Найти тему
MAKSIM IVANTEEVSKIY

Прииргизье от истока до устья

Вступление

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Во второй половине XX в. резко возросла нагрузка на окружающую среду, в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей. Наш сюжет как раз будет посвящён одному из самых красивых памятников природы Заволжья – река Иргиз.

Кому лень читать, можно посмотреть фильм «Прииргизье от истока до устья»

Из истории первых заселений в Иргизских степях

Иргиз - красивейший памятник природы, вдохновляющий людей искусства на создание великолепных произведений в музыке, литературе, живописи. На Иргизской земле родилось много известных исторических личностей, писателей, художников, музыкантов. На берегах Иргиза живут люди разных национальностей и культур. А вы когда ни будь задумывались почему Иргиз? , что это за название, и как вообще оно появилось?

В здешних местах, если обращаться к глубокой истории, жили разные древние народы. За пять тысяч лет до Рождества Христова здесь стояло скифское царство. Со временем оно ослабло, и скифов потеснили сарматы. К этому времени относится первая легенда об Иргизе, о любви и вечных ценностях. Через много веков появились другие легенды, но все они были связаны с красотой и светом. Об этом чуть позже.

Ски́фы — древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Скифы не имели письменности, из скифского языка известно более двух сотен слов, а также личные имена, топонимы и глоссы в античных и клинописных источниках.
Ски́фы — древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Скифы не имели письменности, из скифского языка известно более двух сотен слов, а также личные имена, топонимы и глоссы в античных и клинописных источниках.

Через заволжские степи проходили авары, хазары, печенеги, половцы. Половцы оставили после себя множество курганов, похожих на холмы с каменными статуями на вершинах под названием «каменные бабы». Одна из таких баб, найденная в с. Березово, находится в Пугачевском краеведческом музее. До сих пор существует языческое поверье, что если загадать желание и дотронуться до древнего изваяния, то желание сбудется.

Шло время, и настала середина XVI века... Времена Ивана Грозного... 1565 год - начало опричнины. Верный царю Малюта Скуратов руками стрельцов грабит, убивает непослушных бояр. Страдают и простые люди. Одни - спасаясь от смерти, другие - от произвола своих хозяев ударяются в бега на вольный Дон и вольную Волгу. Донские и волжские казаки - это тот народ, который покинул свои родные места, но не покорился, не дал на растерзание свои жизни. Эти гордые и свободолюбивые люди стали первыми осваивать новые необжитые земли.

Волга кормила, поила, давала приют и свободу. Уже тогда наметились тесные родственные дружеские связи между свободолюбивыми людьми, жившими на Дону и Волге. Казаки общались друг с другом. Волга и Дон становились ареной средневековых бунтов, крестьянских восстаний и войн.

Но самыми тихими, спокойными и безопасными оставались, конечно, реки - притоки Волги, каковыми являются наши Большой и Малый Иргизы. О том, что здесь в те далекие времена основательно обосновались люди, говорят исторические события и задокументированные факты.

О том, что наш Большой Иргиз был известен людям задолго до того, как его берега стали заселяться, говорят и более ранние документы. Одно из первых упоминаний о нашей реке относится к первой четверти X века. 4 марта 921 года из Бухары на Волгу, к царю волжских булгар Алмушу, принявшему мусульманство, отправилось большое посольство багдадского халифа Муктадира. В составе этого посольства был арабский писатель Ахмед Ибн-Фадлан. Он подробно описал путь посольства в столицу Волжской Булгарии. Ибн-Фадлан пишет: «Потом мы сделали остановку у реки Джайх (Пик, Урал), а это самая большая река, которую мы видели... Потом мы переправились через реку Джаха (Чаган, правый приток реки Урала), потом через реку Ирхиз, потом через Богач (Моча, Чапаевка), потом через реку Самур (Самара), через Кин ал (река Кинель), потом через реку Сух (Сок), потом через Кинджюмо (Кандурча) и попали в страну народа из числа тюрок, называемого башкиры...». (Слово «башкиры» произошло от тюркских слов: «баш» - голова, главный; «корт» — волк; «кор» - круг, корень, племя).

К середине XVI века Золотая Орда совсем ослабла под напором русских воинов. Ее силы истощала и внутренняя междоусобица. Из состава некогда могучего государства вышли крымские татары, в 1552 году Иван Грозный завоевал Казанское ханство, а в 1556 году присоединил к Руси и Астраханское ханство.

Только тогда, когда в Крым ушли два его собственных сына, он срочно обратился за помощью к Ивану Грозному. В 1555 году Исмаил просил поставить заслоны или крепости на трех ногайских переправах: на «Переволоке» (ныне город Волгоград), на Самарском Устье (ныне город Самара) и на Иргизе (в устье реки Большой Иргиз). Он просил устроить русские заслоны, чтобы воспрепятствовать бегству народа из Орды, не пропустить ногайцев через Волгу. Иван Грозный обещал помочь своему южному союзнику, но начавшаяся Ливонская война не позволила осуществить данное обещание.

В 1578 году на трон Ногайской Орды взошел сын Исмаила - Урус. В отличии от своего отца, он был враждебно настроен по отношению к Руси и поэтому осуществлял частые набеги на русское государство. Вот тогда-то и вспомнили Русичи о предложении Исмаила. Занимался этим уже царь Федор Иоаннович - сын Ивана Грозного.

