Найти тему
Блог о Египтологии

Египетские иероглифы: язык богов

Египетские иероглифы - одна из старейших систем письма в мире, насчитывающая около 5200 лет. Известные в древнем Египте как "язык богов" и, как говорят, созданные богом знаний Тотом, иероглифы были жизненно важны для выполнения царских обязанностей и использовались могущественными фараонами и их писцами для записи достижений своего правления. Сегодня миллионы иероглифов в священных текстах, саркофагах, гробницах и памятниках остаются памятью об ушедшей высокоразвитой цивилизации.

Древнеегипетская система письма представляет собой изобразительное письмо с огромным количеством символов: 24 из которых обозначают то, что можно было бы распознать как буквы, а другие являются целыми словами или сочетанием согласных. Существует от 700 до 800 основных символов, называемых иероглифами, и нет никаких пунктуаций или указания того, где начинаются или заканчиваются слова или предложения.

Иероглифы обычно читаются справа налево, сверху вниз и не используют пробелы или знаки препинания. Но в любом случае, читать их нужно на встречу изображению. На стенах храмов и гробниц в Египте они обычно появляются в виде колонн.

Жрецы использовали иероглифы для записи молитв и текстов, связанных с жизнью после смерти и поклонением богам. При подготовке своих гробниц многие граждане Египта имели иероглифические путеводители по загробному миру, написанные на поверхностях стен гробниц и внутри саркофагов. Картуш был типом именной бирки на тех же саркофагах, часто предназначенной для членов царской семьи, и имел продолговатую форму. Его также можно найти на египетских памятниках и папирусных документах.

Иероглифические надписи на стенах храмов и других памятниках использовались в декоративных и сакральных целях. Части Книги Мертвых, сборника заклинаний, которые, как верили древние египтяне, помогут им в загробной жизни, были начертаны на саркофагах и на стенах гробниц.

Картуши Рамзеса II в Танисе.
Картуши Рамзеса II в Танисе.

Надписи, найденные на стенах храмов, могилах и памятниках, были обречены на "вечность". Иероглифы сохранили свое значение как средство общения с богами, и египтяне считали, что их язык был подарком от Тота, их лунного бога мудрости и богини Сешат, богини искусства письма, литературы, судьбы.

Египетские иероглифы, взятые из окружающего мира

Древние египтяне отвергли использование абстракции в своем языке, и иероглифы черпали из многих элементов окружающего их физического мира. Наиболее полными и очевидными являются иероглифы, посвященные людям и частям человеческого тела, однако другой, не менее важной категорией являются животные и птицы. Есть также разделы иероглифов для инструментов и оружия, драгоценностей и многого другого.

Важность древнеегипетского писца

Не все в Древнем Египте умели читать и писать иероглифы, что делало их значение непонятным для простого гражданина. Этими знаниями обладала только одна группа, и они назывались писцами. Чтобы стать писцом, нужно было получить образование в специальной школе, на которую могло уйти несколько лет, и обычно туда поступали мальчики в возрасте шести или семи лет.

Писцы были незаменимы для фараонов. Эти писцы также могли иметь некототрое отношение к тому, как долго древнеегипетский язык смог выжить, поскольку иероглифы считались даром богов - изменение или отказ от них считалось настоящим святотатством.

Писец Каи.
Писец Каи.

Возникновение иератических и демотических письменностей

Около 2700 г. до н.э. было введено иератическое письмо (что в переводе с греческого означает "священнический"), которое было формой письма, более похожей на буквы алфавита. Со временем иератическое письмо стало широко использоваться как более быстрая и функциональная форма письма, и оно использовалось для монументальных надписей. Оно оставалось египетским письмом около двух тысячелетий или до тех пор, пока в 7 веке до нашей эры не было введено демотическое письмо.

Демотическое письмо было разработано на основе иератического и было еще более простым и читаемым письмом, излюбленным во всем Египте. Он использовался для административных целей и литературных текстов, научных трактатов, юридических документов и деловых контрактов. Это ознаменовало новое развитие языка именно потому, что это был своего рода диалект со своей собственной грамматикой. В греко-римский период демотика стала сценарием повседневной жизни, в то время как более старая иератика использовалась для священных писаний.

-6

Невозможно точно знать, как звучал древнеегипетский язык, но, изучая коптский, первую буквенную письменность египетского языка, можно получить приблизительное представление. Коптский язык написан греческим алфавитом, а шесть знаков взяты из демотического письма. Это был язык христианского периода в Египте с 395 по 641 год нашей эры.

Коптский вариант письма, в конечном итоге, заменил демотический шрифт в качестве широко используемого письма в Египте. Он состоял из ряда диалектов, по крайней мере шесть из которых имели статус письменного языка и вышли из моды примерно в 14 веке, когда арабы завоевали Египет и арабский язык стал преобладающим языком. Коптская письменность и язык, который она представляет, были ограничены литургическими целями в Коптской Православной Церкви.

После того, как Римская империя начала господствовать над египетской нацией, иероглифы стали исчезать из популярного употребления. К четвертому веку нашей эры Египет был обращен в христианство и без промедления принял греческий алфавит и коптское письмо, в результате чего традиционные формы письма страны пирамид вышли из употребления. Последняя датированная иероглифами надпись была сделана на стойке ворот храма в Филах в 396 году нашей эры.

Знаменитый Розеттский камень

Древнеегипетские иероглифы были совершенно не поддающиеся расшифровке в течение 1400 лет! - пока французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, отец египтологии, не расшифровал Розеттский камень в 1822 году. Сам Розеттский камень представляет собой документ с тремя надписями, расписанный указами жрецов от 196 г. до н.э. Мемфиса.

На камне есть текст, написанный группой священников в Египте в честь египетского фараона. Он представлен на трех языках, включая египетские иероглифы, которые использовались для написания религиозных документов, греческий язык, который был языком правителей Египта в то время, и демотический. Потребовалось 20 лет, чтобы расшифровать Розеттский камень после того, как он был обнаружен во время вторжения Наполеона в Египет в 1799 году.

Сегодня египетские иероглифы сохранились в двух формах: через полдюжины демотических иероглифов, добавленных к греческому алфавиту при написании коптского, и косвенно как источник вдохновения для оригинального алфавита, который был предком почти всех других когда-либо использовавшихся алфавитов, включая латинский алфавит. В Коптской церкви до сих пор говорят на ослабленной форме египетского языка.