Действительно, обычно Рай, куда должны попасть «хорошие», говоря условно, люди видится, как некий санаторий, дом отдыха (или даже аналог детского сада для взрослых) с добавлением ряда сверхестественных допущений. Яблоки, величиной с голову, невиданные прекрасные растения, а вокруг ангелы, в виде ребятишек, сошедших с картин, летают и играют на арфах.
"Триумф Галатеи" Рафаэль Санти. Так сам великий художник (или, скорее, его заказчики) представляли себе ангелов
Представляют, что трудиться там не надо, что естественно, так как у большинства людей работа – довольно унылая, неинтересная и не творческая. Кроме того, у Бога и так все есть, он может сотворить все и всем обеспечить. Заодно Господь уберет все опасные вещи, такие как преступность и насилие, как таковое. Комфортное местечко, но не будет ли так невыразимо скучно более или менее развитому человеку, который интересуется чем-то, кроме дивана, шоппинга и кредитов?
Собственно говоря, взгляд на Рай, как на место блаженство и «целенаправленного ничегонеделания» - не христианский. Так представляли Рай разные народы, исповедующие разные религии в разные времена. Когда крестили целые народы, то новые христиане, большинство из которых приняли новую религию только из лояльности властям, не мудрствовали лукаво. Они тащили в новую веру, мифы и обычаи (типа нашей Масленицы с солярным символом – блином, который никакого отношения к Рождеству Христову точно не имеет, даже приблизительно) обряды и представления.
Например, в мифологии древних египтян были поля Иалу (или Иару), называемые так по имени их национального Харона, перевозчика в загробный мир, оправданных на суде Осириса. Согласно египетской «Книге мертвых» (текстов, обнаруженных на стенах пирамид), на полях Иалу тоже есть искусственное орошение, очень плодородная земля. Ячмень там вырастает высотой в 2 метра, а полба – 4,5. Однако работать там надо. Возделывать ту райскую плодородную землю должен или сам покойный, или ушебти. Египтяне рано (из гуманных побуждений или же из экономии) перестали добровольно или добровольно-принудительно отправлять с покойным его членов семьи или слуг для работы на него после смерти. В связи с этим они пришли к идее ушебти. По сути, это роботы – фигурки, изображающие людей. Технологии производство роботов у них не было, поэтому те должны быть оживлены с помощью магии.
Ушебти, которые должны были, согласно надеждам древних египтян, работать на них в Раю
Достоверно неизвестно, были ли авторы этих текстов пирамид знакомы с древнеегипетской концепцией о сложном составе человека. Сложно сказать, что именно отправлялось на поля Иалу: Ка человека, живущая в его могиле, или это должна Ба, которая изображалась в виде птицы и могла покидать мумию. И имело ли это все отношение к тени – Хайбет или имени – Рен. Разные жрецы могли придерживаться разных взглядов на духовную составляющую человека и детали жизни после смерти. В общем, египтянина, не совершившего больших грехов или сумевшего оправдаться ждала на том свете богатая и сытая жизнь в представлении крестьянина.
Примерно так видели Рай древние египтяне
Подобные представления были у разных народов, абсолютно не связанных между собой, разделенных временем и огромными пространствами. Например, тлинкинты (индейцы юга-востока Аляски) тоже не представляли жизнь после смерти принципиально отличной от знакомой им. Правда моральный аспект их интересовал гораздо меньше. Тем, кого, в соответствии с обычаями, кремировали, там тепло и светло. Если при этом убили калгов (невольников из военнопленных и потомков таковых), то будет кому работать (то есть, как и на земле, охотится на сухопутных и морских животных) вместо данного человека. В этом и заключался Рай. Тепло, светло, сытно и делать особо ничего не надо. Тем более, что они верили, как и индуисты, что и после Рая будет реинкарнация. Только, по верованиям тлинкитов, переродится можно только в человека.
Вальгалла у скандинавской мифологии, конечно, поинтереснее. Там собраны храбрые воины, в основном, которые каждый день пируют и сражаются друг с другом, чтобы усовершенствовать свои навыки для последней битвы в Конце Мира – Рагнарёка. И каждый день все также снова и снова. Рай для воинов в длительном увольнении
Пир в Вальгалле
Христианское понимание Рая несколько иное. Библия не дает описаний Рая. В притче о богаче и Лазаре Иисус Христос не дает описаний конкретных условий в Раю. Лазарь был просто «отнесен в лоно Авраамово», где, судя по сказанному богачом, лучше, чем там, где находятся грешники. (Лк. 16:22-26). Лоно означает просто означает просто нечто, вроде объятий. В переносном смысле – сообщество, принятие. Также и при распятии Христос говорит лишь одному из разбойников «Ныне будешь со мной в Раю» (Лк. 23:43), без описаний различных видов блаженств, ждущих попавших туда.