В 1586 году для защиты границ русского государства основывается Самара, в 1589 - Царицын, ныне Волгоград, в 1590 году возводится крепость Саратов на левом берегу, который в 1674 году был перенесен на правый берег Волги, где стоит и поныне. В летописи тех лет говорится, что основатели Саратова князь-воевода Григорий Осипович Засекин и его помощник - стрелецкий голова Федор Туров в обустройстве Саратова опирались не только на строителей, стрельцов, но и привлекали так называемых «вольных казаков» из близлежащих и отдаленных мест...

Начиная с середины XVI века Большой и Малый Иргизы являлись водными транспортными артериями свободных волжских варниц. На берегах рек располагались становища, поэтому сюда, на Волгу и Прииргизье, бежали от нищеты и несправедливости люди из центральных районов России, а после раскола христианской церкви в XVII веке устремились сюда и раскольники-староверы, которые сыграли видную роль в становлении и развитии нашего края. Но мы к этой теме ещё раз вернёмся.

Легенды об Иргизе!?

Как я выше говорил, с историей Иргиза связано ряд легенд. Первая из них гласит: «У человека по имени Якуп, что жил в ауле Хасаново, была одна единственная дочь. Отец нежно ее любил, желал, чтобы она росла по-мальчишески отважной и неустрашимой. Сам Якуп был хорошим охотником и отменным стрелком. Он брал на охоту свою дочь, снабдив ее необходимым оружием, одобрял ее участие в скачках. В те времена между соседними племенами постоянно происходили стычки и даже кровопролитные сражения из-за леса, воды, и пастбищ для скота. Башкиры этого края воевали в основном из-за выгонов и пастбищ. В одном из таких сражений вместе с аулчанами участвовали и отец со своей дочерью. И она не только не посрамила девичье имя, но и уди­вила всех чисто мужскими подвигами. Когда она самозабвенно преда­лась битве, в спину ей угодила вражеская стрела. Но она точно и не заметила ее — продолжала сражаться, забыв обо всем, пока силы не стали иссякать и мир не померк перед глазами. Оглянулась она — а во­круг ни единой души. Отважная девушка упала на седло, и верный конь привез ее на родину. Так, в седле, девушка и умерла, а до предела уставший конь едва дотащил ноги до дома. Остановился он. Девушка упала на землю. Но верный конь ее не покинул, он выщипал вокруг всю болотную траву, а затем стал фыркать и рыть землю копытом, как бы призывая свою хозяйку подняться с земли. И вдруг в том месте, где он вырыл большую яму, ударил из-под земли прозрачный поток воды и устремился по низине, прорывая себе русло. Девушку с большими почестями похоронили па том месте. «Это бы­ла девушка с львиным сердцем!» — говорили про нее. «Она была де­вушкой-мужчиной — ир-кыз!» С тех пор и осталась связка этих слов — «ир-кыз». Постепенно тот выбившийся из под копыт ее коня ручей тоже стали называть «Ир-кыз». Прошли годы. Память о «Ир-кыз» не забылась. Только слова те несколько видоизменились, и реку стали называть «Иргиз». Народ хранит в своем сердце и свою отважную «Ир-кыз» и полноводную реку свою Иргиз»

Вторая легенда напрямую связана историей Ивантеевской Канаёвки: «В нашей местности, территория которого входила в состав Золотой орды, неподалеку друг от друга обосновались на жительство два хана. Они враждовали между собой. В семьях этих ханов росли дети. Повзрослев, они полюбили друг друга. Отцы были против их брака. Сын, узнав, что отец насильно решил женить его на другой девушке, приехал к той, которую очень любил и рассказал ей об этом. Юношу звали Ырыс, а девушку - Канае. Ырыс и Канае не мысля дальнейшей жизни, друг без друга, бросились с обрыва в реку и утонули. В честь их верной любви речку называют Иргиз, а красивое селение - Канае. Но ведь это только красивая легенда, передающаяся из поколения в поколение. Существует также предположение, что в XVII — XVIII веках земли нашей местности были отданы помещику - дворянину Канаеву. Он образовал здесь поместье, а деревню, принадлежащую ему, стали называть по его фамилии - Канаевка. Но в музее нет документов, которые могли бы подтвердить данное предположение» Впрочем, это уже другая история, о которой можно узнать в сюжете об истории образования села Канаёвка.

Более подробнее вы можете узнать в сюжете о Канаёвке

А мы продолжаем третьей легендой: «В эпоху бронзы здесь появились первые поселения, их остатки обнаружены по берегам озера Калач и реки Большой Иргиз. В конце IV века н.э. сюда пришли жестокие гунны (монголоидная раса), уничтожавшие все на своем пути. В конце IX века здесь кочевали и жили орды печенегов. В эти периоды большинство завоевателей шло на Русское государство с Востока, неся с собой беды и разрушения живущим тут народам. Среди нападающих были разные племена. С одним из таких нашествий связана еще одна легенда о степной реке.

