также то, как они формировали и формировали нас как народ.