Книга Откровение, вообще, пророческая, состоит из образов, которые невозможно понимать буквально. Все что описано там Иоанном Богословом – лишь образы и метафоры. Древо Жизни (Откр. 2:7), Новый Иерусалим с описанием его размеров, стен и ворот, украшений из сапфира, топаза, аметиста и т.д. (21:10-24). Также как требования праведников отомстить за них их мучителям «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу» (Откр. 6:10) – тоже образ. А то получается, что здесь, следуя завету Христа «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Нет логики. Впрочем, это и понималось с раннего времени не буквально. Уже Тертуллиан толкует это место, как желание христиан скорее встретить Второе Пришествие, а не как просьбу кого-либо наказать.
Почему так? Просто Конец Света будет означать радикальное преобразование этого мира, переход на принципиально иной уровень, где изменится все и наши понятия, и физические законы. В силу этого, как сказал апостол Павел, «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Почему же Бог не пустит в Рай всех? Если Он не желает, чтобы одни творили насилие (хотя бы и психологическое) над другими, то почему не отделит людей друг от друга? Почему бы все не создать комфортные условия, а о грешниках просто потом забыть?
Так оно, согласно православному, и, вообще, христианскому пониманию, и будет. Ведь ко всему можно привыкнуть, а Бог только и будет целую вечность изобретать новые наказания? Нет, человек – это такое существо, что испортить может все. И, главным образом, собственное существование где бы то ни было. Даже в Раю. Действительно, много кому там будет невыразимо скучно и ужасно (потому то навсегда), так как исчезло то, что составляло смысл жизни. Если даже не брать убийц и людей с психическими патологиями, то ведь и большинству олигархов там будет очень плохо. Нет больше экономики, денег, связанных с ними власти. Нет и выпивки. Нет и множества более безобидных вещей, в которые человек бесконечно погружался, чтобы прятаться от реальности, не жить, по-настоящему. Коллекционирования, превратившегося в страсть, например. И такие люди накажут себя сами. Зачем черти с котлами? В Новом Мире Бог будет создавать новые Вселенные, где все будет устроено совершенно по-иному. Люди же призваны помогать Господу творить нечто новое и постоянно совершенствоваться и совершенствовать мир до бесконечности.
Этого захотят далеко не все. «много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). Об этом же жестокие слова Писания «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и систем, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Возненавидит, буквально, на койне, среднегреческом, на котором написан текст, означает «ненавидеть, гнушаться, питать отвращение». В данном случае, «гнушаться» будет тем смыслом, который вложил Бог. Речь же не идет о ненависти деятельной, как на войне. Имеется в виду освобождение от всецелой и всеобъемлющей привязанности, об иерархии ценностей. Нигде в Евангелии нет повеления полностью порвать общение с родственниками, как в некоторых сектах. Опять же, странно бы выглядело отвращение и презрение к самым близким, рядом с заповедью возлюбить ближнего своего, как самого себя. Если под ближним понимается любой, как в притче о милосердом самаритянине (Лк. 10:30-37), то родственники как могут выпадать из этого числа? Здесь Иисус Христос специально выбрал резкое выражение, использовал метафору. Почему надо так отнестись к своим детям? Для их же пользы, чтобы дать им вырасти и жить своей жизнью, не пытаясь превратить их навсегда в смесь мягкой игрушки и домашнего животного. И для самого человека, отказавшегося от соблазна вечно с детишками играться в песочнице.
Видимо, для Бога стремление остановится и не развиваться – уродство, патология. Но он сотворил Человека по Образу Своему, поэтому и уважает свободу каждого. Кто не хочет становится подобие (разумеется о равенстве речь не идет, так как невозможно достичь абсолюта, к бесконечности можно лишь бесконечно стремиться), то тем Господь оставляет право жить как они хотят и вечно. А по-другому как? Даже чисто теоретически? Он не будет создавать для каждого Вселенную с любимыми игрушками. Например, помещать любителя выпить в бар, где тот вечно будет дорогой коньяк потреблять. Или создавать кому-то подчиненных, чтобы их гонять можно было.
Так что Рай – это не где и даже не столько как, это кто ты, какой ты. Его нельзя описать, так как он и мир, в целом, будут постоянно меняться. В Царствие Небесное нельзя поместить всех не особо плохих людей, кто не убивал, не грабил и бабушек через дорогу переводил. Поэтому нельзя туда отправить и многих последователей других религий (тех же язычников или рериховцев). Не понравится им там. Как и номинальным верующим, кто добросовестно выстаивал службы в церкви и вычитывал (хотя и не понимая) молитвенное правило, но не хотел перестроить свою жизнь. Хотя, если отказа от христианства не было, человек его просто не знал, то все зависит от его реакции, от принятия или новой реальности, которая и сделает для него мир вокруг тем или другим.