Слово «ирис» в переводе с греческого – «радуга». За необыкновенную красоту, радужность расцветки получил свое название цветок ириса.
Чудо природы – радуга всегда восхищала людей своей загадочной красотой.
А в этот день небесное явление растревожило душу воина-поэта.
Через весь купол послегрозового фиолетового неба перекинулась блестящая свежевымытыми красками радуга. Один конец её опустился во взбудораженные непогодой воды реки, а другой – видимо, в такую же степную реку. Вбирая по капле зеркальные брызги реки, радуга становилась все ярче и ярче.
И тогда поэт воскликнул: «Цветок ириса! Смотрите, в небе расцвел ирис!» - «Где?» - не понял его рядом стоящий воин. «Вон, смотри! Один лепесток цветка прильнул к реке, а другой – пьет воду из такой же бурлящей красавицы, как эта! Клянусь, я найду и ту реку!» Кочевники шли на запад. Позади остались казахстанские просторы, где поэт назвал один из притоков реки Тургай Ирисом. Но воины переиначили его по-своему – Иргизом. Так это слово звучало для них понятнее и благозвучнее. Иргиз – будто удар бича, иргиз - взвизг меча в бою. Такое название река сохранила и до наших дней.

Когда племена вступили в заволжские степи, то увидели вторую реку и поразились её красоте. Воды её неслись с востока на запад, то устремляясь вперед, то замедляя бег. В лучах заходящего солнца вода струилась, играя всеми цветами радуги. Увидев это, поэт воскликнул: «Я нашел реку, в которой пила влагу радуга!» И назвал её тоже Иргизом. Только в отличие от казахстанского этот Иргиз был наречен Большим, потому что в летние месяцы не пересыхал, как тот, а величественно нес свои воды в могучую Волгу, омывая ими плодородные берега»

Затем направим взгляд на четвёртую легенду: «Предание гласит, что в старину рядом с башкирами кочевали калмыки. В те далекие времена башкирами управляли бии. Дочь одного из биев звали Гулистан, она славилась своей красотой. Женится на ней вознамерился калмыцкий хан. Однако девушка отказалась выходить замуж за правителя калмыков. Отказ привел к войне между народами. Между калмыками и башкирами завязалось сражение. В какой-то момент кочевники стали одерживать верх над башкирами. Гулистан наблюдала за ходом сражения вместе с отцом с высокого места. Девушка увидела, что её народ терпит поражение и решила воодушевить воинов. Она села на коня и возглавила отряд. Этот поступок привел, воодушевил башкирских воинов, они усилили натиск на противника и смогли переломить ход битвы. Калмыки разбежались. Победа в сражении привела башкир в ликование. Они решили назвать реку в честь главной героини битвы — Гулистан. Реку назвали Ир-Кыз, что переводится на русский язык, как «молодец девушка»

-11

Итак, я рассказал всего 4 легенды об Иргизе, но это не всё, так как в одной статье всё не уместить.

Прииргизье во времена заселения староверами

Староверами или старообрядцами называют православных христиан, которые отвергают церковную реформу середины XVII века, проведенную патриархом Никоном. Смысл реформы был в унификации богослужебной традиции и "книжной справе" – исправлении накопившихся ошибок славянского перевода Священного Писания.
Староверами или старообрядцами называют православных христиан, которые отвергают церковную реформу середины XVII века, проведенную патриархом Никоном. Смысл реформы был в унификации богослужебной традиции и "книжной справе" – исправлении накопившихся ошибок славянского перевода Священного Писания.

Но не только легендами славится Иргизская местность, но массовым заселением староверами. Староверчество или старообрядчество - совокупность различного рода религиозных групп и церквей в России, возникших в середине XVII века в результате раскола Русской православной церкви, отказавшихся признать нововведения патриарха Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном Соборе 1666-1667 годов и преданы суду «градских властей» (государственных). Для раннего старообрядчества характерны отрицание мира, в котором господствует антихрист, приверженность старым церковным обрядам, пропаганда близкого конца света.

В конце XVII века старообрядчество распалось на два основных направления: «поповцев» и «беспоповцев». Свободные и раздольные Прииргизские степи принимали к себе тех, кто бежал от крепостного гне­та, становясь вольницей «армии Юрьего дня»...

В документах тех далеких времен можно полу­чить сведения о том, как наши предки осваивали но­вые земли. Например, царю Федору Иоановичу (сыну Ивана Грозного), правившему Русью с 1584 по 1598 годы, ногайский князь Урус неоднократно слал депе­ши - жалобы на «воровских казаков», захвативших его лучшие земли по Волге и степным речкам, просил помощи в наведении порядков, установленных договором великого князя и царя Иоана Васильевича (Ивана Грозного), да в наказании виновных... Таким образом, беглые «воровские» люди, а впоследствии «волжские казаки», избрали тактику за­хвата за­хвата территорий и войны с теми, кто мешал им устраивать свою вольную жизнь...

В 1656 году произошел раскол в русской православной церкви. Жившие в «вольных волжских варницах» не признали новую веру. Они поддержали сторону старца Аввакума, ставшего духовным и идейным наставником староверов. Сюда, на Волгу, и устремилась часть приверженцев старой веры, подвергшаяся гонениям. Наряду с Северным, Уральским, Сибирским и Заграничными (Польша, Румы­ния, Венгрия и другие страны), Волга стала одним из крупнейших центров старообрядничества на Руси. Переселение большого числа единоверцев привело к тому, что в нашем Заволжье образовались крупные населенные пункты, ставшие впоследствии городами: Хвалынск, Пугачев, Вольск, Балаково... Официально считается, что многие из них основаны в конце XVIII века старообрядцами, вернувшимися на волжские земли после указа Екатерины II.

