Внутренний туризм ставит очередные рекорды. Популярные направления оказались почти раскуплены на длинные февральские выходные ещё в январе. Из-за этого отельеры и авиакомпании по традиции взвинтили цены чуть ли не вдвое. Но даже при таком раскладе оказалось, что удовлетворить потребности путешественников туроператоры пока не в состоянии.
Попробовав поискать хотя бы какой-нибудь отель в городах Золотого кольца, мы почти везде обнаружили, казалось бы, давно забытую надпись «мест нет».
«В этом году впервые за много лет целых четыре дня выпали на 23 февраля. Из-за этого произошёл всплеск спроса на 60% по сравнению с предыдущим годом, потому что все, кто планировал отдых на 8 Марта, перенесли его на февраль», – объясняет вице-президент Альянса российских туристических агентств Алексан Мкртчян.
При этом многие из тех, кто прежде выезжал на каникулы за границу, теперь устремились по России. И прежде всего неподалёку от столицы. В результате традиционно бюджетный отдых в Подмосковье или городах Золотого кольца сегодня оказался доступен лишь тем, кто готов выложить за путешествие 100–200 тыс. рублей.
Мест нет
Надо сказать, что за последние годы туристическая инфраструктура в России действительно достигла определённых успехов. В том же Подмосковье можно найти парк-отели, СПА-комплексы, гостиницы известных мировых брендов. Канули в лету и времена, когда, приезжая в те же Углич или Ярославль, остановиться можно было либо в единственной гостинице в центре города, либо на съёмной квартире. Однако теперь выясняется, что к по-настоящему массовому наплыву туристов отечественная инфраструктура не готова. Так, в том же Ярославле в середине прошлой недели нам удалось отыскать лишь один (!) свободный в праздничные дни отель. Да и тот мало того что располагался в нескольких километрах от центра города, ещё и стоил 140 тыс. рублей за четыре ночи за одного!
Похожая ситуация сложилась и в большинстве популярных отелей Подмосковья. Привлекательные варианты дешёвого и среднего ценовых сегментов оказались разобраны сильно заранее. Так что, если вы решили поехать отдыхать в последнюю минуту, придётся запастись деньгами. В большинстве объектов размещения свободными остались только самые дорогие номера премиум-класса. Например, в пятизвёздочном отеле на Истринском водохранилище можно отдохнуть в президентских апартаментах за 250 тыс. рублей в сутки. На этом фоне «Хилтон-гарден» на Новой Риге, предлагающий полный пансион в стандартном номере за 15 900 рублей с человека за сутки выглядит чуть ли не как дискаунтер.
Увы, практика показывает, что получить качественное обслуживание в российских гостиницах зачастую невозможно ни за какие деньги.
«В начале февраля подруга уговорила меня поехать отдыхать в подмосковный четырёхзвёздный парк-отель «Солнечный». Выбрали недешёвый номер – за 10 тыс. рублей в сутки. На рекламных фотографиях на сайте были красивые деревянные апартаменты. По факту же получили небольшую комнату с двумя крошечными кроватями, которые мы в шутку стали называть «шконками», такими маленькими и неудобными они оказались», – поделилась впечатлениями москвичка Ирина К.
Большая жадность
Что ещё интересно: с потоком туристов не справились не только отельеры, но и перевозчики, даже несмотря на то что цены по традиции улетели до небес, а по некоторым направлениям свободные места оставались только в бизнес-классе. Именно так вышло, например, с рейсом «Аэрофлота» Москва – Калининград, купить билеты на который на прошлой неделе можно было только за 25 тыс. рублей. При этом в бизнес-тарифе перевозчика появилось разделение на «базовый», «оптимум» и «максимум», ранее характерное для тарифов эконом-класса.
По оценкам аналитиков туроператора Алеан, Калининград в феврале вошёл в тройку самых популярных направлений. Из-за этого найти там недорогую гостиницу стало невозможно уже в середине февраля. В начале месяца стоимость размещения в отеле три звезды на праздничные даты начиналась от 7200 рублей за двухместный номер в сутки, в отеле четыре звезды – около 15 тыс. рублей, пять звёзд – порядка 70 тысяч.
Традиционным лидером оказался Краснодарский край (52% бронирований). На агрегаторе Островок.ру в середине прошлой недели ещё можно было найти номер в Сочи на двоих в четырёхзвёздочном отеле за 27 тыс. рублей на три ночи. За номер в пяти звёздах пришлось бы выложить около 60 тыс. рублей. На этом фоне цены на авиабилеты Москва – Сочи выросли, казалось, незначительно: порядка 10–11 тыс. рублей за самый дешёвый безбагажный тариф по сравнению с обычными 4–5 тысячами. Подвох, однако, заключается в отсутствии дешёвых обратных билетов. Рейс Сочи – Москва на 26 февраля обойдётся как минимум в 30 тыс. рублей. Свободных мест по такому тарифу оставалось считанные единицы.
КСТАТИ
Причём нынешний ценовой бум – это лишь репетиция летнего сезона. Ждать снижения цен, очевидно, не приходится. Оно и понятно: в этом году бронирование летних туров уже началось.
«Объёмы продаж летних туров в январе 2023 года на 60% превысили показатели годичной давности. Такого хорошего января по продажам туров на лето не было ещё никогда», – рассказал гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Таким образом, туроператорам явно не придётся устраивать распродажи, а потому чем ближе к лету, тем выше будут становиться цены на туры.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Дико и дорого
Решить проблему с нехваткой мест и инфраструктуры за сравнительно недолгий срок можно было бы с помощью развития кемпингов. Также хорошим подспорьем могло бы стать возрождение турбаз в том же Подмосковье.
Современный «дикий туризм» сегодня может быть вполне комфортным. Например, автодома, или кемперы, вполне могут сравниться с полноценными номерами в отеле. Здесь вам и спальня с кроватью с матрасом king-size, полноценный санузел, кухня с плитой и гостиная с мягким гарнитуром. В теории автокемпинг мог бы удовлетворить запросы как взыскательных путешественников, любителей комфорта, так и тех, кто нацелен на максимально бюджетный отдых. Кстати, предложений по аренде автодомов нынче немало. В бюджетном сегменте предложения начинаются от 7–9 тыс. рублей в сутки. А стоимость аренды комфортного автодома со всеми удобствами доходит до 40–60 тыс. рублей.
Однако развитие кемпинга невозможно без инфраструктуры. К сожалению, в России пока даже на федеральных трассах поездка в автодоме по ямам и колдобинам может превратиться в настоящий кошмар. Корреспондент «Нашей Версии», отправившийся в путешествие по широко разрекламированной трассе на Казань (которая, напомним, должна стать основной артерией в Азию), уже под Ногинском и Покровом был вынужден постоянно съезжать на обочину, дабы не лишиться колеса в дорожных ямах. Глядя на такие дороги, всякая охота к аренде шикарного автодома отпадает сама собой.
Нет у нас пока и развитой кемпинговой инфраструктуры. На интерактивной карте на ресурсе кемпингироссии.рф нам удалось обнаружить всего порядка 100 кемпингов. Причём следует иметь в виду, что зачастую речь может идти о месте с оборудованной парковкой близ черноморского пляжа. При этом ни оборудованного спуска к воде, ни проката шезлонгов и зонтиков, ни даже стабильной мобильной связи в таком кемпинге может не оказаться.