Екатери́на II — императрица и Самодержица Всероссийская. Монарх просвещённого абсолютизма. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа — Петра III, вскоре погибшего при невыясненных обстоятельствах.
Екатери́на II — императрица и Самодержица Всероссийская. Монарх просвещённого абсолютизма. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа — Петра III, вскоре погибшего при невыясненных обстоятельствах.

Старообрядцы селились колониями, образуя свои слободки в окружности восемьдесят-сто километров. Здесь люди мало занимались земледелием, а развивали ремесла: кузнечное, портняжное, скорняжное, обувное... Мастерство ремесленников достигало высокого совершенства. Их изделия начали вытеснять товары православных ремесленников. Посыпались многочисленные жалобы к властям и требования усилить гонения, чтобы разорить «ложную церковь».

Гонимые и преследуемые проявляли особую солидарность друг к другу, и в этом заключалась их сила. Новая колония строилась «миром». Волжане помогали уральцам, сибирякам, польские староверы оказывали помощь северянам и волжанам. Между колониями существовала постоянная почтовая связь, финансовая и материальная взаимопомощь. Старообрядческий «банк» постоянно пополнялся средствами на «черный день». Таким образом, старообрядчество - очень жизнеспособное направление в христианстве. Его подпитывала жизнеутверждающая сила, основанная на вере в истинность и правильность старой, дониконовской, веры и глубокая убежденность в ее всеобщем осознании и принятии. Поэтому люди шли на жертвы, на смерть (Аввакум, боярыня Морозова). В противном случае эта вера погибла бы в результате травли, гонений, растянувшихся на века...

В 1606 году появилось поселение на Волге - «Сосновый Остров» (ныне город Хвалынск). В 1699 году образовалось староверческое село Малыковка (ныне город Вольск). Знакомясь со старинными описаниями наших степных мест, я хочу выделить следующее: «...земли луговой стороны Волги (левобережной - прим, автора) в продолжении первой четверти XVIII века были вполне во власти колмыков, коих посещали наездом лишь их сотоварищи по нападению на русские окраины - башкирцы. Область, орошаемая реками Большим и Малым Иргизами была местом, где они временно встречались и вместе кочевали...Земли на левой стороне Волги не меряны и не межеваны... Идти столбов ставить, ям копать и на деревьях грани насекать невозможно. Калмыки и башкирцы кочуют зимовьями и русских людей там жилья ничего нет... По реке Иргизу калмыки и башкирцы воровскими кочевьями зимуют и за зверями ходют, их колют и грабят... Они на луговой стороне пашни не пашут и сено не косят... А вокруг той земли дикая и порожняя степь и жилья ничего нет...» Так свидетельствовали начальству монастырские писцы Малыковки и Терсы в 1710 году.

На волжские просторы, как новые и перспективные районы по производству хлеба, обратил внимание еще Петр I. Петровская военная реформа, развитие кораблестроения, создание флота, развитие промышленности, науки требовали большого количества людских ресурсов, концентрации их в определенных местах - будущих промышленных городах. Новые экономические центры создавались в районах, малопригодных для производства продуктов питания (север, Урал). Поэтому в целях создания нового сельскохозяйственного района по производству зерна взор русского царя был обращен на степное Поволжье. В 1704-1706-е годы по личному указанию Петра I в Поволжье перевозятся 2000 крестьян из центральных районов страны. Здесь же селятся около 1000 староверов с Урала, северных и западных районов России. Этих переселенцев обустраивали в правобережной зоне сегодняшней Саратовской области по берегам рек Терешка, Медведица, Хопер. В нашей левобережной же части Поволжья по берегам Большого и Малого Иргизов, Большого и Малого Узеней,

Еруслану селились те, кто бежал от гнета крепостников-помещиков, или люди, скрывавшиеся от принудительных строительных работ на уральских металлургических заводах, судостроительных вервях в Архангельске, Петербурге и других неимоверно тяжелых повинностей. Царская канцелярия содержала специальных сыщиков для поимки беглого люда. Только на берегах рек Чижи, Большой к Малый Иргизы в 1706 году было схвачено 242 беглых, которых по распоряжению Оренбургского гу­бернатора доставили на различные казенные работы.

«Сосновый Остров» (Ныне Хвалынск) возглавил в то время центр старообрядчества в этом районе Поволжья. Большой и Малый Иргизы становились транспортными артериями, связывающими волжских староверов с уральскими и сибирскими единоверцами. Появились старообрядческие заим­ки с небольшими скитами по Малому Иргизу в районе сегодняшних сел Ружьевка, Дороговиновка, а на Большом Иргизе «миром» строят скиты в районе сегодняшних сел Преображенка, Гусиха... Сюда в глушь, на летний сезон съезжались люди на заготовку леса, продуктов питания на зиму: рыбы грибов, ягод, лекарственных трав, меда, воска не только для себя, но и для своих братьев по вере живущих в отдалении.

Со временем эти сезонные места обитания становились постоянными. Идейные центры старо­обрядчества заботились о маленьких колониях, оказывая им всяческую помощь. На северо-востоке Саратовского края, вплоть до XX века, существовали еле различимые, поросшие травой и сглажен­ные сохой землепашца, так называемые в народе «сиротские дороги», которые тянулись от Волги через Большой Иргиз и выходили на Общий Сырт и Уральские горы. Эти дороги связывали межд\ собой беглых людей, людей, преследуемых за старую веру, проживавших в бегах на Волге и Урале.

Развивались сухопутные старообрядческие почтовые тракты между крупными и малыми посе­лениями. Они легли в основу реформы Российской государственной почтовой службы в конце XVIII, начале XIX веков. Многие староверческие тракты вошли в единую почтовую трассу Российской импе­рии.

В тихих уголках Прииргизья староверам вольготно и свободно. Об иргизских скитах станови­лось известно везде, где жили староверу-изгнанники, и сюда потянулись их единоверцы из всех ре­гионов великой России и Польши.

В середине XVIII века старообрядчество окрепло, стало обладать «великим весом» в стране. Е «великие промыслы и торги», которые вели староверы между собой, «вплетались» и православные ремесленники, купцы, земледельцы. У староверов стали накапливаться финансовые средства. Екате­рина II увидела в приближении к себе старообрядцев возможность пополнить государственную каз­ну за счет финансов староверов. Поэтому и только поэтому, по моему глубокому убеждению, 7 де­кабря 1762 года она издает Манифест, разрешающий селиться в России людям «всех наций», и при­глашавший в русское государство всех бывших беглецов-раскольников (в Поволжье переселяются I немцы). Данный документ вы увидете на экране

Манифест, разрешающий селиться в России людям «всех наций»
Манифест, разрешающий селиться в России людям «всех наций»

Автором проекта Екатерининского Манифеста, как считал саратовский историк Перетякович, был Малыковский экономический крестьянин Иван Серебряков, кото­рый настойчиво указывал на побережье Иргиза, как на место наиболее удобное для поселения приглашенных из- за границы старообрядцев. Такая настойчивость Серебрякова позволяет предположить, что ему было известно о существовании в этом малодоступном прави­тельственному надзору тайных поселений старообрядцев. Он, по-видимому, имел влиятельных чи­новников в окружении Екатерины II и с помощью них смог убедить царицу о месте поселения буду­щих переселенцев и о возможности с их помощью усиления экономического развития левобережного района Саратовского Приволжья.

На левом берегу Волги, в речных долинах Большого и Малого Иргизов староверам выделялись в пользование 70 тысяч десятин земли (чуть более 76 тысяч гектаров) лучшей Заволжской степи. Раскольникам было обещано немало льгот, одна из главных — освобождение от всех податей и работ сроком на шесть лет.

В Заволжье потянулись переселенцы из местечка под названием «Ветка», что находилось не далеко от нынешнего Гомеля. Эта земля в XVIII веке принадлежала Польше, поэтому и говорится в документах того времени: старообрядцы - переселенцы из Польши. «Ветка» была создана расколь­никами, бежавшими от преследований в конце XVII века. Со временем здесь образовалось 14 рас­кольничьих слобод с населением в 40 тысяч человек.

В конце XVIII века на Иргизе появились первые скиты: «Авраамий» с двенадцатью староверца­ми (недалеко от сегодняшнего села «Криволучье»), затем иеромонах Пахомий и монах Филарет с семнадцатью товарищами в двух-трех верстах от сегодняшнего Пугачева основали еще один, а Исакий с братией в пять человек в семи верстах от второго, воздвигли третий скит. По этим именам и назывались селища. Расположившись по течению Большого Иргиза, они впоследствии стали имено­ваться Нижний, Средний и Верхний скиты.

Монахи вели строгую аскетическую жизнь, чем снискали почтенное уважение окрестных ста­роверов, которые приходили в скиты за получением благословения и объяснением правил отшельнической жизни, а некоторые просили либо окрестить мла­денца, либо совершить какой-либо другой обряд.

Население Прииргизского Заволжья стало увеличи­ваться. Переселенцы и староверы начали обживать новые территории в верховьях Малого и Большого Иргизов. Эти поселения стали своеобразной пограничной зоной между другой волной заселения восточных территорий Саратов­ского Заволжья башкирцами и южными славянами - сер­бами. Эти народы заселяли пустынные степные просторы сегодняшнего Перелюбского района. Возможно, что на территорию Ивантеевского района их не пустили как раз староверы, прибывшие на Иргизы из заграничного изгна­ния...

Вот в такое интересное с исторической точки зрения время началось образование некоторых сел на территории Ивантеевского края. Первое из них на Ивантеевском Прииргизье образовалось в промежутке между 1715-м и 1720 годами под мастеровым названием «Кирпичи», ныне село Клевенка, но это уже другая история.

Более подробнее вы можете узнать в сюжете о Клевенке

Карта Прииргизья Земли Ивантеевской
Карта Прииргизья Земли Ивантеевской

Прииргизье во времена Пугачёвского восстания

Сёла на Большом Иргизе стали образовываться после ураганом пронесшейся крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева.

Емелья́н Ива́нович Пугачёв — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Всероссийский Пётр III жив, Пугачёв назвался им, он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым известным из них.
Емелья́н Ива́нович Пугачёв — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Всероссийский Пётр III жив, Пугачёв назвался им, он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым известным из них.

В 1772 году в раскольничьем монастыре близ слободы Мечетной (ныне город Пугачев) у старца Филарета дважды побывал будущий командующий крестьянской армией. Здесь он получил благословение на борьбу с “супостатами” и выехал поднимать народ. С Емельяном Пугачевым на "праведную борьбу” отправился раскольничий старец Гурий, который стал духовным наставником атамана, следовал за ним по всем дорогам военных событийгот Вол-ги до Урала и впоследствии принял мучительную смерть... * Напуганная размахом крестьянского восстания, императрица Екатерина II посылает на борьбу с восставшими войска под командованием графа П. И. Панина, а затем и Александра Васильевича Суворова - гордость русской армии, которому дает распоряжение схватить главного бунтовщика, указывая на то, что Пугачев ”... по сокращении его... толпы и по рассеянии её... в случае побегу искать спасения вознамерится на Иргизе-Узене в тамошних мурчу-гах или у раскольников...”.

В марте 1774 года в места боевых действий прибывает гвардейский офицер Г. Р. Державин (впоследствии известный русский поэт) с секретным поручением, одоб ренным Екатериной II, которое гласило:"... что он под некоторыми другими видами ехал в тот край, а в самом деле яко в гнезде раскольничьей сволочи на Иргизе, в Малыковке и Узенях стерег бы Пугачева...”

Гаврии́л Рома́нович Держа́вин — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник
Гаврии́л Рома́нович Держа́вин — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник

Приехав в Малыковку (ныне г. Вольск), Державин заводит своих шпионов, но поймать Пугачева не удается. Секрет был раскрыт, шпионы казнятся сторонниками Е. Пугачева...

Местные жители Малыковки, слободы Мечетной, хотя и не участвовали в активных боевых действиях на стороне восставших, но оказывали им существенную помощь, доставляя пугачевцам продовольствие и разведанные данные о планах царских войск против Пугачева.

Александр Васильевич Суво́ров — русский полководец, основоположник русской военной теории. Генерал-фельдмаршал, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных
Александр Васильевич Суво́ров — русский полководец, основоположник русской военной теории. Генерал-фельдмаршал, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных

В 1775 году, после разгрома восставших под Царицыным (ныне г. Волгоград), Е. Пугачев переправился через Волгу и устремился степью на Яик (ныне г. Уральск). С ним осталась небольшая группа его сподвижников. Среди них вскоре начались раздоры... На реке Большой Узень, вблизи Алек-сандрового Гая, Пугачев был предательски схвачен изменившими ему казаками и доставлен в Яикскую крепость (г. Уральск). Оттуда под усиленной охраной во главе с А. В. Суворовым, был доставлен в Москву по Сызранской дороге через наши степи. В старообрядческом селе Овсяной Гай (ныне село «Мосты») произошел сильный пожар из-за страшной грозы. Всю ночь по приказу Суворова солдаты не спали, охраняли пленника, опасаясь, как бы в этой суматохе крестьянский вождь не сбежал. И опасения великого полководца были не напрасны. Здесь, на Иргизе, в районе села Мосты Пестравского района Самарской области, была предпринята попытка освободить народного атамана из плена. Но она была неудачной. Факт природной стихии не позволил ее осуществить. Сторонники Емельяна Пугачева были схвачены и жестоко наказаны.

Таким образом, начав на Большом Иргизе свой освободительный поход, Емельян Пугачев на Большом Иргизе его и закончил...

Царское правительство жестоко расправилось с восставшими. Репрессии не миновали и Иргиз. Вот что писала царица графу Панину: “....хотя и усматриваю, что на реке Иргизу ныне малая часть поселенцев осталась, но не менее подлежит сие место бдению, ибо оно давно укрывательством служит ворам и беглым, коим раскольники, тамо скиты и монастыри заведшие, за добродетель почитают давать пристанище..., сие гнездо держать в узде надобно...”

Выполняя указания государыни, граф Панин посылает на Иргиз военные отряды, которые устроили бесчинства по отношению к староверам. Большинство из них в спешном порядке, бросив все на произвол судьбы, покидали насиженные места, разбегались по своим сезонным заимкам, разбросанным в отдалении от слободы Мечетной.

Граф Пётр Ива́нович Па́нин — генерал-аншеф и сенатор из рода Паниных, брат Никиты Ивановича Панина, воспитателя наследника Павла Петровича, шурин дипломатов И. И. Неплюева и А. Б. Куракина. Покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей следом войне с турками взял Бендерскую крепость.
Граф Пётр Ива́нович Па́нин — генерал-аншеф и сенатор из рода Паниных, брат Никиты Ивановича Панина, воспитателя наследника Павла Петровича, шурин дипломатов И. И. Неплюева и А. Б. Куракина. Покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей следом войне с турками взял Бендерскую крепость.

Так, во второй половине 18 века, в укромных излучинах Б. Иргиза, после описанных грозных событий, появились сегодняшние Гусиха, Журавлиха, Канаевка, Клевенка, о первых двух селениях мы поговорим чуть подробнее.

К этому историческому периоду относится, и образование на Большом Иргизе сел Журавлиха и Гусиха. Сюда, на сезонные иргизские заимки, после разгрома крестьянского восстания стали тайно собираться казаки, скрывавшиеся от преследований и староверы из разоренных волжских и иргизских скитов.

До сегодняшнего дня жители рассказывают историю жизни первых поселенцев, которые ныне стали легендами. Одну из них поведал в районной газете старейший житель Журавлихи Яков Викулович Толокнов. По левому берегу Большого Иргиза приходила почтово-торговая дорога из Саратова в Самару. Поселились в Журавлихинском лесу разбойники. Грабили они и проезжавших купцов, и почтовые повозки, наведывались они и в Журавлиху. Неспокойно стало жителям села: то разбойники терроризируют, то военные отряды, прибывавшие на поимки лесных пиратов... Вызвался один проходящий старичок выселить из лесной чащи недругов. Пришел он к добротной избе, выстроенной на лесной поляне и произнес очень решительно: «Именем бога нашего, Иисуса Христа, говорю вам – убирайтесь, чтобы духа вашего здесь небыло! Не мешайте людям спокойно жить в мире!» Атаман приказал зарубить непрошенного гостя. Кинулись разбойники выполнять волю атамана, да не тут-то было! Сабли крошатся на куски, ножи ломаются на части, руки не могут коснуться старца... Старик вновь произнес сказанное прежде и спокойно ушел от них, как поговаривают, - словно сквозь землю провалился... С той поры мор нашел на разбойников, неудача следовала за неудачей. Покинули они вскоре журавлихинские места, как в воду сгинули... Стали поговаривать на селе, что это и был сам Господь Бог в образе старого путника. Возвели люди в селе церковь и стали беды обходить село стороной... Красивые легенды, но в них человеческое стремление к лучшей жизни, добру и справедливости.

В Журавлихе сегодня уже никто не живет. Село умерло. Но в нашем районе до сегодняшнего дня живут потомки тех первых поселенцев - донских казаков: Толокновы, Тихоновы, Пугачевы, Поповы, Костины, Терентьевы, Тарасовы и многие другие. Гусиха и Журавлиха заслуживают особого внимания в истории земли Ивантеевской об этом можно рассказать в отдельном сюжете.

Наряду с карательными мерами и проведением репрессий в связи с событиями Пугачевского восстания правительством Екатерины II принимались меры по усилению механизмов угнетения народных масс не только в столице, но и на местах. С этой целью с 7 ноября 1775 года начала осуще ствляться российская губернская реформа, которая вводила в стране новую систему административно-территориального деления. Вместо провинций создавались наместничества, пересматривались границы уездов. 11 января 1780 года был издан царский Указ об образовании Саратовского наместничества, в состав которого вошло 10 уездов: Петровский, Малыковский, Кузнецкий, Хвалынский, Сердобский, Аткарский, Балашовский и др.. Все наше саратовское левобережное Заволжье входило в состав Саратовского, Малыковского, Хвалынского уездов.

Территория бассейна реки Большой Иргиз входила в Иргизскую, а с 1806 года - в Мостовскую волость Малыковского уезда. Территория бассейна реки Малый Иргиз входила в состав Хвалынского уезда.

Таким образом, к концу XVIII века на территории сегодняшнего Малого и Большого Иригизах существовало три поселения людей: Клевенка, Канаевка, Бартеневка. Вслед за Бартеневкой на Малом Иргизе появилась Ишковка. Старообрядческие скиты располагались в районе нынешних Гусихи, Журавлихи.

Времена великого заселения наших краёв

Оте́чественная война́ 1812 го́да, во французской историографии — Ру́сская кампа́ния 1812 го́да — война между Российской и Французской империями на территории России в 1812 году. В российской историографии называлась «нашествием двенадцати языков» в связи с многонациональным составом армии Наполеона.
Оте́чественная война́ 1812 го́да, во французской историографии — Ру́сская кампа́ния 1812 го́да — война между Российской и Французской империями на территории России в 1812 году. В российской историографии называлась «нашествием двенадцати языков» в связи с многонациональным составом армии Наполеона.

После Отечественной войны 1812 года из разоренных войной земель Центральной России по решению царского правительства императора Александра I, началось массовое переселение крестьян на пустующие казенные земли Поволжья. В связи с этими историческими событиями стали появляться сёла и на Малом Иргизе такие как: Арбузовка, Раевка и Николаевка.

Алекса́ндр I Павлович — Император и Самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проведший в России умеренно-либеральные реформы. Удостоен особого эпитета в русской историографии — «Благословенный». Внук Екатерины II. Старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
Алекса́ндр I Павлович — Император и Самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проведший в России умеренно-либеральные реформы. Удостоен особого эпитета в русской историографии — «Благословенный». Внук Екатерины II. Старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

В 1828-1829 годах на Большой Иргиз приезжают первые переселенцы из Слободско-Украинской (впоследствии Харьковской) губернии. Украинцы - чумаки, возчики соли с Эльтона в Саратов, на Урал, по решению Саратовской Казенной Палаты получили казенную землю по берегам этой реки. Они становят хутор «Украинка» между нынешними селами Гусиха и Журавлиха. Позже, по неясным причинам, они переселяются выше по течению, в район сегодняшнего Горелого Гая. Через два года хутор выгорает и люди вновь уходят. Неподалеку от разраставшейся Канаевки, они основали селение Яблоновый Гай. Со временем жизнь вернулась и в Горелый Гай, но название это до сих пор напоминает о беде, постигшей людей в тот далекий 1830 год, а это уже совсем другая история.

Два фильма в одном - история Яблонового и Горелого Гаях, здесь вы можете более подробнее об этих сёлах

Иргиз как воднотранспортная магистраль

Фильм "Капитан ближнего плавания" 1968 год, режиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков

Как мы ранее говорили, начиная с середины XVI века Большой и Малый Иргизы, являлись водными транспортными артериями свободных волжских варниц. Судоходство по Иргизу началось в 1861 году. Тогда вверх по реке поднялся первый волжский пароход с двумя баржами груза. Вообще – то Иргиз глубоководен. Его средняя глубина 5-7 метров. Но на реке встречаются перекаты. Это места, где на поверхность выходят монолиты известняка. Поэтому суда с глубокой осадкой появлялись на Иргизе только в период паводка и уходили на Волгу еще по «большой» воде. Регулярное судоходство по реке берет начало с 20-х годов прошлого века. Товаро-пассажирские перевозки в основном осуществлялись на верхнем бьефе от Пугачева до Клевенки. Речное сообщение на нижнем бьефе от Пугачева до Березова не получило развития и было вскоре прекращено. Вообще, судоходству на Иргизе всегда мешали два обстоятельства. Это частые перекаты и крайняя извилистость реки. От Пугачёва до Балакова по суше 75 километров, а по Иргизу – 124 километра. Сравнение не в пользу водного транспорта. Тем не менее, он оставался долгое время если не единственным, то, во всяком случае, очень важным средством сообщения.

Работая с архивными документами, непременно стоит о судьбе «Двух капитанов» из материалов газеты «Пугачёвское время».

«Были капитаны речного плавания, люди избранной профессии, почти легендарные в степной заволжской степи. Поэтому обращение к Федору Ивановичу Мешкову, устройство музейной экспозиции к его 110-летию вполне естественно и закономерно. Оно связано с еще одним обстоятельством. В свое время известный кинодокументалист Д. А. Луньков снял о Мешкове фильм, который передает дух времени, характер капитана. Фильм делает Мешкова «своим» для всех поколений. Капитан, как добрый знакомый, обращается с экрана, заглядывает в будущее. Мешков понимает, что интерес к водному транспорту пропадает. С экрана впервые прозвучала идея о том, что теплоход целесообразно использовать для прогулок и отдыха граждан. Возможно, когда – то Пугачев придет к этому. Во всяком случае, очень хотелось бы.

Дми́трий Алексе́евич Лунько́в — российский сценарист и режиссёр документального кино, действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника» и Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.
Дми́трий Алексе́евич Лунько́в — российский сценарист и режиссёр документального кино, действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника» и Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.

Федор Иванович Мешков родом из Старой Порубежки. Женился перед войной. Причем любовь была с первого взгляда. Увидел девушку, заслал сватов – и пожалуйста, свадьба. Воевал с первых дней Великой Отечественной. Защищал Сталинград, был ранен, попал в пугачевский госпиталь. Санитаркой в госпитале была как раз его жена, Нина Яковлевна. Вот и встретились.

– Не плачь, говорил солдат, – видишь, живой.

Потом Мешков снова воевал. После Победы работал, а с 1958 года, после учебы, надел капитанский китель и до последнего дня водил теплоход «Чапаев» по Иргизу, перевозил пассажиров. Он был добр, ощущал чужую боль. Для многодетной соседской семьи выхлопотал трехкомнатную квартиру. До пенсии Федор Иванович не дожил один год.

У Мешкова четверо детей. Сын Сергей и два внука живут в Пугачеве. Им по праву положено гордиться отцом и дедом.

В Пугачевском пароходстве знали и другого капитана – Петра Ивановича Мысина. Это потомственный речник, поскольку его отец еще перед войной водил по Иргизу баржи с зерном и товарами и даже небольшой пароход с пассажирами. С 14 лет Петр Иванович пристрастился к судоходному делу, работал на подхвате у отца, хвастал перед сверстниками тельняшкой, положенной ему по должности как матросу. Хоть и речное это было ведомство, а при определении фронтовой дороги возымело свое действие, и попал Петр Иванович летом 1942 года воевать на Балтику в морскую пехоту в блокадный город Ленинград. Воевал знатно, имел награды, был ранен.

Демобилизовался солдат только в 1946 году. Вернулся в Пугачев и стал водить по реке суда. От матроса «поднялся» до капитана. Ездил в Сталинград на учебу и вернулся квалифицированным специалистом.

Речное судоходство – работа сезонная. Летом Мысин доставлял пассажиров из сел в город и обратно, осенью из Клевенского элеватора буксировал баржи с зерном в Пугачев, зимой готовил суда к новой навигации.

Появилась у Петра Ивановича семья, пошли дети. После многих лет в пароходстве Мысин перешел на работу в “Нефтеразведку”. Но это уже другая история.

Судьбы двух капитанов похожи. Они даже родом из одного села – из Старой Порубежки, оба воевали, оба водили суда по Иргизу. Возможно, когда будет собран материал о Мысине, мы увидим в краеведческом музее экспозицию о потомственном капитане речного плавания»

Вот такая вот интересная и богатая история у реки Большой Иргиз и Прииргизья, с рекой Большой Иргиз связан интересный, который известен не только в России и в Европе, а именно, это извилистость реки Большой Иргиз. При написании данной статьи были использованы материалы краеведческих музеев: Пугачёвского, Ивантеевского и Пестравского, материалы Пугачёвской газеты, а также книги Лисицына А.М. - Край Трёх Иргизов.